Тренажер с ограничением визуальной информации ватерполиста при выполнении атакующих бросков

 

Данная полезная модель предназначена для оценки результатов атакующих бросков, проводимых спортсменами-ватерполистами при различных условиях доступа для спортсмена полезной визуальной информации об окружающей его обстановке. Технический результат, достигаемый при использовании тренажера, состоит в развитии степени ориентации на ватерпольном поле при атакующих бросках за счет того, что спортсмен, в соответствии с заданием, может самостоятельно и, главным образом, оперативно и надежно моделировать различные варианты доступа полезной визуальной информации об окружающей обстановке на ватерпольном поле. Указанный технический результат в тренажере, содержащем монтажную пластину, на которой расположены светонепроницаемые заслонки для каждого глаза, выполненные с возможностью поворота и фиксации в открытом или закрытом для глаз положении, а также средство для установки монтажной пластины на спортсмене, достигается тем, что на монтажной пластине смонтированы две оси, выполненные с возможностью поворота одна независимо от другой, причем с каждой осью связана светонепроницаемая заслонка, при этом фиксация каждой оси выполнена с использованием механических элементов, а каждая ось снабжена рукояткой для управления переводом светонепроницаемой заслонки из одного положения в другое.

4 зависимых пункта формулы, 7 фигур.

Данная полезная модель предназначена для проведения тренировки и оценки результатов атакующих бросков, проводимых спортсменом, при различных условиях доступа полезной визуальной информации об окружающей его обстановке на игровом ватерпольном поле.

В процессе реальной игры спортсмен выполняет атакующие броски, имея полную визуальную картину - ватерпольные ворота, которые необходимо поразить. Вместе с тем возникают ситуации, при которых для атакующего спортсмена создаются ограничения видимости ватерпольных ворот, их части или полностью.

Так, например, спортсмен пытается совершить атакующий бросок, но защитник команды соперников, находящийся перед ним, может препятствовать этому за счет частых движений руки, тем самым, снижая обзор створа ватерпольных ворот.

В другой ситуации спортсмен может находиться относительно ватерпольных ворот боком или даже спиной, владея при этом мячом. Эта ситуация также может оцениваться им как предпочтительная для атакующего броска. Такой вывод спортсмен может сделать, например, закрепив в памяти положение, бывшее в момент, предшествующий текущему положению в игре, или получив возможную информацию от партнеров по команде.

Аналогична ситуация, когда спортсмен осуществляет подбор мяча от неудачного паса. Мяч при этом может находиться сбоку или позади него.

Спортсмен, имея минимальный запас по времени, должен принять правильное решение по завершению атакующей комбинации.

С учетом выше названных причин, он может не располагать прямым обзором ватерпольных ворот, и вынужден использовать лишь второстепенные признаки, косвенно отображающие реальное местоположение ватерпольных ворот, например, часть лицевой или боковой линии или угол поля.

При проверке уровня техники выявлено несколько технических решений, сходных с заявленным тренажером.

Например, известно «Устройство для выключения глаза из акта зрения», содержащее очковую оправу с заслонкой только для одного глаза. Обе дужки заушников в данном устройстве выполнены симметричными, направлены вверх и вниз [1]. При повороте оправы на 180 град. можно сменить ранее закрытый глаз и установить заслонку на другом глазе. С помощью известных очков можно выключать из зрения последовательно только один глаз. Полное перекрытие зрения, т.е. одновременно обоих глаз, они не обеспечивают. Кроме того, подобное управление устройством при тренировочных упражнениях или тестировании на воде исключено. Таким образом, возможности известного устройства ограничены.

Наиболее близким по технической сущности к заявленной полезной модели является приспособление, предназначенное для работы с экраном ЭЛТ [2]. Приспособление содержит элементы для экранирования поля зрения глаз, которые укреплены на оси, укрепленной на держателях различного вида, располагаемых на голове - повязке, или обруче, или шлеме, или оправе для очков.

