Кондиционер

 

Полезная модель относится к системам кондиционирования и может быть использована, в частности, для формирования потока охлажденного воздуха в салонах летательных аппаратов. Требуемый технический результат расширения функциональных возможностей путем обеспечения оперативного управления температурой формируемого потока кондиционированного воздуха достигается в устройстве, содержащем испаритель, регулировочный клапан, центробежный вентилятор, два манометра, компрессор, входной и выходной вентили компрессора, контактор включения, осевой вентилятор, конденсатор, приводной шкив, ресивер, фильтр-осушитель, реостат, лампу, фильтр радиопомех, терморегулирующий вентиль.

Полезная модель относится к системам кондиционирования и может быть использована, в частности, для формирования потока охлажденного воздуха в салонах летательных аппаратов.

Известна система кондиционирования воздуха на летательном аппарате, содержащая параллельные линии отбора воздуха от компрессоров двигателей, линию кольцевания и параллельные линии подачи воздуха в кабину, при этом, каждая линия отбора и подачи воздуха включает мерное устройство, вычислитель, командный прибор, выход которого соединен с исполнительным механизмом, в линиях подачи воздуха в кабину выполнены холодный и теплый каналы, каждая линия отбора воздуха соединена с одной линией подачи воздуха в кабину, а линия кольцевания снабжена штуцером запуска и нормально закрытыми заслонками, установленными между линиями отбора, и соединена с воздушным стартером каждого двигателя и через обратный клапан и регулирующую заслонку с бортовым вспомогательным компрессором, а теплые каналы соединены между собой через обратные клапаны, с атмосферой через предохранительный и обратный клапаны и с дополнительно установленным штуцером наземного кондиционера через заслонку [SU 1248186, А1 В64D 13/06, 2004.12.20].

Недостатком устройства являются относительно узкие функциональные возможности.

Известна также система кондиционирования воздуха, содержащая контур распределения горячей воды, контур распределения холодной воды и множество локальных кондиционеров, каждый из которых содержит вентилятор, предназначенный для подачи воздуха в помещение здания, соединенный с контуром распределения горячей воды змеевик подогрева и/или соединенный с контуром распределения холодной воды змеевик

охлаждения, а также по меньшей мере одну подсистему контроля температуры окружающей среды, предназначенную для регулирования тепловой мощности змеевиков подогрева и охлаждающей способности змеевиков охлаждения, и подсистему регулирования потребления тепловой энергии, содержащей теплонасосную установку, передающую тепловую энергию из контура распределения холодной воды в контур распределения горячей воды [RU 2003135785, A, F24F 1/00, 2005.05.10].

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, содержащее, по меньшей мере, один вентилятор, размещенный на оси, и вращающиеся термобатареи, к горячим спаям термобатареи примыкает емкость, соединенная трубопроводом или каналом через ось с радиатором [RU 2270403, C1, F24F 1/00, 2006.02.20].

Недостатком наиболее близкого технического решения являются относительно узкие функциональные возможности, обусловленные тем, что устройство не обладает возможностью оперативного управления температурой формируемого потока кондиционированного воздуха.

Требуемый технический результат заключается в расширении функциональных возможностей путем обеспечения возможности оперативного управления температурой формируемого потока кондиционированного воздуха.

Требуемый технический результат достигается тем, что, в устройство, содержащее осевой вентилятор, введены испаритель, регулировочный клапан, установленный на входе выходного трубопровода испарителя, центробежный вентилятор, установленный перед испарителем, первый манометр, установленный в выходном трубопроводе испарителя за клапаном, компрессор, входной вентиль которого соединен с выходом выходного трубопровода испарителя, а выходной вентиль - соединен с входом выходного трубопровода компрессора, конденсатор, установленный перед осевым вентилятором и вход которого соединен с выходом выходного трубопровода компрессора, а выход - соединен с входом выходного

трубопровода конденсатора, второй манометр, установленный в выходном трубопроводе конденсатора, ресивер, установленный на выходе выходного трубопровода конденсатора, фильтр-осушитель, установленный в выходном трубопроводе ресивера, терморегулирующий вентиль, установленный в выходном трубопроводе фильтра-осушителя на входе входного трубопровода испарителя, приводной шкиф, установленный на оси компрессора и соединенный клиноременной передачей с осью осевого вентилятора, контактор включения, включенный в электросеть с возможностью управления компрессором, реостат, включенный с возможностью подключения к электросети через контактор включения, лампа, включенная параллельно реостату, фильтр радиопомех, включенный параллельно электролампе и цепи питания двигателя центробежного вентилятора.

На чертеже представлена функциональная схема кондиционера.

Кондиционер содержит испаритель 1, регулировочный клапан 2, центробежный вентилятор 3, первый манометр 4, компрессор 5, входной 6-1 и выходной 6-2 вентили компрессора, контактор 7 включения, осевой вентилятор 8, конденсатор 9, второй манометр 10, приводной шкив 11, ресивер 12, фильтр-осушитель 13, реостат 14, лампу 15, фильтр 16 радиопомех, терморегулирующий вентиль 17, электросеть 18.

В кондиционере регулировочный клапан 2 установлен на входе выходного трубопровода испарителя 1, центробежный вентилятор 3 установлен перед испарителем 1, первый манометр 4 установлен в выходном трубопроводе испарителя 1 за клапаном 2, входной вентиль 6-1 компрессора 5 соединен с выходом выходного трубопровода испарителя 1, а выходной вентиль 6-2 - соединен с входом выходного трубопровода компрессора 5.

