Амортизирующее устройство навигационного артиллерийского прибора

 

Амортизирующее устройство навигационного артиллерийского прибора относится к военной технике, а именно к буксируемым, самоходным и другим артиллерийским орудиям. Целью настоящего полезной модели является обеспечение условий высокой точности измерения навигационного прибора, а следовательно, повышения точности стрельбы снабженного им артиллерийского орудия. Поставленная цель достигается тем, что в амортизирующем устройстве навигационного артиллерийского прибора, содержащем соединенные двумя шарнирными параллелограммными механизмами верхнюю и нижнюю платформы, две закрепленные на нижней платформе V-образные пластинчатые пружины с верхними лапами, одноплечую пластинчатую пружину с консолью для упора в передний торец верхней платформы и поперечные цилиндрические пружины, верхние и нижние стороны параллелограммных механизмов выполнены в виде брусков, закрепленных по краям платформ с помощью выступов, входящих в ответные параллельные пазы платформ, а наклонные стороны параллелограммных механизмов выполнены в виде двух пар зеркального отражения шатунов, состоящих из рычагов с запрессованными в них поперечными осями, выступающими с обеих сторон, на нижних концах осей задних шатунов установлена центрирующая трубка с суммарным зазором относительно брусков, равным максимальному относительному смещению платформ, а на верхних концах осей шатунов установлены поперечные пружины, поджатые распорными трубками. Кроме того, на одноплечую пластинчатую пружину наложена другая аналогичная по форме пластинчатая пружина, закрепленная на нижней платформе, а нижние концы рычагов заканчиваются клинообразными выступами. Такое выполнение амортизатора обеспечивает предельную точность параллелограммов как по равенству противоположных сторон, так и по параллельности, а также облегчает технологию изготовления и сборки.

Полезная модель относится к военной технике, а именно к буксируемым, самоходным и другим артиллерийским орудиям.

Современные артиллерийские орудия оснащаются средствами автоматизации их навигации и управления наведением на цель. Важнейшей составной частью этих средств является гироскопическое устройство. Гироскопическое устройство вырабатывает информацию в полярной системе координат об углах курса, крена и тангажа орудия (углах его наклона относительно горизонта в поперечном и продольном направлениях). Эта информация используется для точного наведения орудия на цель. Для получения достоверных данных о названных углах гироскопическое устройство должно быть скоординировано относительно базы установки его на орудии и функционально к ней привязано. Это условие является обязательным для всех типов орудий.

При жестком креплении гироскопического устройства на орудии оно подвергается во время выстрела большим динамическим нагрузкам в широком диапазоне частот, включая собственную (резонансную) частоту гироблока, что оказывает весьма негативное влияние как на точность угловых измерений, так и на ресурс гироблока.

В принятом за прототип амортизаторе артиллерийского орудия патент РФ №2230280 F41G 5/16 гироскопическое устройство установлено с возможностью плоскопараллельного перемещения по трем взаимно-перпендикулярным направлениям на подпружиненном параллелограммном механизме, что позволило снизить динамические нагрузки на него при выстреле до допустимых значений.

Параллелограммный механизм в этом изобретении образован верхней подвижной и нижней неподвижной платформами с шарнирными башмаками, соединенными между собой наклонными рычагами и их осями. На нижней платформе закреплены неподвижно две V-образные и одна одноплечая пружины, а в поперечном направлении на верхних осях рычагов установлены цилиндрические пружины.

Силовые параметры (жесткости) перечисленных пружин значительно ниже динамических нагрузок орудия, чем и достигается их гашение.

Инерционные параметры нагруженной прибором подвижной верхней платформы таковы, что в комплексе с жесткостями всех указанных пружин обеспечивают ей собственную частоту колебаний ниже уровня опасной резонансной частоты гироблока, чем и достигается ее фильтрация.

Частичное гашение вынужденных колебаний несущей платформы достигается при ее сближении с неподвижной платформой за счет рассеивания энергии на преодоление сил трения V-образных пружин по ее нижней поверхности.