Известное приспособление не может быть использовано при тестировании или тренировках в водном поло по следующим причинам:

- в нем отсутствуют механические средства фиксации элементов для экранирования поля зрения. При тестировании или тренировочных упражнениях спортсмен выполняет атакующие броски в динамике, и при резком

движении головой эти элементы могут перейти в положение иное, чем заданное;

- также в нем отсутствуют средства (рычаги, рукоятки и т.п.) для перевода элементов для экранирования поля зрения из одного положения в другое, причем в максимально короткое время. На атакующий бросок при тестировании или тренировочных упражнениях отводится, как правило, ограниченный временной промежуток. За это время спортсмен, должен, получив визуальную информацию о реальной, в данный момент, ситуации на ватерпольном поле, перейти в принудительный режим ограничения поступающей информации, осуществляя перевод элементов для экранирования поля зрения, закрывая глаза попеременно или одновременно, и производя серию атакующих бросков после каждого перекрытия. Такой перевод в известном решении возможен только при непосредственном воздействии на элементы для экранирования, что в динамичных условиях тестирования или тренировки может привести к поломке элементов для экранирования поля или травмированию глаз.

Проблема оценки степени подготовки спортсменов-ватерполистов при ориентировании на игровом поле в моменты, предшествующие атакующему броску, в определенной степени решена за счет разработки подробного описания в тексте настоящего описания специализированного тренажерного устройства (СТУ) - тренажера, с помощью которого спортсмен может самостоятельно ограничивать визуальную информацию, поступающую к нему на тренировочном или игровом поле бассейна, за счет последовательной установки перед глазами светонепроницаемых заслонок при выполнении серии атакующих бросков.

Задача, поставленная в данной полезной модели, заключается в том, чтобы тестируемый спортсмен, выполняющий атакующие броски, мог самостоятельно моделировать, причем оперативно, различные варианты доступа полезной визуальной информации об окружающей обстановке на

ватерпольном поле. Другая задача заключается в обеспечении надежной работы приспособления, удобства им пользования и снижения риска травматизма.

Технический результат, достигаемый при использовании тренажера, состоит в развитии степени ориентации на игровом поле ватерполиста, владеющего мячом, выработке у него «чувства ворот» при атакующих бросках.

Указанный технический результат в тренажере с ограничением визуальной информации ватерполиста при выполнении атакующих бросков содержащий монтажную пластину, на которой расположены светонепроницаемые заслонки для каждого глаза, выполненные с возможностью поворота и фиксации в открытом или закрытом для глаз положении, а также средство для установки монтажной пластины на спортсмене, достигается тем, что на монтажной пластине смонтированы две оси, выполненные с возможностью поворота одна независимо от другой, причем с каждой осью связана светонепроницаемая заслонка, при этом фиксация каждой оси выполнена с использованием механических элементов, а каждая ось снабжена рукояткой для управления переводом светонепроницаемой заслонки из одного положения в другое.

Возможны частные решения, состоящие в том, что:

- каждая ось установлена в центральной опоре и в одной из боковых опор;

- средства фиксации обеих осей выполнены в виде подпружиненных шариковых фиксаторов, расположенных в опорах и воздействующих на углубления для захода в них шариков, при этом углубления в каждой полуоси расположены диаметрально противоположно и находятся в одной плоскости со светонепроницаемыми заслонками;

- на каждой рукоятке закреплен удлиненный стержень, расположенный с наклоном от центральной линии оси и направленный в соответствии с положением светонепроницаемых заслонок, закрытом или открытом;

- оси расположены под углом друг к другу в горизонтальной плоскости;

Конструкция тренажера поясняется следующими графическими материалами:

Фиг.1 иллюстрирует общий вид тренажера с ограничением визуальной информации спортсмена-ватерполиста, вид в плане. Лист 1.

Фиг.2 также иллюстрирует общий вид тренажера, вид сверху. Лист 1.

Фиг.3 представляет собой поперечный разрез по линии А-А обеих осей, по средней опоре и крайним опорам, с изображением механических средств фиксации осей - подпружиненных шариков, а также и диаметрально расположенных углублений в обеих осях, при крайних положениях светонепроницаемых заслонок. Лист 1.

Фиг.4 иллюстрирует известное специализированное тренажерное устройство - тренировочную плавучую кассету для ватерпольных мячей (ТПК). Лист 2.

Фиг.5 иллюстрирует схему тренировочного процесса с использованием одной или нескольких ТПК, устанавливаемых на ватерпольном поле, и ватерпольных ворот без реального вратаря. Вид сверху. Лист 3.

Фиг.6 иллюстрирует также известное специализированное тренажерное устройство - макет-имитатор вратаря в водном поло (МИВ). Лист 4.

