Колесо для легкового автомобиля
Колесо для легкового автомобиля состоит из обода (1) с передней и задней ребордами (2, 3), центральной ступичной части (4), выполненной утопленной, и спиц (7), равномерно расположенных по окружности и соединяющие обод со ступичной частью. По длине спицы выполнены постоянной ширины и имеют по оси симметрии прорезь (8), с образованием двойного П-образного поперечного сечения с поднутрением, закругленным на дне и обращенным внутрь колеса. Технический результат заключается в уменьшении веса и повышении прочности колеса.
Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к колесам для легкового автомобиля.
Из уровня техники известно колесо для автомобиля «Калина», «Самара» (сайт www.kolesa-kik.ru/news/), выполненное из алюминиевого сплава и включающее обод с передней и задней ребордами, центральную ступичную часть и спицы, выполненные криволинейной формы и соединяющие обод со ступицей, равномерно расположенные по окружности колеса. Вес этого колеса составляет 7 кг.
К недостаткам описанной конструкции можно отнести пониженную прочность, усложненную технологию изготовления и увеличенный вес колеса.
Задача полезной модели направлена на уменьшение веса и повышение прочности колеса, а также улучшение технологичности его изготовления.
Для решения поставленной задачи предлагается колесо для легкового автомобиля, состоящее из обода с передней и задней ребордами, центральной ступичной части, выполненной утопленной, и спиц, равномерно расположенных по окружности и соединяющих обод со ступичной частью. Спицы выполнены постоянной ширины и имеют по оси симметрии прорезь, с образованием двойного П-образного
поперечного сечения с поднутрением, закругленным на дне и обращенным внутрь колеса.
В предлагаемой конструкции спицы имеют постоянное сечение, что позволяет повысить жесткость спиц и получить рациональное распределение металла в спицах. Такая конструкция позволяет повысить его прочность и уменьшить вес колеса.
Сущность технического решения поясняется на чертежах.
Фиг.1 - общий вид колеса;
Фиг.2 - сечение А-А;
Фиг.3 - сечение Б-Б;
Предлагаемое литое колесо разработано для автомобилей класса В и С, например, для автомобиля «Калина» или «Приора», выполнено из алюминиевого сплава и состоит из обода (1) с наружной ребордой (2) и внутренней ребордой (3), центральной ступичной части (4), которая выполнена утопленной, относительно тела колеса и имеет центральное посадочное отверстие (5), по периферии которого на одинаковом расстоянии от его центра расположены крепежные отверстия (6) меньшего диаметра. Для удобства монтажа колеса на автомобиль в условиях конвейерной сборки, ступичная часть (4) выполнена максимально открытой, а ширина ее меньше, по сравнению с прототипом, что влияет на уменьшение веса колеса.
Обод (1) и ступичную часть (4) соединяют пять спиц (7), равномерно расположенных по окружности колеса и образованных пятью
вентиляционными отверстиями трапециевидной формы. Спицы (7) по всей длине имеют постоянную ширину с постоянным поперечным сечением, что технологично при изготовлении. По оси симметрии спицы (7) выполнены с прорезью (8), с образованием двойного П-образного поперечного сечения (фиг.3) для увеличения жесткости спиц и с поднутрением, закругленным на дне и обращенным внутрь колеса. Прорезь (8) на спицах выполнена в виде вытянутого прямоугольника с радиусным округлением концевых частей, позволяет снизить вес колеса и достичь его ажурности, чем улучшается его дизайн. Спицы в сечении (фиг.2) выполнены по дуге.
Конструкция колеса выполнена с плавными лекальными линиями с отсутствием углов, что исключает концентраторы напряжений и увеличивает его несущую способность. Конкретные размеры радиусов, очерчивающих спицы зависят от диаметра ступичной части, нагрузки на колесо и диаметра обода колеса, которые в свою очередь определяются моделью автомобиля, для которого это колесо разрабатывается.
Было изготовлено опытное колесо размером 5,5J×14 из алюминиевого сплава АК12пч, жесткость которого обеспечила требуемые по ГОСТ усталостные характеристики, а вес которого составил 5,6 кг. Вес колеса из этого сплава по прототипу, согласно замерам составляет 7 кг. Таким образом, предлагаемая конструкция колеса позволяет повысить его жесткость на 30-40% и одновременно снизить вес колеса в 1,25 раза.
1. Колесо для легкового автомобиля, состоящее из обода с наружной и внутренней ребордами, центральной ступичной части, которая соединена с ободом посредством спиц, равномерно расположенных по окружности колеса и образованных вентиляционными отверстиями, отличающееся тем, что спицы по всей длине выполнены постоянной ширины, по оси симметрии каждой спицы сформирована прорезь с образованием двойного П-образного поперечного сечения с поднутрением, закругленным на дне и обращенным внутрь колеса.
2. Колесо для легкового автомобиля по п.1, отличающееся тем, что прорезь на спицах имеет форму вытянутого прямоугольника с радиусным округлением концевых частей.
3. Колесо для легкового автомобиля по п.1, отличающееся тем, что ступичная часть колеса выполнена утопленной относительно тела колеса.