Наряду с перечисленными достоинствами рассматриваемое изобретение имеет ряд серьезных недостатков, основными из которых являются:

- недостаточная точность взаимного расположения составных элементов конструкции параллелограммных механизмов, влекущая возможность перекосов платформ и заедания в шарнирных их соединениях;

- большое количество подвижных соединений деталей параллелограммных механизмов, что приводит к излишним суммарным люфтам в их сопряжениях и, следовательно, к резкому снижению точности плоско-параллельной координации платформ и точности измерения прибора;

- отсутствие демпфирования за счет рассеивания энергии колебаний на преодоление сил трения при удалении платформ друг относительно друга, что приводит к увеличению периода затухания колебаний несущей платформы;

- отсутствие принудительного ограничения амплитуды колебаний несущей платформы во внештатной ситуации (например, при ударе передней части шасси орудия о непредвиденную преграду), что может привести к повреждению или выходу из строя одноплечей пружины.

Все это в совокупности приводит к значительному снижению точности плоскопараллельного позиционирования несущей (верхней) платформы с навигационным прибором относительно базы крепления (базы измерения) на орудии и, соответственно, к снижению точности измерений, производимых этим прибором, а, следовательно, к уменьшению точности стрельбы.

Целью настоящего изобретения является устранение вышеперечисленных недостатков для обеспечения условий точности плоскопараллельного позиционирования несущей (верхней) платформы с навигационным прибором относительно базы крепления (базы измерения) на орудии для получения высокой точности измерения навигационного прибора, а, следовательно, повышения точности стрельбы.

Поставленная цель достигается тем, что в амортизирующем устройстве навигационного артиллерийского прибора, содержащем соединенные двумя шарнирными параллелограммными механизмами верхнюю и нижнюю платформы, две закрепленные на нижней платформе V-образные пластинчатые пружины с верхними лапами, одноплечую пластинчатую пружину с консолью для упора в передний торец верхней платформы и поперечные цилиндрические пружины, верхние и нижние стороны параллелограммных механизмов выполнены в виде брусков,

закрепленных по краям платформ с помощью выступов, входящих в ответные параллельные пазы платформ, а наклонные стороны параллелограммных механизмов выполнены в виде двух пар зеркального отражения шатунов, состоящих из рычагов с запрессованными в них поперечными осями, выступающими с обеих сторон, на нижних концах осей задних шатунов установлена центрирующая трубка с суммарным зазором относительно брусков, равным максимальному относительному смещению платформ, а на верхних концах осей шатунов установлены поперечные пружины, поджатые распорными трубками.

Кроме того, на одноплечую пластинчатую пружину наложена другая аналогичная по форме пластинчатая пружина, закрепленная на нижней платформе, а нижние концы рычагов заканчиваются клинообразными выступами.

Все это позволяет уменьшить количество подвижных соединений в устройстве и повысить точность взаимного расположения сторон параллелограммных механизмов, повысить эффективность виброзащиты навигационного прибора, а, следовательно, достичь требуемой точности плоскопараллельного позиционирования несущей платформы с навигационным прибором относительно базы крепления на орудии, значительно повысив таким образом точность стрельбы.

Центрирующая трубка необходима для юстировки взаимного положения параллелограммов при сборке устройства. Распорные трубки между поперечными пружинами тоже служат для упрощения сборки амортизирующего устройства.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена профильная (боковая) проекция амортизирующего устройства, на фиг.2 -фронтальная (передняя) его проекция.

Представленное на приведенных чертежах амортизирующее устройство состоит из верхней и нижней платформ в сборе, соединенных между собой шарнирными параллелограммными механизмами. По краям верхней (подвижной) платформы 1 и нижней (неподвижной) платформы 9 закреплены с помощью выступов А бруски 2 и 15, соединенные между собой шатунами 3 и 4. Каждый шатун выполнен в виде рычага с запрессованными в него двумя поперечными осями, выступающие концы которых Б расположены с возможностью поворота в отверстиях брусков 1 и 15, а противоположные выступающие концы осей: нижние Г соединены надетой на них центрирующей трубкой 5, а на верхние надеты цилиндрические пружины 6 и распорные трубки 7.

На нижней (неподвижной) платформе 9 (фиг.1) закреплены болтами 10 две V-образные пластинчатые пружины 11 и 12 с лапами Д и Е и две одноплечие пластинчатые пружины 13 и 14 с консолями Ж (фиг.2) для упора в подвижную платформу.

