Энергопоглощающее кресло летательного аппарата

 

Полезная модель относится к области авиастроения, более конкретно к компоновке кабины летательного аппарата и к конструкциям агрегатов, комплектующих кабину, в частности, кресла. Полезная модель наиболее эффективно может быть использована на вертолете. Технической задачей предлагаемой полезной модели является расширение возможности спасения летчика за счет дополнительного введения в энергопоглощающее кресло парашюта. Техническая задача решена благодаря тому, что в энергопоглощающем кресле летательного аппарата, содержащем каркас кресла, включающего в себя сиденье и спинку, верхний и нижний узлы подвески каркаса, два амортизатора, две вертикальные стойки, кресло дополнительно снабжено объединенной привязной системой, а спинка имеет нишу с опорной площадкой для размещения в ней наспинного парашюта.

Полезная модель относится к области авиастроения, более конкретно к компоновке кабины летательного аппарата и к конструкциям агрегатов, комплектующих кабину, в частности, кресла.

Полезная модель наиболее эффективно может быть использована на вертолете.

Известно техническое решение энергопоглощающего кресла для транспортного средства (Е.Р. заявка №953027067, 6 В64D 25/04).

Кресло, способное поглощать энергию при ударе, содержит каркас кресла, включающий в себя спинку и сиденье; две вертикальные стойки с направляющими, жестко закрепленные на полу транспортного средства с помощью дополнительных опорных узлов и двух подкосов; узлы подвески каркаса кресла, которые расположены на спинке каркаса и представляют собой две пары ползунов, установленные подвижно на направляющих вертикальных стоек; амортизаторы, выполненные в виде деформируемых элементов и встроенные в узлы подвески каркаса, независимо соединяющие каркас кресла с вертикальными стойками.

Недостаток данной конструкции кресла состоит в том, что конструкция подвески каркаса кресла предполагает расположение узлов подвески исключительно на спинке каркаса вдоль направляющих вертикальных стоек. Поскольку основная часть вертикальной нагрузки от веса сидящего на кресле человека приходит на среднюю часть сиденья, которая расположена на значительном расстоянии впереди от узлов подвески каркаса кресла, то каркас кресла будет испытывать дополнительные изгибающие моменты, которые, в свою очередь, создают дополнительные нагрузки в горизонтальной плоскости, действующие на

узлы подвески каркаса. Дополнительные нагрузки, действующие на узлы подвески каркаса, создают дополнительную силу трения между узлами подвески каркаса и направляющими вертикальных стоек, что усложняет работу ползунов при амортизационном перемещении кресла, ограничивая диапазон возможных аварийных приземлений вертолета.

Кроме того, дополнительный изгибающий момент, действующий на каркас кресла, требуют дополнительную прочность и жесткость каркаса кресла, что ведет к увеличению материалоемкости, а вместе с ней и веса конструкции кресла.

Из известных технических решений энергопоглощающего кресла наиболее близким по технической сущности является энергопоглощающее кресло летательного аппарата (Патент РФ №2270138, В64D 25/04).

Энергопоглощающее кресло вертолета содержит каркас кресла, включающий в себя спинку и сиденье, который установлен на двух вертикальных стойках посредством амортизационной подвески выполненной в виде верхнего и нижнего узлов. При этом нижний узел подвески выполнен в виде поворотной платформы, одним концом установленной в нижней части вертикальных стоек, а вторым подвижным концом соединенной со средней частью сиденья и с амортизаторами. Нижние концы вертикальных стоек закреплены на полу вертолета.

При аварийном приземлении вертолета, когда ударная нагрузка, действующая на человека, сидящего на кресле, превышает по своему значению допустимые пределы, то каркас кресла перемещается вниз, воздействуя на амортизаторы, которые поглощают энергию ударной нагрузки.

Однако, такая система спасения работоспособна только при управляемом аварийном приземлением ЛА, с допустимыми углами аварийного приземления. При беспорядочном снижении ЛА шансы на спасение экипажа резко снижаются.

При оснащении летчика спасательным парашютом его шансы на спасение возрастают, так как появляется возможность покидания летчиком ЛА в воздухе. А при недостатке высоты, когда применение парашюта невозможно, спасение летчика обеспечивается за счет срабатывания энергопоглощающего кресла.

