Комплекс для автоматизированного контроля запорно-пломбировочных устройств с электронной пломбой

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам, осуществляющим контроль состояния запорно-пломбировочных устройств с электронной пломбой. Комплекс для автоматизированного контроля устройств для запирания вагона с электронной пломбой содержит стационарно установленное на несущей раме, по меньшей мере, с одной из сторон рельсового пути и над ним устройство для считывания информации с электронной пломбы движущегося вагона и датчик счета вагонов, при этом устройства для считывания информации выполнены с возможностью их автоматического включения и работы при прохождении поезда через место их установки. Полезная модель позволит обеспечить возможность автоматического контроля запорно-пломбировочных устройств с электронной пломбой.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам, осуществляющим контроль состояния запорно-пломбировочных устройств с электронной пломбой.

Для пломбирования вагонов и контейнеров используются одноразовые (в основном механические) запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ), навешиваемые на специальные узлы для запирания вагонов закрытого типа (крытые вагоны, цистерны, рефрижераторные вагоны, вагоны-хопперы и другие), конструкции которых не могут противостоять криминальному механическому воздействию.

В настоящее время на железнодорожном транспорте разработаны конструкции запорно-пломбировочных устройств с электронными пломбами, которые обеспечивают: запирание (фиксацию закрытого состояния) (например, крышки люка цистерны), опломбирование при помощи электронной пломбы и ручного управляющего устройства (программирующего пломбиратора); фиксацию электронной пломбы в корпусе запорно-пломбировочного устройства при пломбировании.

Известно устройств аналогичного назначения, в котором контроль запорно-пломбировочных устройств осуществляется посредством неподвижных камер общего и детального осмотра (RU 2138077 С1, 20.09.1999).

Недостатком известного устройства является невозможность осуществления высокоэффективного и достоверного автоматизированного контроля устройств для запирания вагона с электронной пломбой, поскольку оно не может контролировать внесенную в устройство для запирания информацию.

Техническим результатом предложенной полезной модели является обеспечение возможности осуществления эффективного и достоверного автоматизированного

контроля устройств для запирания вагона с электронной пломбой.

Этот технический результат достигается за счет того, что комплекс для автоматизированного контроля устройства для запирания вагона с электронной пломбой содержит стационарно установленное на несущей раме, по меньшей мере, с одной из сторон рельсового пути и над ним устройство для считывания предварительно внесенной информации с электронной пломбы движущегося вагона и датчик счета вагонов, при этом устройства для считывания информации выполнены с возможностью их автоматического включения и работы при прохождении поезда через место их установки.

Если раньше функции пломбирования и запирания были сконцентрированы в одном съемном механическом или электронном ЗПУ, то в рассматриваемом ЗПУ функция запирания возложена на надежно защищенный электронно-механический узел для запирания и пломбирования (ЭМУ), а функция пломбирования на съемную электронную пломбу (ЭП), фиксируемую в корпусе ЭМУ, который представляет собой неразъемную конструкцию, монтируемую стационарно на крышке люка цистерны и позволяет не только надежно защитить электронику, но и успешно решить проблему, связанную с ориентацией передающего устройства, и тем самым повысить достоверность передачи информации.

Используемая только один раз и вводимая в корпус ЭМУ электронная пломба (ЭП) защищается его конструкцией от криминального механического воздействия.

Система запирания вагона с микроэлектронным пломбированием состоит из следующих технических средств:

- электронно-механического узла запирания вагона (ЭМУ);

- электронной пломбы (ЭП);

- ручного управляющего устройства (РУУ) - программирующий пломбиратор;

- стационарных считывающих устройств (ССУ) - устройств для считывания информации.

В свою очередь, ЭМУ состоит из механического блока, обеспечивающего запирание крышки люка цистерны (двери крытого или рефрижераторного вагона, люка вагона-хоппера), электромеханического блока, обеспечивающего пломбирование и блокировку механического блока от несанкционированного открывания крышки люка цистерны (двери крытого или рефрижераторного вагона, люка вагона-хоппера), электронного блока, управляющего работой составных частей ЭМУ и обменом информации с ЭП, РУУ, ССУ и антенного блока для обеспечения информационного обмена между ЭМУ и ЭП, РУУ, ССУ.

Конструкция ЭМУ для цистерн представляет собой моноблочную неразборную конструкцию, состоящую из корпуса и винта. Нижняя часть корпуса является гайкой, фиксирующей ригель крышки загрузочного люка цистерны путем затяжки на винте. ЭМУ обеспечивает:

- запирание (фиксацию закрытого состояния) крышки люка цистерны;

- пломбирование цистерны при помощи ЭП и РУУ;

- фиксацию ЭП в корпусе ЭМУ при пломбировании. ЭМУ имеет следующие состояния:

- «Опломбировано» - ЭМУ исправно и закрыто, ЭП установлена;

- «Исправно и неопломбировано» - ЭМУ исправно и не закрыто, ЭП не установлена;

- «Неисправно» - ЭМУ неисправно (закрыто или не закрыто), ЭП установлена или не установлена.

ЭМУ при опломбировании обеспечивает надежную фиксацию ЭП в механическом блоке. При снятии электронной пломбы ЭМУ автоматически передает в нее команду, блокирующую дальнейшую запись, внесение изменений или стирание ранее записанной в ЭП информации. То есть эта информация не может быть изменена и остается доступной только для считывания. ЭМУ также обеспечивает невозможность повторного использования ЭП.

При дистанционном контроле наличия и состояния запирающего узла ЭМУ обеспечивает передачу в ССУ следующей информации:

- номер вагона (8 цифр);

- дата и время опломбирования (8 цифр - месяц, дата, часы, минуты);

- номер РУУ, с помощью которого проведено опломбирование (4 цифры).

