Опора газотурбинного двигателя

 

Полезная модель относится к области авиадвигателестроения и может быть использована преимущественно в опорах короткоресурсных газотурбинных двигателей (ГТД). Техническим результатом, на достижение которого направлена полезная модель, является увеличение площади поверхности для формирования гидравлического клина. Дополнительной технической задачей является снабжение опоры системой охлаждения масла. Указанный технический результат достигается тем, что опора газотурбинного двигателя содержит корпус, с торцевыми крышками, при этом между одной из крышек и корпусом образована полость. Также опора содержит вал, расположенный в корпусе опоры с радиальным зазором, устройство нагнетания масла и каналы его подвода на вход в зазор. Один из каналов выполнен осевым, при этом полость сообщена с этим каналом и с выходом из зазора. Новым в полезной модели является то, опора снабжена втулкой, установленной внутри вала, осевой канал образован между втулкой и валом. Устройство нагнетания масла представляет собой крыльчатку, расположенную на втулке, рядом с полостью. Кроме того, внутренняя полость втулки сообщена с источником охлаждающего воздуха. В осевом канале концентрично с валом установлены две втулки, между которыми образован дополнительный канал, при этом он сообщен с осевым каналом. Полость снабжена суфлером и фильтром.

Полезная модель относится к области авиадвигателестроения и может быть использована преимущественно в опорах короткоресурсных газотурбинных двигателей (ГТД).

Известна опора газотурбинного двигателя, которая содержит корпус с торцевыми крышками, при этом между ними и корпусом образованы каналы, вал, расположенный в корпусе с радиальным зазором, и устройство нагнетания масла, которое представляет собой винтовую канавку, выполненную на валу. (Авторское свидетельство №183543, кл. F06C, заявл. 05.04.1965 г.)

Недостатком такой конструкции является низкая надежность и работоспособность подшипника. Так как каналы между корпусом и крышками выполнены без сквозного прохода, то отсутствует проточность жидкой или газовой среды по ним и винтовой канавке вала. Это создает закупорку и заклинивание потоков среды и продуктов износа в этих каналах. Кроме того, винтовая канавка значительно уменьшает площадь поверхности для формирования гидравлического клина, из-за чего происходит снижение давления масла в местах ее расположения.

Известна также опора газотурбинного двигателя, которая содержит корпус с торцевыми крышками, и между одной из крышек и корпусом образована полость. Также опора содержит вал, расположенный в корпусе опоры с радиальным зазором, устройство нагнетания масла и каналы его подвода на вход в зазор, один из каналов выполнен осевым. Полость сообщена с осевым каналом и с выходом из зазора. Устройство нагнетания масла представляет собой винтовую канавку, выполненную на валу. (Авторское свидетельство №1016575, кл. F16C, заявл. 30.12.81 г.)

Такая конструкция опоры обеспечивает циркуляцию смазки, однако также винтовая канавка значительно уменьшает площадь поверхности для формирования гидравлического клина, из-за чего происходит снижение

давления масла в местах ее расположения, т.е. опора имеет относительно низкую подъемную силу. Кроме того, конструкция не имеет системы охлаждения масла.

Техническим результатом, на достижение которого направлена полезная модель, является увеличение площади поверхности для формирования гидравлического клина. Дополнительной технической задачей является снабжение опоры системой охлаждения масла.

Указанный технический результат достигается тем, что опора газотурбинного двигателя содержит корпус, с торцевыми крышками, при этом между одной из крышек и корпусом образована полость. Также опора содержит вал, расположенный в корпусе опоры с радиальным зазором, устройство нагнетания масла и каналы его подвода на вход в зазор. Один из каналов выполнен осевым, при этом полость сообщена с этим каналом и с выходом из зазора.

Новым в полезной модели является то, что опора снабжена втулкой, установленной внутри вала, осевой канал образован между втулкой и валом. Устройство нагнетания масла представляет собой крыльчатку, расположенную на втулке, рядом с полостью.

Кроме того, внутренняя полость втулки сообщена с источником охлаждающего воздуха.

В осевом канале концентрично с валом установлены две втулки, между которыми образован дополнительный канал, при этом он сообщен с осевым каналом.

Полость снабжена суфлером и фильтром.

На прилагаемом чертеже изображена опора газотурбинного двигателя.

Опора газотурбинного двигателя содержит корпус 1 с торцевыми крышками 2, и между одной из крышек 2 и корпусом 1 образована полость 3. Также опора содержит вал 4, расположенный в корпусе 1 с радиальным зазором 5, втулку 6, установленную внутри вала 4, устройство 7 нагнетания масла и каналы 8 и 9 его подвода на вход в зазор 5. Канал 8 выполнен осевым

и образован между втулкой 6 и валом 4. Полость 3 сообщена с каналом 8 и с выходом из зазора 5. Устройство 7 нагнетания масла представляет собой крыльчатку, расположенную на втулке 6, рядом с полостью 3. Внутренняя полость 10 втулки 6 сообщена с источником охлаждающего воздуха (на чертеже не показано). В осевом канале 8 концентрично с валом 4 установлены две втулки 11 и 12, между которыми образован дополнительный канал 13, при этом он сообщен с осевым каналом 8. Полость 3 снабжена суфлером 14 и фильтром 15.

При вращении вала 4 крыльчатка 7 нагнетает масло из полости 3 в осевой канал 8 между втулками 6 и 11. При этом внутри втулки 6 протекает воздух, который охлаждает ее стенки и соответственно масло в канале 8. Далее масло транспортируется по дополнительному каналу 13 между втулками 11 и 12 и подается на внутреннюю поверхность вала 4, охлаждая ее. Под действием центробежных сил, через канал 9 масло подается на вход в зазор 5 и, проходя по нему, смазывает подвижные детали опоры. Далее, из зазора 5, проходя через фильтр 15, масло очищается и поступает в полость 3. Под действием центробежных сил воздух отделяется от масла и, поступая в полость 3, сбрасывается в атмосферу через суфлер 14.

Таким образом, крыльчатка создает необходимое давление масла, при этом не уменьшая площади поверхности для формирования гидравлического клина. Кроме того, в такой конструкции масло имеет возможность охлаждаться.

1. Опора газотурбинного двигателя, содержащая корпус с торцевыми крышками, и между одной из крышек и корпусом образована полость, вал, расположенный в корпусе опоры с радиальным зазором, устройство нагнетания масла и каналы его подвода на вход в зазор, один из каналов выполнен осевым, при этом полость сообщена с этим каналом и с выходом из зазора, отличающаяся тем, что опора снабжена втулкой, установленной внутри вала, осевой канал образован между втулкой и валом, при этом устройство нагнетания масла представляет собой крыльчатку, расположенную на втулке, рядом с полостью.

2. Опора газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя полость втулки сообщена с источником охлаждающего воздуха.

3. Опора газотурбинного двигателя по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в осевом канале концентрично с валом установлены две втулки, между которыми образован дополнительный канал, при этом он сообщен с осевым каналом.

4. Опора газотурбинного двигателя по п.1 или 2, отличающаяся тем, что полость снабжена суфлером и фильтром.

5. Опора газотурбинного двигателя по п.3, отличающаяся тем, что полость снабжена суфлером и фильтром.



 

Похожие патенты:
Наверх