Светосигнальное авиатранспортное табло

 

Полезная модель относится к устройствам отображения неизменной информации посредством подсветки носителя информации на просвет и может быть использована в салонах авиатранспортных средств для обозначения и указания выхода и оповещения экипажа и пассажиров самолетов (вертолетов) посредством соответствующей надписи или пиктограммы.

Отличительная особенность предлагаемой конструкции состоит в том, что она дополнительно снабжена оптически прозрачным в виде объемного тела светопроводом, световыводящая поверхность которого оптически согласована и примыкает по всему торцу, по крайней мере, с одной из сторон просветного экрана, а светопринимающая поверхность расположена с тыльной стороны просветного экрана вне зоны засветки информационного поля просветного экрана элементом подсветки.

Предлагаемая конструкция обеспечивает надежность и адекватность восприятия информации, повышает безопасные условия полета.

Полезная модель относится к устройствам отображения неизменной информации посредством подсветки носителя информации на просвет и может быть использована в салонах авиатранспортных средств для обозначения и указания выхода и оповещения экипажа и пассажиров самолетов (вертолетов) посредством соответствующей надписи или пиктограммы.

В салонах авиатранспортных средств используются светосигнальные табло различного назначения, содержащие источник излучения в основном на основе электрических ламп. Главным недостатком указанных устройств является их малый срок службы и значительные весогабаритные характеристики.

Таких недостатков лишены источники излучения на основе светодиодов, так как по световой отдаче, силе света, долговечности и возможности создания требуемого пространственного распределения светового потока они существенно превосходят лампы накаливания и газоразрядные лампы.

Известно светосигнальное авиатранспортное табло для обозначения и указания выхода [1], выбранное в качестве прототипа, которое содержит последовательно установленные элемент подсветки из светодиодов типичной цветности и выполненный из замкнутого светопроницаемого материала просветный экран в виде прямоугольной пластины. На внешней, по отношению к элементу подсветки стороне просветного экрана размещены символы и (или) надписи в виде светопроницаемого покрытия. Подобное нанесение надписей и изображений называется "нанесением методом открытого символа".

Параметры, размеры и технические требования к таким табло установлены в [2]. В частности, метод открытых символов означает, что надписи на табло должны читаться как во включенном, так и в выключенном состоянии при естественном и искусственном освещении. Поэтому экран табло должен быть однородным по цвету и составу, как по поверхности, так и по объему. При выполнения этих требований, надежное восприятие информации, отображаемой на табло, за счет отсутствия отрицательных зрительных ощущений у наблюдателя, в первую очередь зависит от его равномерной засветки.

Известно также, что для обеспечения равномерности засветки экрана используются специальные светоформирующие системы или соответствующим образом пространственно ориентированные дополнительные излучающие элементы (в частности светодиоды), что дополнительно приводит к увеличению энергопотребления и удорожанию конструкции. Поэтому, равномерность засветки просветного экрана табло в большинстве случаев затруднительна и обеспечивается преимущественно в центральной части экрана, а на периферии наблюдается неравномерность

яркости светового поля, так называемый "краевой эффект". Задача, на решение которой направлена полезная модель, состоит в устранении указанного недостатка и обеспечении равномерности засветки информационного поля просветного экрана табло с заданным уровнем яркости и освещенности при минимальной потребляемой мощности и весогабаритных характеристиках устройства.

Заявляемое светосигнальное авиатранспортное табло, как и устройство выбранное в качестве прототипа содержит последовательно установленные элемент подсветки из светодиодов типичной цветности и выполненные из светопроницаемого материала просветный экран, внешняя от элемента подсветки сторона которого образует информационное поле с размещенными на нем символами в виде светонепроницаемого покрытия. Но, в отличие от прототипа, заявляемое светосигнальное авиатранспортное табло дополнительно снабжено прозрачным в виде объемного тела светопроводом. Световыводящая поверхность указанного светопровода оптически согласована и примыкает по всему торцу, по крайней мере, с одной из сторон просветного экрана, а его светопринимающая поверхность расположена с тыльной стороны просветного экрана вне зоны засветки информационного просветного экрана элементом подсветки.

На фиг.1 представлено схематическое изображении (поперечное сечение) варианта конкретного исполнения заявляемого табло. В приведенном конкретном исполнении табло содержит просветный экран в виде примыкающих друг к другу двух прямоугольных пластин 1 из оптически прозрачного материала между которыми расположен элемент подсветки из светодиодов 2 и светопровод 3.

На экраны 1 методом открытых символов в соответствии с [2] нанесены надписи и стрелки. Элемент подсветки 2 представляет собой двухстороннюю печатную плату на которой расположены светодиоды. Угловое распределение излучения светодиодов и их пространственное расположение подбираются таким образом, чтобы происходила полная засветка экранов по всей поверхности. Каждый светопровод 3 оптически согласован (в данном случае примыкает) с большей стороной прямоугольной пластины, образующей экран, а светопринимающая поверхность направлена на элемент подсветки 2. Заявляемое устройство работает следующим образом. Излучение светодиодов элемента 2, которое не попадает на образующие экран пластины с символами 1, с помощью светопровода 3 подводится к торцевой поверхности большей стороны прямоугольной пластины, образующей просветный экран и дополнительно подсвечивает эту часть его поверхности. Светопровод 3 устанавливается таким образом, чтобы он не затенял просветный экран. Дополнительная подсветка периферии просветного экрана повышает равномерность распределения яркости его светового поля, так как периферийная область экрана ввиду падения световых лучей под большим углом к его поверхности менее освещена.

Создание оптимальных условий освещенности просветного экрана табло обеспечивается подбором в каждом конкретном случае параметров светодиодов (их количество, пространственное размещение, интенсивность излучения и его распределение и т.д.), геометрией входа и выхода светопровода и его пространственного расположения при сохранении общего принципа конструирования устройства.

Повышенные требования к равномерности засветки табло предъявляются в авиации в связи с тем, что от этого зависит надежное и адекватное восприятие информации, отображаемой на табло, что особенно важно в критических ситуациях при ограниченном времени для принятия решений.

Кроме указанной области применения заявленной полезной модели, ее практическое осуществление позволяет расширить возможности использования применительно к тем областям, где необходимо улучшить или повысить безопасные условия эксплуатации или работы.

Промышленная применимость заявляемого решения подтверждается тем, что предлагаемая конструкция устройства подсветки разработана с использованием стандартных элементов, широко используемых в настоящее время материалов. Устройство разработано для серийного изготовления в условиях промышленного производства с использованием стандартного оборудования и технологии.

Литература

1. Табло авиационное светосигнальное НКГД 441 467.100-002 производства ЗАО "НПЦ "НИИ МП"

2. ОСТ 1 04012 "Табло авиационные светосигнальные"

Светосигнальное авиатранспортное табло, содержащее последовательно установленные элемент подсветки из светодиодов типичной цветности и выполненный из светопроницаемого материала просветный экран, внешняя от элемента подсветки сторона которого образует информационное поле с размещенными на нем символами в виде светонепроницаемого покрытия, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено оптически прозрачным в виде объемного тела светопроводом, световыводящая поверхность которого оптически согласована и примыкает по всему торцу, по крайней мере, с одной из сторон просветного экрана, а светопринимающая поверхность расположена с тыльной стороны просветного экрана вне зоны засветки информационного поля просветного экрана элементом подсветки.



 

Наверх