Система контроля и оповещения об опасных состояниях оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути

 

Полезная модель относится к системам тревожной сигнализации и может быть использована на железных дорогах для автоматической передачи извещения об опасном состоянии контролируемых оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути дежурным по станциям, поездному диспетчеру участка, машинистам поездов. Система контроля и оповещения об опасных состояниях оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути обладает высокой надежностью и проста в реализации. Она содержит установленное на контролируемом участке вдоль железнодорожного пути ограждение, состоящее из секций и столбов, часть которых являются контрольными столбами со сменными в основании разрушаемыми элементами, обеспечивающими возможность отклонения столба от вертикали под воздействием на него внешней силы, на каждом контрольном столбе установлены во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях два датчика наклона, выходы датчиков наклона соединены последовательно и включены в цепь контрольного реле, выход которого посредством линии связи соединен с приемными устройствами, расположенными на ближайших к контролируемому участку железнодорожных станциях, к приемному устройству подключены блок оптической и акустической сигнализации, устройство передачи информации по каналам диспетчерского контроля и речевой информатор для передачи речевого сообщения о нарушении габарита на контролируемом участке на локомотивы.

Полезная модель относится к системам тревожной сигнализации и может быть использована на железных дорогах для автоматической передачи извещения об опасном состоянии контролируемых оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути дежурным по станциям, поездному диспетчеру участка, машинистам поездов.

Известно устройство, состоящее из датчика селя, содержащего чувствительный элемент, выполненный в виде пилона и балки, закрепленных вантами, блок сигнализации, соединенный с одним концом сигнального троса, расположенным вдоль балки, разрушаемый стопор, выполненный в виде тросовых оттяжек, связанных с балкой, тормозной составной щит, установленный на балке, которая выполнена консольной и соединена с пилоном посредством шарнира и с другим концом сигнального троса (SU 938294, G08B 23/00, 23.06.82). Известное устройство обладает ограниченными возможностями, поскольку предназначено для оповещения об опасном состоянии контролируемых селеопасных участках.

В качестве прототипа принято устройство для оповещения о паводке или селе, содержащее три датчика уровня, в каждом из которых чувствительный элемент подключен к одному выводу реле, другие выводы реле объединены и подключены к первому источнику питания, мультивибратор, выход которого подключен к радиопередатчику, подключенному к второму источнику питания через замыкающий контакт реле первого датчика уровня, замыкающий контакт реле второго датчика уровня включен последовательно с резистором в одно из плеч мультивибратора, одни замыкающие контакты реле третьего датчика уровня и замыкающие контакты реле мультивибратора предназначены для замыкания цепи телеграфного ключа радиопередатчика, другие замыкающие контакты реле третьего датчика уровня подключены к резервному источнику питания, и радиоприемник. Оповещение о паводке или селе осуществляется с использованием сложного ФМн - сигнала, который излучается радиопередатчиком, принимается и селектируется радиоприемником, детектируется и используется для включения звукового сигнализатора. Причем характер звуковых сигналов свидетельствует об

уровне паводка или селя, а зарегистрированный код свидетельствует о географических координатах возникновения паводка или селя. При этом радиопередатчики устанавливаются в паводкоопасных и селеопасных районах, а радиоприемник - на пункте оповещения (RU 2167451, G08B 21/10, 20.05.01). Недостатками известного устройства является его «относительная сложность, обусловленная наличием радиопередатчика, формирующего сложный ФМн - сигнал и соответствующего радиоприемника. Более того, это устройство не содержит датчиков, реагирующих на возникновение обвалов и оползней, и, следовательно, не может быть непосредственно использовано на железной дороге для решения поставленной задачи.

Технический результат полезной модели заключается в создании простой и надежной системы контроля и оповещения об опасном состоянии контролируемых оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути.

Технический результат полезной модели достигается тем, что в системе контроля и оповещения об опасных состояниях оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути содержащей на контролируемом участке измерительные датчики, согласно предложению на контролируемом участке вдоль железнодорожного пути установлено ограждение, состоящее из секций и столбов, часть которых являются контрольными столбами со сменными в основании разрушаемыми элементами, обеспечивающими возможность отклонения столба от вертикали под воздействием на него внешней силы, на каждом контрольном столбе установлены во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях два измерительных датчика, в качестве которых использованы датчики наклона, выходы датчиков наклона соединены последовательно и включены в цепь контрольного реле, выход которого посредством линии связи соединен с приемными устройствами, расположенными на ближайших к контролируемому участку железнодорожных станциях, к выходам приемного устройства подключены блок оптической и акустической сигнализации, речевой информатор, соединенный с устройством радиосвязи с локомотивом, и устройство передачи информации по каналам диспетчерского контроля.

Техническое решение с вышеперечисленной совокупностью признаков позволяет реализовать простую и надежную систему контроля и оповещения об

опасных состояниях оползневых и селеопасных участках железнодорожного пути, включая участки с осыпью камней.