На верхней платформе амортизирующего устройства крепится болтами 16 навигационный прибор 17 с гироскопическим блоком. Амортизирующее устройство, с установленным на нем навигационным прибором, крепится болтами к горизонтальной базе орудия.

Функционирование предлагаемого амортизирующего устройства заключается в следующем.

При выстреле нижняя платформа 9 перемещается вместе с орудием под действием силы отдачи сначала назад и вниз. Верхняя (подвижная) платформа 1 с навигационным прибором 16 в силу своей инерционности и упругости кинематической связи с нижней платформой отстает от нее по фазе движения, обусловливая поворот шатунов по часовой стрелке и дополнительный прогиб сверх предварительного поджатия одноплечих пружин 13 и 14 в том же направлении. При этом консоли Д пружин скользят с трением как относительно друг друга, так и относительно торца платформы. В этот период движения на верхнюю платформу с прибором

воздействуют только силы их тяжести, силы упругости одноплечих пружин и убывающей силы упругости V-образной пружины 11, которые в сумме значительно меньше возникающих при выстреле перегрузок.

Под действием сил упругости одноплечих пружин и сил тяжести верхняя платформа с прибором также приходит в ускоренное движение по направлению назад и вниз, в то время как нижняя платформа после торможения совершает возвратное движение под действием сил упругости грунта и элементов конструкции орудия.

Под действием поперечной составляющей силы отдачи верхняя платформа смещается относительно нижней вдоль осей шатунов вправо или влево, поджимая поперечные пружины в том или другом направлении, и после определенного их поджатия совершает возвратное движение.

Силы упругости всех пружин амортизирующего устройства значительно меньше прилагаемых со стороны орудия сил, что и позволяет снизить прилагаемые к прибору перегрузки. При этом колебания несущей платформы имеют затухающий характер благодаря трению лап V-образных пружин по нижней ее плоскости, консолей одноплечих пружин по ее торцу и между собой.

Строгая координация параллелограммов амортизирующего устройства относительно его платформы и значительное сокращение подвижных соединений его конструктивных элементов позволяют обеспечить высокую точность плоско-параллельного положения навигационного прибора во всех направлениях орудия и тем самым увеличить точность его стрельбы.

1. Амортизирующее устройство навигационного артиллерийского прибора, содержащее соединенные двумя шарнирными параллелограммными механизмами верхнюю и нижнюю платформы, две закрепленные на нижней платформе V-образные пластинчатые пружины с верхними лапами, одноплечую пластинчатую пружину с консолью для упора в передний торец верхней платформы и поперечные цилиндрические пружины, отличающееся тем, что верхние и нижние стороны параллелограммных механизмов выполнены в виде брусков, закрепленных по краям платформ с помощью выступов, входящих в ответные параллельные пазы платформ, а наклонные стороны параллелограммных механизмов выполнены в виде двух пар зеркального отражения шатунов, состоящих из рычагов с запрессованными в них поперечными осями, выступающими с обеих сторон, на нижних концах осей задних шатунов установлена центрирующая трубка с суммарным зазором относительно брусков, равным максимальному относительному смещению платформ, а на верхних концах осей шатунов установлены поперечные пружины, поджатые распорными трубками.

2. Амортизирующее устройство по п.1, отличающееся тем, что на одноплечую пластинчатую пружину наложена другая аналогичная по форме пластинчатая пружина, закрепленная на нижней платформе.

3. Амортизирующее устройство по п.1, отличающееся тем, что нижние концы рычагов заканчиваются клинообразными выступами.



 

Похожие патенты:

Устройство клапана отдачи переднего гидравлического амортизатора автомобиля шевроле, ауди, рено, ниссан относится к автомобильной технике, а именно к устройству для улучшения плавности хода автомобиля без потерь управляемости при изменении профиля дорожного покрытия и "подгонки" жесткости передних гидравлических амортизаторов под стиль вождения автомобиля.

Полезная модель относится к учебно-исследовательскому оборудованию по теоретической механике и представляет собой устройство для демонстрации и исследования вынужденных колебаний механической системы с инерционным возмущением.
Наверх