Наиболее предпочтительным является наспинное размещение парашюта, так как в отличие от нагрудного размещения не препятствует выполнению летчиком своих функциональных обязанностей в полете. Возможно размещение парашюта в чашке кресла, но такое размещение усложняет действия летчика при его покидании ЛА в воздухе. Кроме того, дополнительно требуется установка крышки между летчиком и парашютом, чтобы нагрузка от летчика не передавалась на парашют.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является расширение возможности спасения летчика за счет дополнительного введения в энергопоглощающее кресло парашюта.

Техническая задача решена благодаря тому, что в энергопоглощающем кресле летательного аппарата, содержащем каркас кресла, включающего в себя сиденье и спинку, верхний и нижний узлы подвески каркаса, два амортизатора, две вертикальные стойки, кресло дополнительно снабжено объединенной привязной системой, а спинка имеет нишу с опорной площадкой для размещения в ней наспинного парашюта.

Полезная модель поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен вид сбоку энергопоглощающего кресла;

на фиг.2 изображен вид спереди энергопоглощающего кресла.

Предлагаемое энергопоглощающее кресло летательного аппарата содержит каркас кресла 1, включающий в себя спинку 2 и сиденье 3, который установлен на двух вертикальных стойках 4, 5 посредством

верхнего 6 и нижнего 7 узлов подвески и амортизаторов 8, 9. В спинке 2 имеется ниша 10 с опорной поверхностью 11 под наспинный парашют 12, который закрепляется на летчике 13 с помощью объединенной привязной системы 14. Объединенная привязная система 14 включает в себя привязную систему парашюта 15, поясных ремней 16 и плечевых ремней 17. Поясные ремни 16 и плечевые ремни 17 соединены между собой вместе в одной точке с помощью быстроразъемного замка 18.

Энергопоглощающее кресло летательного аппарата работает следующим образом. Рабочее фиксированное положение каркаса 1 кресла обеспечивается с помощью верхнего 6 и нижнего 7 узлов подвески и амортизаторов 8, 9. Во время полета летчик 13 находится на каркасе кресла 1 и зафиксирован с помощью объединенной привязной системы 14.

При возникновении аварийной ситуации в воздухе, когда высота полета достаточна для применения парашюта 12 (150 м. и более в зависимости от режимов полета ЛА) летчик открывает быстроразъемный замок 18, покидает кабину ЛА и приземляется на раскрытом парашюте 12.

При возникновении аварийной ситуации, когда высота недостаточна для применения парашюта, летчик, находясь в зафиксированном положении в энергопоглощающем кресле с помощью привязной системы 14, выполняет аварийную посадку летательного аппарата, принимая все меры в соответствии с руководством (группируется и выбирает слабину привязной системы 15). При этом, когда перегрузка по своему значению превышает допустимую, каркас кресла 1, вместе с сидящим на нем человеком 13 перемещается вниз, относительно вертикальных стоек 4, 5 воздействуя на амортизаторы 8, 9, которые поглощают энергию удара, а парашют 12 опираясь на опорную поверхность 11 ниши 10, не нагружает своей массой летчика 13.

После приземления летчик 13 открывает быстроразъемный замок 18 и покидает летательного аппарата на земле вместе с парашютом 12 в нераскрытом положении.

Таким образом, предлагаемое техническое решение энергопоглощающего кресла летательного аппарата, выполненного с нишей для наспинного парашюта, позволяет значительно повысить уровень безопасности летательного аппарата в аварийных ситуациях.

1. Энергопоглощающее кресло летательного аппарата, содержащее каркас кресла, включающий в себя сиденье и спинку, верхний и нижний узлы подвески каркаса, два амортизатора, две вертикальные стойки, отличающееся тем, что кресло дополнительно снабжено объединенной привязной системой, а спинка имеет нишу с опорной площадкой для размещения в ней наспинного парашюта.

2. Энергопоглощающее кресло летательного аппарата по п.1, отличающееся тем, что объединенная привязная система включает в себя привязную систему парашюта, поясных ремней и плечевых ремней, при этом поясные ремни и плечевые ремни соединены между собой вместе в одной точке с помощью быстроразъемного замка.



 

Наверх