Сущность предложения поясняется чертежом, на котором представлена структурная схема предлагаемой системы контроля и оповещения об опасных состояниях оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути.

Система контроля и оповещения об опасных состояниях оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути содержит установленное на контролируемом участке вдоль железнодорожного пути 1 ограждение 2, состоящее из секций 3, опорных столбов 4 и контрольных столбов 5 со сменными в основании разрушаемыми элементами, обеспечивающими возможность отклонения столба от вертикали под воздействием на него внешней силы, на каждом контрольном столбе 5 установлены во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях два датчика (6 и 7) наклона, выходы датчиков (6 и 7) наклона соединены последовательно и включены в цепь контрольного реле 8, выход которого посредством линии 9 связи соединен с приемными устройствами 10, расположенными на ближайших к контролируемому участку железнодорожных станциях, к выходам приемного устройства 10 подключены блок 15 оптической и акустической сигнализации, речевой информатор 11, соединенный с устройством радиосвязи 12 для передачи речевых сообщений тревоги на локомотив 13, и устройство 14 передачи информации по каналам диспетчерского контроля.

Система контроля и оповещения об опасных состояниях оползневых и селеопасных участках железнодорожного пути работает следующим образом.

В исходном состоянии контакты датчиков (6, 7) находятся в замкнутом положении, образуя последовательную контрольную цепь, в которую включено контрольного реле 8. Контакты контрольного реле 8 замкнуты, при этом с выхода контрольного реле 8 по линии 9 связи передается информация о состоянии этого реле. В данном случае информация об отсутствии опасного состояния контролируемого участка поступает на ближайшие к контролируемому участку железнодорожные станции. К линии 9 связи выход контрольного реле 8 может быть подключен через повторитель контрольного реле.

При возникновении опасного состояния контролируемого участка на ограждение 2 могут оказывать воздействие обвалившиеся горные породы, оползни

или селевые потоки. Ограждение 2 представляет собой ряд металлических опорных (4) и контрольных столбов 5, соединенных секциями 3, которые представляют собой металлическую сетку или иную металлическую конструкцию. На вершинах контрольных столбов 5 установлены датчики 6, 7 наклона, контролирующие отклонение столба от вертикальной оси. Датчик наклона представляет собой электронный прибор, реагирующий на отклонение контролируемой конструкции (контрольный столб 5) относительно вертикали на определенный угол. Датчик состоит из чувствительного элемента, электронной схемы и исполнительного реле. В качестве датчика наклона может быть использован известный датчик КД1-С. В таких датчиках гарантированное срабатывание происходит при отклонении на угол 15 и более градусов относительно вертикальной оси. Под воздействием обвалившихся горных пород, оползней или селевых потоков, т.е. при непосредственном их взаимодействии с ограждением 2, контрольный столб 5 отклоняется, и датчик 6 или 7 наклона разрывает цепь питания контрольного реле 8. В основании контрольных столбов 5 имеются сменные разрушаемые элементы, которые обеспечивают отклонение столбов от вертикали при определенном усилии, приложенном к столбу 5 или секции 3 ограждения 2. При отключении контрольного реле 8 по линии 9 связи на станции, ограничивающие перегон (на ближайшие к контролируемому участку железнодорожные станции), передается информация о срабатывании датчиков 6 или 7 наклона на контролируемом участке на приемные устройства 10. Приемное устройство 10 включает речевой информатор 11, который выдает голосовое сообщение о нарушении габарита в контролируемом районе в устройство радиосвязи 12. От устройств радиосвязи 12 речевое сообщение передается на локомотив 13, находящийся в зоне приема радиосвязи. Выходные сигналы приемного устройства 10 поступают на устройство 14 передачи информации по каналам диспетчерского контроля (при наличии), и на блок 15 оптической и акустической сигнализации, который включает на табло дежурного по станции средства световой и звуковой сигнализации.

Система контроля и оповещения об опасных состояниях оползневых и селеопасных участков железнодорожного пути, содержащая на контролируемом участке измерительные датчики, отличающаяся тем, что на контролируемом участке вдоль железнодорожного пути установлено ограждение, состоящее из секций и столбов, часть которых является контрольными столбами со сменными в основании разрушаемыми элементами, обеспечивающими возможность отклонения столба от вертикали под воздействием на него внешней силы, на каждом контрольном столбе установлены во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях два измерительных датчика, в качестве которых использованы датчики наклона, выходы датчиков наклона соединены последовательно и включены в цепь контрольного реле, выход которого посредством линии связи соединен с приемными устройствами, расположенными на ближайших к контролируемому участку железнодорожных станциях, к выходам приемного устройства подключены блок оптической и акустической сигнализации, речевой информатор, соединенный с устройством радиосвязи с локомотивом, и устройство передачи информации по каналам диспетчерского контроля.



 

Наверх