Фиг.7 иллюстрирует схему тренировочного процесса с использованием МИВ в ватерпольных воротах, и вариантов расположения одной или нескольких ТПК, устанавливаемых на ватерпольном поле. Вид сверху. Лист 5.

Ниже приведено описание тренажера с наиболее предпочтительным выполнением основных его элементов.

Тренажер содержит (Фиг.1) монтажную пластину 1, на которой смонтированы боковые опоры 2 и центральная опора 3. В опорах 2 и 3 установлены оси 4 и 5, выполненные поворотными, причем каждая независимо одна от другой. На оси 4 укреплена светонепроницаемая заслонка 6, а на оси 5 -

заслонка 7. Каждая из осей 4 и 5 выполнена с обеспечением фиксации в двух положениях, следовательно, и светонепроницаемых заслонок 6 и 7, т.е. при их открытом и закрытом для глаз положении.

Фиксация осей 4 и 5 может быть выполнена, например, механической, с использованием подпружиненных шариковых элементов, смонтированных в боковых опорах 2 и центральной опоре 3. Фиг.3 поясняет выполнение фиксаторов, где изображены шарики 8 и пружины 9. Шарики 8 расположены диаметрально друг другу в углублениях 10 или вне их, в зависимости от положения осей 4 и 5. Так, например, один из шариков 8 при переводе, например оси 4, в положение открытое для светонепроницаемой заслонки 6, располагается в углублении 10, в центральной опоре 3, а второй шарик 8 этой же оси 4 находится при этом в боковой опоре 2, вне углубления 10.

Для упрощения управлением оси 4 и 5 снабжены рукоятками 11 и 12, а для удобства пользования рукоятки 11 и 12 снабжены рычагами 13 и 14, направление которых совпадает с направлением светонепроницаемых заслонок 6 и 7, в их закрытом или открытом положении.

Оси 4 и 5 могут быть расположены под некоторым углом одна к другой, для обеспечения более плотного прилегания светонепроницаемых заслонок 6 и 7 к лицу спортсмена.

На монтажной пластине 1 (Фиг.2) укреплен ремень 15, выполненный из эластичного материала, обеспечивающий крепление тренажера на голове спортсмена. Для регулирования длины ремня 15 на нем установлена пряжка 16.

Порядок работы с тренажером.

Работу с тренажером целесообразно представить при описании его использования в процессе проведения тренировок, индивидуальных для каждого спортсмена-ватерполиста, а также его тестирования.

Для проведения тестирования или тренировки в непосредственной близости от спортсмена должны находится ватерпольные мячи. Их

количество определяется заданием и, как правило, равно десяти. Другое условие заключается в том, чтобы обеспечить для каждого тестируемого спортсмена одинаковые условия для подбора мячей с поверхности воды. С целью выполнения таких условий и удобства проведения теста или тренировки следует использовать приспособление, позволяющее удерживать ватерпольные мячи на поверхности воды в определенном порядке. Таким приспособлением является специальное техническое устройство (СТУ) - тренировочная плавучая кассета для ватерпольных мячей (ТПК), которая изображена на чертеже Фиг.4.

ТПК выполнена в виде прямоугольной рамы 17 из плавучего материала, дерева, пенопласта и т.п., по периметру которой на стойках 18 укреплена лента 19 для удержания на раме 17 десяти ватерпольных мячей 20. За время тестирования или тренировки спортсмен, изымающий ватерпольные мячи из ТПК для выполнения атакующих бросков, создает значительные возмущения на водной поверхности, что может изменить положение ТПК. Для исключения такого недостатка ТПК фиксируют на поверхности воды. Это может быть осуществлено, например, с помощью грузов 21, располагаемых на дне бассейна и соединенных с рамой 17 посредством канатов или ремней 22, на которых выполнены регуляторы 23 их длины. Более подробно конструкция ТПК описана в источнике [3].

1. Тестирование спортсмена при условии отсутствия в ватерпольных воротах реального вратаря и с установкой на поле бассейна специализированного тренажерного устройства - тренировочной плавучей кассеты для ватерпольных мячей (ТПК).

В зависимости от тренерской установки на участке ватерпольного поля (Фиг.5) устанавливают ТПК. Расположение их может быть различным, а также расстояние относительно ватерпольных ворот 25. Так, ТПК24.1-ТПК24.3 устанавливают напротив ватерпольных ворот 25, а ТПК24.4-ТПК24.7 располагают под углом. ТПК заполняют ватерпольными мячами 20 до

требуемого количества и фиксируют на водной поверхности на заданном расстоянии, а также при определенном положении относительно линии ватерпольных ворот 25.

