Запорно-регулирующая задвижка

 

Полезная модель относится к машиностроению, а именно к арматуростроению и может быть использована в качестве запорно-регулирующего устройства в напорных трубопроводах различного назначения.

Задачей полезной модели является повышение работоспособности регулируемого затвора при работе с проводимой средой имеющей различного рода включения.

Поставленная задача решается тем, что шибер при закрытии задвижки взаимодействует с подпружиненной относительно корпуса пятой, размещенной между седлами и взаимодействующей с последними заплечиками и закрывающей их уплотнительные поля, причем рабочая поверхность пяты выполнена профилированной и сопрягаемой с рабочей поверхностью шибера и входное седло подпружинено.

Полезная модель относится к машиностроению, а именно к арматуростроению и может быть использована в качестве запорно-регулирующего устройства в напорных трубопроводах различного назначения.

Известна запорно-регулирующая задвижка (см. SU 1624224 А1 F16K 3/316) содержащая цельный плоский с проходным окном запорно-регулирующий шибер, взаимодействующий с седлами установленными в корпусе и загерметизированными относительно последнего. Шибер управляется шпинделем, связанным с приводом.

К недостаткам известной конструкции следует отнести, размыв (эрозионный износ) кромок уплотнительного поля седла и как результат потеря герметичности затвора.

Известна также запорно-регулирующая задвижка (см. RU 2109194 F16К 3/312) прототип, содержащая корпус с подводящим и отводящим патрубками, седлами взаимодействующими с шиберным регулирующим органом выполненным из двух дисков с радиусной профилированной рабочей зоной, между которыми расположена пластина соединенная с управляемым штоком.

К недостаткам известного решения относится низкая работоспособность, а значит и надежность, вследствие наличия зазоров между дисками заполняемыми различного рода включениями, имеющимися в проводимой среде.

Задачей настоящей полезной модели является повышение работоспособности регулируемого затвора при работе с проводимой средой имеющей различного рода включения.

Поставленная задача решается тем, что цельный шибер при закрытии задвижки взаимодействует с подпружиненной относительно корпуса пятой размещенной между седлами и взаимодействующей с последними заплечиками и закрывающей их уплотнительные поля, причем рабочая поверхность пяты выполнена профилированной и сопрягаемой с рабочей поверхностью шибера и входное седло подпружинено.

На фиг.1 изображен продольный разрез запорно-регулирующей задвижки; на фиг.2 разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 разрез по Б-Б на фиг.1 при поднятом шибере.

Задвижка состоит из корпуса 1 с подводящим патрубком 2 и отводящим патрубком 3 в которых соответственно размещены подпружиненное входное седло 5 и загерметизированное посредством уплотнительного элемента 6 в корпусе 1 выходное седло 7, взаимодействующие с двух сторон с шибером 8 управляемым шпинделем 9. Профилированная рабочая зона 10 шибера 8 взаимодействует с ответной профилированной рабочей зоной 11 пяты 12 с заплечиками 13, подпружиненной относительно пробки 14 установленной в корпусе 1.

Запорно-регулирующая задвижка работает следующим образом.

Открытие задвижки.

Посредством привода (на фиг. не показан) шпиндель 9 поднимает шибер 8 при этом пята 12 под действием пружины поднимается до упора заплечиков 13 в седла 5 и 7 и закрывает нижнюю часть уплотнительных полей седел 5 и 7. В образующуюся и постоянно увеличивающуюся щель между рабочими профилированными поверхностями 10 шибера 8 и 11 пяты 12 поступает проводимая (регулируемая) среда. При полностью открытом проходе задвижки шибер 8 не выходит из контакта с седлами 5 и 7.

Закрытие задвижки происходит в обратном порядке. При соприкосновении профилированных поверхностей 10 шибера 8 и 11 пяты 12 последняя опускается до упора в дно гнезда пробки 14, при этом шибер полностью перекрывает проход задвижки, а усилие создаваемое проводимой

средой равное произведению площади проходного сечения подводящего патрубка 2 на давление проводимой среды, прижимает шибер 8 к уплотнительному полю седла 7.

Задвижка закрыта.

Регулирование задвижкой.

Под управлением шпинделем 9 шибер 8 поднимается совместно с пятой 12 вверх до упора заплечиков 13 в седла 5 и 7, пята останавливается и закрывает нижнюю часть (интенсивно эрозионно изнашиваемую) уплотнительного поля седла 7. При дальнейшем подъеме шибера 8 между рабочими профилированными поверхностями 10 шибера 8 и 11 пяты 12 образуется увеличивающийся по мере поднятия шибера 8 зазор, по которому поступает проводимая (регулируемая) среда, обеспечивая, при этом необходимую пропускную способность чему также способствуют профилированные рабочие поверхности 10 шибера 8 и 11 пяты 12.

При полном открытии прохода (шибер находится в крайнем верхнем положении и не выходит из контакта с седлами) перепад давления (разность давлений проводимой среды на входе и выходе) практически отсутствует. При опускании шибера вновь обеспечивается необходимый перепад давлений, а рабочие профилированные поверхности 10 шибера 8 и 11 пяты 12, при этом значительно снижают условия возникновения кавитационного режима.

Таким образом благодаря тому, что при открытии шибером уплотнительного поля выходного седла, его место сразу же занимает пята закрывая при этом самую быстро эрозионно изнашиваемую зону этого уплотнительного поля, а входное подпружиненное седло постоянно контактирующее с шибером гасит вибрационные колебания последнего, это все в купе снижает износ уплотнительных полей седел и шибера, а значит повышает работоспособность и надежность работы запорно-регулирующей задвижки.

1. Запорно-регулирующая задвижка, содержащая корпус с подводящим и отводящим патрубками с размещенными в них седлами, взаимодействующими с регулирующим шибером, имеющим профилированную рабочую зону, отличающаяся тем, что шибер при закрытии задвижки взаимодействует с подпружиненной относительно корпуса пятой, размещенной между седлами и взаимодействующей с последними заплечиками, и закрывающей их уплотнительные поля.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что рабочая поверхность пяты выполнена профилированной и сопрягаемой с рабочей поверхностью шибера.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что входное седло подпружинено.



 

Наверх