Вибрационный движитель для трубопроводов

 

Использование: движители для движения по внутренней поверхности трубопроводов.

Задача полезной модели - уменьшение сложности конструкции.

Сущность изобретения: Вибрационный движитель состоит из тележки 1, на которой установлен корпус привода 2. Внутри корпуса 2 неподвижно установлена обмотка электромагнита 3, электрически связанная с системой управления 4. При подаче напряжения на обмотку электромагнита 3 возникает электромагнитная сила, под действием этой силы якорь 5 перемещается. В результате возникает сила инерции, большая по модулю, чем сила трения качения тележки 1 по поверхности 11, и устройство начинает перемещаться. При снятии напряжения с обмотки электромагнита 3, якорь 5 возвращается в первоначальное положение под действием упругих элементов 6. В результате возникает сила инерции, направленная противоположно первоначальному направлению. При этом колеса 7 начинают вращаться в противоположную сторону, собачка 10 входит в паз храпового колеса 9, происходит заклинивание колес 7 и тележка 1 останавливается, так как возникающая при этом сила трения скольжения тележки 1 по поверхности 11 значительно больше силы инерции. Таким образом, устройство совершает прямолинейное движение в одну сторону.

Положительный эффект: расширение функциональных возможностей.

Полезная модель относится к устройствам для движения по внутренней поверхности трубопроводов и может быть использована для очистки внутренних поверхностей трубопроводов.

Известен вибродвижитель для передвижения транспортного средства, включающий инерционно-импульсный преобразователь и толкатель (см. патент РФ №2047001, МПК F03G), в котором поступательное движение осуществляется за счет передачи импульса вращающихся инерционных масс толкателю.

Недостатком данного устройства является то, что оно имеет низкий КПД.

Известен вибродвижитель, включающий в себя привод в виде инерционно-импульсного преобразователя с инерционными вращающимися массами и механизмом изменения радиуса их вращения и толкатель с механизмом возвратно-поступательного движения (см. патент РФ №2274574, В62D 57/00, БИ №11, 20.04.2006).

Недостатком данного устройства является сложность конструкции из-за наличия значительного количества кинематически связанных между собой звеньев механизмов.

Задача полезной модели - уменьшение сложности конструкции.

Поставленная задача достигается тем, что в известном устройстве, включающем в себя привод, привод установлен на транспортной части и выполнен в виде электромагнита, обмотка которого установлена неподвижно на корпусе, якорь подвешен на упругих элементах, являющихся направляющими для якоря, обмотка электромагнита электрически связана с системой управления, а транспортная часть включает в себя тележку, установленную на колесах, снабженных храповыми механизмами.

Заявляемое техническое решение отличается от прототипа тем, что, привод установлен на транспортной части и выполнен в виде электромагнита, обмотка которого установлена неподвижно на корпусе, якорь подвешен на упругих элементах, являющихся направляющими для якоря, обмотка электромагнита электрически связана с системой управления, а транспортная часть включает в себя тележку, установленную на колесах, снабженных храповыми механизмами.

Отличительные признаки в заявляемом техническом решении не выявлены при изучении данной и смежных областей техники.

Совокупность заявляемых признаков обеспечивает достижение задачи полезной модели - снижение сложности конструкции.

На фиг.1 показан общий вид предлагаемого устройства, на фиг.2 - схема храпового механизма.

Вибрационный движитель состоит из тележки 1, на которой установлен корпус привода 2. Внутри корпуса 2 неподвижно установлена обмотка электромагнита 3, электрически связанная с системой управления 4. Внутренняя масса (якорь) 5 подвешена на упругих элементах 6, которые являются направляющими для якоря и закреплены на корпусе 2. Тележка 1 установлена на колесах 7, на валах 8 которых установлены храповые механизмы, состоящие храпового колеса 9 и собачки 10. Тележка перемещается по поверхности 11.

Вибрационный движитель работает следующим образом. При подаче напряжения на обмотку электромагнита 3 возникает электромагнитная сила, под действием этой силы якорь 5 перемещается. В результате возникает сила инерции 6, большая по модулю, чем сила трения качения тележки 1 по поверхности 11, и устройство начинает перемещаться. При снятии напряжения с обмотки электромагнита 3, якорь 5 возвращается в первоначальное положение под действием упругих элементов 6. В результате возникает сила инерции, направленная противоположно первоначальному направлению. При этом колеса 7 начинают вращаться в противоположную сторону, собачка 10 входит в паз храпового колеса 9, происходит заклинивание колес 7 и тележка 1 останавливается, так как возникающая при этом сила трения скольжения тележки 1 по поверхности 11 значительно больше силы инерции. Таким образом, устройство совершает прямолинейное движение в одну сторону. Система управления 4 позволяет задавать закон перемещения якоря 5, посредством изменения частоты, амплитуды и формы сигнала напряжения, подаваемого на обмотку 3 электромагнита.

Использование предлагаемого устройства позволяет повысить управляемость процесса перемещения, что расширяет функциональные возможности его использования.

Вибрационный движитель для трубопроводов, включающий в себя привод, отличающийся тем, что привод установлен на транспортной части и выполнен в виде электромагнита, обмотка которого установлена неподвижно на корпусе, якорь подвешен на упругих элементах, являющихся направляющими для якоря, обмотка электромагнита электрически связана с системой управления, а транспортная часть включает в себя тележку, установленную на колесах, снабженных храповыми механизмами.



 

Наверх