Быстродействующий запорно-отсечной клапан
Быстродействующий запорно-отсечной клапан относится к области арматуростроения и может быть использован для герметичного запирания трубопроводов с различными средами. Уменьшение затрат на изготовление и эксплуатацию БЗОК достигается благодаря тому, что исполнительные элементы системы управления механизмом перемещения штока выполнены в виде электромагнитных клапанов 7, связанных по управляющему сигналу с датчиками управления. (1 п. ф-лы, 1 илл.)
Полезная модель относится к области арматуростроения, конкретнее - к запорной трубопроводной арматуре, и может быть использована для герметичного запирания трубопроводов с различными средами.
Известны клиновые задвижки, содержащие корпус с уплотнительными поверхностями и крышкой, возвратно-перемещающийся шпиндель, связанный с шибером, и механизм перемещения шпинделя (см., например, патент РФ 2055258 по кл. F16К 3/12 за 1996 год).
К недостаткам известных задвижек следует отнести невысокое быстродействие, обусловленное выбранным механизмом перемещения шпинделя, что не позволяет использовать задвижку в режимах аварийного перекрытия трубопровода.
Наиболее близким к предложенному техническому решению по технической сущности и достигаемому эффекту является быстродействующий запорно-отсечной клапан (БЗОК), содержащий корпус с уплотнительными поверхностями и крышкой, возвратно-перемещающийся шток, связанный с шибером, механизм перемещения штока в виде пневмоцилиндра и систему управления механизмом, включающую
сообщенные по управляющему давлению исполнительные элементы в виде импульсных клапанов, сбросных клапанов, перепускных золотников и дросселей (см, например, БЗОК, черт. 1048-600-СП, ЧЗЭМ, г.Чехов, М.о., 1988 г.).
К недостаткам описанной конструкции следует отнести неоправданно широкую номенклатуру комплектующих системы управления механизма перемещения, что, кроме увеличения стоимости БЗОК, приводит к сложностям при его эксплуатации.
Задачей полезной модели является устранение перечисленных недостатков и уменьшение затрат на изготовление и эксплуатацию БЗОК.
Поставленная задача решается благодаря тому, что в известном быстродействующем запорно-отсечном клапане, содержащем корпус с уплотнительными поверхностями и крышкой, возвратно-перемещающийся шток, связанный с шибером, механизм перемещения штока в виде пневмоцилиндра и систему управления механизмом, включающую исполнительные элементы, по предложенной полезной модели исполнительные элементы системы управления выполнены в виде электромагнитных клапанов, связанных по управляющему сигналу с датчиками давления.
Описанное выполнение клапана благодаря отказу от использования широкой номенклатуры комплектующих системы управления механизма
перемещения удешевляет стоимость изготовления БЗОК и затраты при его эксплуатации.
На чертеже схематично представлен общий вид предложенного устройства.
Быстродействующий запорно-отсечной клапан содержит корпус 1 с седлами 2 и крышкой 3, в которой размещен силовой пневмоцилиндр механизма перемещения (на чертеже не показан), связанный через шток 4 с шибером 5. Механизм перемещения сообщен по давлению с системой управления 6, включающей электромагнитные клапаны 7, связанные по управляющему сигналу с датчиками давления (на чертеже не показаны).
Работа устройства при аварийном закрытии происходит следующим образом.
При изменении давления в трубопроводе (например, при его разрыве) сигнал с датчиков давления поступает на электромагниты 7, одна часть которых связана с надпоршневой полостью, а другая - с подпоршневой полостью силового цилиндра. Электромагниты 7 открываются, происходит сброс давления из подпоршневой полости с одновременным повышением давления в надпоршневой полости, благодаря чему шток 4 перемещается вниз и шибер 5 герметизирует седла 2. Происходит быстрое аварийное закрытие БЗОК.
Быстродействующий запорно-отсечной клапан, содержащий корпус с уплотнительными поверхностями и крышкой, возвратно-перемещающийся шток, связанный с шибером, механизм перемещения штока в виде пневмоцилиндра и систему управления механизмом, включающую исполнительные элементы, отличающийся тем, что исполнительные элементы системы управления выполнены в виде электромагнитных клапанов, связанных по управляющему сигналу с датчиками давления.