Можно использовать несколько ТПК одновременно, например, как указано на чертеже, ТПК24.1, ТПК24.2 и ТПК24.3, располагаемых на ближней (3-4 м), средней (8-10 м) и дальней дистанции (более 10 м), соответственно. При данном расположении спортсмен может выполнять три серии атакующих бросков, причем в любой последовательности, начиная от ближней ТПК24.1, далее переходя к ТПК24.2, и затем, выполняя атакующие броски от дальней ТПК24.3. Возможна иная последовательность выполнения серии, начиная от ТПК24.3.

При расположении ТПК24 под различными углами к линии ватерпольных ворот 25, а именно ТПК24.4-ТПК24.7, спортсмен может выполнять броски по ватерпольным воротам 25 под острыми углами и с разных расстояний.

Порядок тестирования.

Спортсмен, находясь на суше или в акватории бассейна, укрепляет на голове тренажер, а светонепроницаемые заслонки 6 и 7 переводит в верхнее положение.

Получив указание тренера, спортсмен располагается у одной из выбранных ТПК24 (например, ТПК24.2). Относительно ТПК24.2 спортсмен занимает, например, положение обозначенное, как С1.

Далее спортсмен визуально оценивает свое положение относительно ватерпольных ворот 25, например, характерные элементы бассейна, после этого он ограничивает поэтапно объем воспринятой им визуальной информации, осуществляя для каждого этапа установку светонепроницаемой заслонки 6 или 7 первоначально перед каждым глазом, причем в любой последовательности, а затем установку светонепроницаемых заслонок 6 или 7 одновременно перед обоими глазами, и после каждого этапа ограничения

визуальной информации выполняет серию атакующих бросков, или спортсмен выполняет аналогичные серии атакующих бросков, также при ограничении объема воспринимаемой визуальной информации, производимом им в обратной последовательности, также поэтапно.

Возможно некоторое дополнение в процесс тестирования, при котором оценивается возможность спортсмена совершать атакующий бросок с разворота. Для этого спортсмен располагается до ТПК24.2 (позиция С2) причем ватерпольные ворота 25 находятся за его спиной.

После изъятия мяча 20 он должен совершить разворот на месте, например, с поворотом против часовой стрелки, выполняя атакующий бросок правой рукой, которая является, как правило, ударной, или с поворотом по часовой стрелке, и также выполняя бросок, но уже левой рукой, тренируя при этом «неударную» руку.

Оценку производят с учетом общего количества бросков и итоговых результатов - количества попаданий и количества мячей, не попавших в ватерпольные ворота. Кроме того, учитывается время, затраченное на тест.

2. Тестирование спортсмена с установкой в ватерпольных воротах специализированного тренажерного устройства - макета-имитатора вратаря в водном поло (МИВ), а также ТПК.

Применяемая при тестировании конструкция МИВ (Фиг.6) представляет собой Т-образный щит 26 из ударопрочного материала, в надводной части которого, на его горизонтальных участках, расположены регулируемые по высоте защитные вертикальные и боковые щитки 27 и угловые щитки 28, а также наклонные щитки 29 для отражения мячей на угловой. В нижней части Т-образного щита, расположенного под водой, находится поплавок 30 и балансный груз 31. Конструкция МИВ также подробно описана в упомянутом выше источнике [3].

МИВ устанавливают и фиксируют в ватерпольных воротах 25 в одном из трех положений: положение Iа - на линии ватерпольных ворот;

положение Iб - под углом к лицевой линии; положение Iв - на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот (Фиг.7).

Кроме того, устанавливают щитки на требуемые уровни защиты. Таких уровней может быть несколько: минимальный уровень защиты (все или часть щитков 27 расположены на уровне горизонтальных участков Т-образного щита 26 МИВ),. или средний уровень (все или часть щитков 27 выдвинута на среднюю высоту). Максимальный уровень защиты будет выполнен, если все щитки 27 выдвинуть на наибольшую высоту. Угловые щитки 28 также могут быть установлены на заданный уровень защиты угловых зон, верхних или нижних. При таких уровнях защиты осуществляют атакующие бросков с ближних дистанций. На чертеже этому режиму соответствует положение МИВ Iа.