Для обеспечения возможности расследования случаев несохранных перевозок или нештатных ситуаций, эта же информация о последних 5 операциях опломбирования и снятия ЭП запоминается в ЭМУ и может быть считана при помощи РУУ в следующем объеме:

- контрольный номер ЭП (7 цифр);

- состояние ЭМУ («Опломбировано», «Исправно и неопломбировано», «Неисправно») - 3 бита;

- дата и время опломбирования (8 цифр);

- последняя цифра года выпуска ЭП (1 цифра);

- дата и время снятия ЭП (8 цифр);

- номер РУУ, с помощью которого проведено:

опломбирование (4 цифры) снятие ЭП (4 цифры).

ЭМУ обеспечивает передачу информации в ССУ в разрешенном международном частотном диапазоне 865...869 МГц путем изменения коэффициента отражения радиочастотного сигнала, передаваемого от ССУ.

ЭМУ работоспособно при предельных рабочих температурах от -60°С, до +65°С. Верхнее значение относительной влажности воздуха 100% при +25 градусах С.

В ЭМУ используется источник электропитания, обеспечивающий работу ЭМУ без замены в течение 11 лет.

ЭМУ и ССУ обеспечивают дистанционное считывание информации при скоростях движения контролируемого состава поезда до 80 км/час в любом направлении движения.

Срок службы ЭМУ - не менее 10 лет. ЭМУ в течение срока службы не требует никакого обслуживания.

РУУ хранит информацию о 260 операциях пломбирования или распломбирования. Содержащаяся в нем информация передается в компьютер с последующим использованием для оформления перевозочной и технологической документации или дальнейшей передачи через СПД в АСУ станции.

ССУ автоматически включается только на время прохождения состава. ССУ работает на расстоянии от 1,5 до 8 метров от ЭМУ считываемых вагонов.

Радиоизлучение идет только от ССУ. ЭМУ - пассивное устройство, обеспечивающее передачу информации в ССУ.

Комплекс работает следующим образом.

На станции отправления осуществляется процесс опломбирования вагона (цистерны).

После введения в корпус электронно-механического узла (ЭМУ) электронной пломбы (ЭП), в специальный ложемент на верхней части корпуса устанавливается ручное устройство управления (РУУ), которое последующим нажатием на нем кнопки передает в ЭМУ свой идентификационный номер, дату, время и команду «Начать оплобирование».

ЭМУ получив эту информацию и команду, опрашивает бесконтактно номер ЭП и автоматически проверяет: использовалась ли данная пломба ранее или нет. При подтверждении неиспользования пломбы ранее, ЭМУ записывает в ЭП дополнительную информацию: номер вагона и номер РУУ, которым производится опломбирование, дату и время пломбирования.

После этого, ЭМУ выдает команду на фиксацию ЭП в корпусе ЭМУ, после чего штатно изъять пломбу из корпуса ЭМУ можно только по команде какого либо РУУ.

Ручными управляющими устройствами (РУУ) оснащаются станции отправления, в пути следования (на пунктах контроля - ПКО) и станции назначения (по одному на смену работников, связанных с пломбированием, распломбированием вагонов при приеме, выдаче грузов и в пути следования).

Процесс опломбирования завершается передачей из ЭМУ в РУУ информации о номере опломбированного вагона и номере ЭП. Учет операции опломбирования вагона осуществляется «перекачкой» информации с РУУ в компьютер для последующего оформления перевозочной и технологической документации или передачи через СПД в АСУ станции.

В пути следования (на ПКО) контроль состояния ЭМУ и ЭП осуществляется автоматически через стационарное считывающее устройство (ССУ), размещение которого наиболее эффективно на несущей раме системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ). При этом, ССУ включается только на время прохождения поезда через «ворота» АСКО ПВ.

Учитывая, что вскрытие крышек люков цистерн, оснащенных ЭМУ практически невозможно без разрушения люков, доступ к грузу возможен лишь с помощью РУУ. Несанкционированное использование РУУ в криминальных целях является нештатной ситуацией.

При нештатной ситуации, связанной, например, с несанкционированным использованием какого - либо РУУ (похищенным у работника станции или по преднамеренному сговору с ним), для распломбирования и вскрытия вагона с целью хищения из него груза, ССУ примет от ЭМУ информацию о номере РУУ, использованном для такого распломбирования, дате и времени его несанкционированного применения. Использование этой информации правоохранительными органами позволит существенно ускорить процесс выявления преступника.

На станции назначения после установки РУУ в ложемент ЭМУ и нажатия кнопки осуществляется передача информации из РУУ в ЭМУ о номере РУУ, дате, времени, а также команда «распломбировать». После этого ЭМУ записывает поступившую информацию в ЭП, которая освобождается от фиксации и извлекается из корпуса ЭМУ.

При выявлении на станции назначения фактов несанкционированного применения в пути следования какого-либо РУУ (как описано выше в этапе «в пути следования»), выгрузка вагона осуществляется комиссионно в установленном

порядке. При этом информация с ЭМУ о дате, времени, номере РУУ, используемого для несанкционированного вскрытия, также является доказательной базой в расследовании по факту несохранной перевозки.

Предложенная полезная модель позволит обеспечить возможность осуществления эффективного и достоверного автоматизированного контроля устройств для запирания вагона с электронной пломбой.

Комплекс для автоматизированного контроля устройства для запирания вагона с электронной пломбой, содержащее стационарно установленное на несущей раме, по меньшей мере, с одной из сторон рельсового пути и над ним устройство для считывания предварительно внесенной информации с электронной пломбы движущегося вагона и датчик счета вагонов, при этом устройства для считывания информации выполнены с возможностью их автоматического включения и работы при прохождении поезда через место их установки.



 

Похожие патенты:
Наверх