Кроме того, в кондиционере конденсатор 9 установлен перед осевым вентилятором 8 и вход которого соединен с выходом выходного трубопровода компрессора 5, а выход - соединен с входом выходного трубопровода конденсатора 9, второй манометр 10 установлен в выходном трубопроводе конденсатора 9, ресивер 12 установлен на выходе выходного

трубопровода конденсатора 9, фильтр-осушитель 13 установлен в выходном трубопроводе ресивера 12, терморегулирующий вентиль 17 установлен в выходном трубопроводе фильтра-осушителя 13 на входе входного трубопровода испарителя 1.

Также в кондиционере приводной шкиф 11 установлен на оси компрессора 5 и соединен клиноременной передачей с осью осевого вентилятора 8, контактор 7 включения включен в электросеть с возможностью управления компрессором 5, реостат 14 включен с возможностью подключения к электросети через контактор 14 включения, лампа 15 включена параллельно реостату 14, фильтр 16 радиопомех включен параллельно электролампе 15 и цепи питания двигателя центробежного вентилятора 3.

Все элементы устройства являются стандартными элементами терморегулирующей техники.

Работает кондиционер следующим образом.

При включении кондиционера путем переключения контактора 7 в состояние «включено» вал компрессора 5 начинает вращаться. При его вращении образующие при кипении пары хладагента отсасываются из испарителя 1, сжимаются до давления конденсации и подаются в конденсатор 9. В конденсаторе 9 часть тепла от сжатых паров хладагента отбирается потоком наружного воздуха, прогоняемого через его межтрубную полость осевым вентилятором 8, и температура паров понижается до температуры конденсации. При этом газообразный хладагент превращается в жидкое состояние и стекает в нижнюю часть конденсатора 9 и далее в ресивер 12. Из ресивера 12 жидкий хладагент, имеющий давление конденсации, поступает через фильтр-осушитель 13 в терморегулирующий вентиль 17, в котором он дросселируется, например, с давления конденсации 1400 кПа (14 кгс/см2) до давления испарения 300 кПа (3 кгс/см2).

При дросселировании хладагента температура его понижается с температуры конденсации до температуры испарения, например, с 55°С до

5°С и превращается в смесь мелких капель и влажного пара. Эта смесь поступает в испаритель 1, где стекает по внутренним стенкам трубок. Трубки испарителя обдуваются теплым кондиционируемым воздухом. В результате этого хладагент в трубках интенсивно испаряется, отбирая тепло от кондиционируемого воздуха. Образовавшиеся пары хладагента, получившие на выходе из испарителя небольшой перегрев, вновь вступают в компрессор 5. Описанный холодильный цикл повторяется. Сформированный поток охлажденного воздуха поступает, например, в салон летательного аппарата.

Чтобы изменить количество кондиционированного воздуха, поступающего в салон, необходимо с помощью реостата 14 изменить производительность центробежного вентилятора. При изменении производительности центробежного вентилятора 3 изменяется тепловая нагрузка на испаритель 1. В результате изменяется температура охлажденного воздуха, поступающего в салон. Для поддержания постоянной температуры охлажденного воздуха необходимо воспользоваться регулировочным клапаном 2, изменив хладопроизводительность в сторону уменьшения или увеличения, которая зависит от величины проходного отверстия регулировочного клапана 2, от которого зависит, в частности, расход хладагента и холодопроизводительность компрессора 5. С увеличением отверстия в регулировочном клапане 2 увеличивается расход хладагента и производительность компрессора 5, а с уменьшением отверстия наоборот. Показатель нормального устойчивого режима работы кондиционера характеризуется температурой охлажденного воздуха, поступающего из испарителя в салон, которая, как правило, должна быть на 15°С-20°С ниже температуры воздуха, поступающего в испаритель 1.

Таким образом, благодаря введенным усовершенствованиям известного устройства обеспечивается решение требуемой технической задачи, поскольку обеспечивается возможность оперативного управления температурой формируемого потока кондиционированного воздуха.

Кондиционер, содержащий осевой вентилятор, отличающийся тем, что введены испаритель, регулировочный клапан, установленный на входе выходного трубопровода испарителя, центробежный вентилятор, установленный перед испарителем, первый манометр, установленный в выходном трубопроводе испарителя за клапаном, компрессор, входной вентиль которого соединен с выходом выходного трубопровода испарителя, а выходной вентиль соединен с входом выходного трубопровода компрессора, конденсатор, установленный перед осевым вентилятором и вход которого соединен с выходом выходного трубопровода компрессора, а выход соединен с входом выходного трубопровода конденсатора, второй манометр, установленный в выходном трубопроводе конденсатора, ресивер, установленный на выходе выходного трубопровода конденсатора, фильтр-осушитель, установленный в выходном трубопроводе ресивера, терморегулирующий вентиль, установленный в выходном трубопроводе фильтра-осушителя на входе входного трубопровода испарителя, приводной шкиф, установленный на оси компрессора и соединенный клиноременной передачей с осью осевого вентилятора, контактор включения, включенный в электросеть с возможностью управления компрессором, реостат, включенный с возможностью подключения к электросети через контактор включения, лампа, включенная параллельно реостату, фильтр радиопомех, включенный параллельно электролампе и цепи питания двигателя центробежного вентилятора.



 

Наверх