Подшипник скольжения для погружного электродвигателя открытого исполнения

 

Полезная модель относится к подшипникам для вращающихся деталей, приспособленным для работы в воде, и может быть использована для восприятия статических и динамических нагрузок, а также для обеспечения требуемого зазора между статором и ротором погружного электродвигателя открытого исполнения.

Подшипник состоит из: отдельных пластин из бакаута (5), размещенных по внутренней окружности втулки (6) подшипника. Раскрепление пластин осуществляется в «бочку». От проворачивания пластин во втулке служит металлическая пластина (2), которая фиксируется к внутренней поверхности втулки при помощи винтов (3). На торце втулки предусмотрена крышка подшипника (1), которая крепится на втулке при помощи винта (4).

Отличительной особенностью подшипника является то, что пара трения выполнена из отдельных пластин из бакаута в количестве от 8 до 10, каждая из которых охватывает часть внутренней окружности втулки вала с углом от 33° до 40° и на стороне, прилегающей к втулке вала, имеет фаску под углом от 35° до 55°. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «новизна».

Сравнительный анализ заявляемой полезной модели с другими техническими решениями показал, что бакаут широко применяется в судостроении при изготовлении дейдвудных сальников из-за высокой твердости и большого содержания природных масел, что придает ему антифрикционные свойства, позволяющие не использовать принудительную смазку, а также обеспечивать герметичность дейдвудного устройства.

Подшипник позволяет забортной воде охлаждать пару трения в степени, достаточной для того, чтобы применять заявляемый подшипник для погружного электродвигателя открытого исполнения при штатных скоростях вращения вала названного электродвигателя.

Подшипник скольжения для погружного электродвигателя открытого исполнения относится к подшипникам для вращающихся деталей, приспособленным для работы в воде, и может быть использован для восприятия статических и динамических нагрузок, а также для обеспечения требуемого зазора между статором и ротором погружного электродвигателя открытого исполнения.

Известен металлокерамический подшипник скольжения, применяемый в электрической машине Ветохина (ЭМВ), содержащий в своей конструкции пару трения, выполненную из композиционного антифрикционного порошкового материала Бр05Н2С5Гр1ДМ1. Эта конструкция наиболее близка к заявляемому техническому решению, поэтому принята в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является сложность производства пары трения и дороговизна применяемого композиционного антифрикционного порошкового материала, что приводит к дороговизне данных подшипников.

Суть заявляемого технического решения заключается в том, что в известном металлокерамическом подшипнике скольжения, применяемом в электрической машине Ветохина (ЭМВ), пара трения выполнена из отдельных пластин из бакаута в количестве от 8 до 10, каждая из которых охватывает часть внутренней окружности втулки вала с углом от 33° до 40° и на стороне, прилегающей к втулке вала, имеет фаску под углом от 35° до 55°.

Таким образом, заявляемое техническое решение отличается от прототипа тем, что пара трения выполнена из отдельных пластин из бакаута в количестве от 8 до 10, каждая из которых охватывает часть внутренней окружности втулки вала с углом от 33° до 40° и на стороне, прилегающей к втулке вала, имеет фаску под углом от 35° до 55°. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «новизна».

Сравнительный анализ заявляемой полезной модели с другими техническими решениями показал, что бакаут широко применяется в судостроении при изготовлении дейдвудных сальников из-за высокой твердости и большого содержания природных масел, что придает ему антифрикционные свойства, позволяющие не использовать принудительную смазку, а также обеспечивать герметичность дейдвудного устройства.

В заявляемой полезной модели отдельные пластины из бакаута играют роль поверхностей трения в подшипнике погружного электродвигателя открытого исполнения, где герметичность не является необходимым условием, а использование отдельных пластин из бакаута в количестве от 8 до 10, каждая из которых охватывает часть внутренней окружности втулки вала с углом от 33° до 40° и на стороне, прилегающей к втулке вала, имеет фаску под углом от 35° до 55°, позволяет забортной воде охлаждать пару трения в степени, достаточной для того, чтобы применять заявляемый подшипник для погружного электродвигателя открытого исполнения при штатных скоростях вращения вала названного электродвигателя. Использование отдельных пластин из бакаута вместо композиционного антифрикционного порошкового материала позволит существенно снизить стоимость и упростить изготовление подшипников.

Применение отдельных пластин из бакаута в количестве меньшем 8 или фаски под углом больше 55° не обеспечит нужных механических характеристик, а применение отдельных пластин из бакаута в количестве большем 10 или фаски под углом меньшем 35° не обеспечит достаточного охлаждения пары трения забортной водой.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «изобретательский уровень».

На фиг.1 изображена конструкция подшипника для погружного электродвигателя открытого исполнения.

Подшипник состоит из: отдельных пластин из бакаута (5), размещенных по внутренней окружности втулки (6) подшипника. Раскрепление пластин осуществляется в «бочку». От проворачивания пластин во втулке служит металлическая пластина (2), которая фиксируется к внутренней поверхности втулки при помощи винтов (3). На торце втулки предусмотрена крышка подшипника (1), которая крепится на втулке при помощи винта (4).

Работа подшипника в штатном режиме не отличается от работы подшипника известной электрической машины Ветохина (ЭМВ) [1-3].

Список литературы

Патент РФ №2106733 на изобретение «Электрическая машина Ветохина ЭМВ».

1 Ветохин В.И. Опыт проектирования и испытания погружного электродвигателя открытого типа / В.И.Ветохин, A.M.Олейников, Б.Л.Береза // Сборник науч. тр. «Вестник СевГТУ». - 2003, - Вып.48. - С.124.

2 Ветохин В.И. Разработка конструкции и технологии изготовления электрических машин открытого исполнения, работающих в приводах забортных механизмов глубоководных подводных аппаратов:. дис... д-ра техн. наук /Ветохин Виктор Иванович. - С-Пб.; НИИ ЭМ, 1998. - 58 с.

3 Агафонов В.В. Особенности расчета и конструирования погружных асинхронных двигателей открытого типа для работы в морской воде /В.В.Агафонов, В.И.Ветохин, A.M.Олейников, С.В.Попов //Докл. на международной НТК «Проблемы повышения эффективности электромеханических преобразователей в электроэнергетических системах», Севастополь, Сев. НТУ, сент. 2004. - С.4-8.

Подшипник скольжения для погружного электродвигателя открытого исполнения, отличающийся тем, что пара трения выполнена из отдельных пластин из бакаута в количестве от 8 до 10, каждая из которых охватывает часть внутренней окружности втулки вала с углом от 33 до 40° и на стороне, прилегающей к втулке вала, имеет фаску под углом от 35 до 55°.



 

Наверх