На поле бассейна устанавливают одну или несколько ТПК24, например, в соответствии с расположениями, указанными на чертеже (Фиг.7). При установке нескольких ТПК24 их также заполняют ватерпольными мячами до установленного количества.

Как и при варианте тестирования, описанного выше, спортсмен может располагаться за ТПК24, например, ТПК24.2, или перед ней. Спортсмен (позиция С1) также оценивает свое расположение относительно ватерпольных ворот 25, характерные элементы бассейна, и, воздействуя на один из рычагов 13, обеспечивает вращение на 180 град. одной из осей, например оси 5, перекрывая глаз светонепроницаемой заслонкой 7. После этого спортсмен захватывает мяч 20 из ТПК24, переводит его в положение для броска, выполняет бросок, направляя мяч в незащищенную зону ватерпольных ворот 25. Следующий бросок спортсмен может выполнить, меняя перекрытие другого глаза, а далее совершать броски и перекрывать поочередно глаза от броска к броску. Также возможно выполнение серии атакующих бросков при перекрытии обеих глаз одновременно.

Как и в предыдущем случае, процесс тестирования можно видоизменить. В соответствии с заданием спортсмен должен занять место до ТПК24 (позиция С2) и выполнять атакующие броски с разворота в ту или иную сторону.

При расположении МИВ под углом к ватерпольным воротам 25 (положение Iб) можно выполнять атакующие броски от ТПК, расположенных под углом - ТПК24.4-ТПК24.6. При установке МИВ, соответствующей положению Iв, выполняют навесные броски.

В результате тестирования, спортсмен может выполнять атакующие броски, контролируемые в достаточной степени объективно Тестирование, во-первых, должно проводиться с учетом затрат времени, а во-вторых, каждый атакующий бросок может оцениваться по разработанной системе количественной оценки.

Итоговая оценка выводится с использованием математического аппарата, который также подробно описан в источнике [3].

3. Тренировка спортсменов.

Проведение тренировки может осуществляться различным образом на основе методики тестирования. Например, спортсмен может совершать серию атакующих бросков, переходя от одной ТПК к другой, причем в различной последовательности - начиная от ближней ТПК и переходя к дальней ТПК и, наоборот, при этом ограничивая объем воспринимаемой им визуальной информации поочередно и также в любой последовательности. Также можно осуществлять серии бросков из ТПК, располагаемых под углом линии ватерпольных ворот 25.

Таким образом, при использовании данного тренажера можно получить дополнительные оценочные данные о тестируемых спортсменах. В итоге можно сделать вывод о владении спортсменом одной из важнейших характеристик - степенью ориентации на ватерпольном поле при атакующих бросках, что, несомненно, будет полезно в игровых ситуациях.

Источники информации

1. a.c. СССР №1822767, МПК(7) А61F 9/00, G02С 5/14, 1990.

2. Патент РФ №2147763, МПК(7) G02С 1/00, 1998 (прототип).

3. Патент РФ №(Заявка на выдачу патента на изобретение №2005139700/12. Автор и заявитель Костин В.А.).

1. Тренажер с ограничением визуальной информации ватерполиста при выполнении атакующих бросков, содержащий монтажную пластину, на которой расположены светонепроницаемые заслонки для каждого глаза, выполненные с возможностью поворота и фиксации в открытом или закрытом для глаз положении, а также средство для установки монтажной пластины на спортсмене, отличающийся тем, что на монтажной пластине смонтированы две оси, выполненные с возможностью поворота одна независимо от другой, причем с каждой осью связана светонепроницаемая заслонка, при этом фиксация каждой оси выполнена с использованием механических элементов, а каждая ось снабжена рукояткой для управления переводом светонепроницаемой заслонки из одного положения в другое.

2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что каждая ось установлена в центральной опоре и в одной из боковых опор.

3. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что средства фиксации обеих осей выполнены в виде подпружиненных шариковых фиксаторов, расположенных в опорах и воздействующих на углубления для захода в них шариков, при этом углубления в каждой оси расположены диаметрально противоположно и находятся в одной плоскости со светонепроницаемыми заслонками.

4. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что на каждой рукоятке закреплен удлиненный стержень, расположенный с наклоном от центральной линии оси и направленный в соответствии с положением светонепроницаемых заслонок, закрытом или открытом.

5. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что оси расположены под углом друг к другу в горизонтальной плоскости.



 

Наверх