Учебный прибор по математике

 

Полезная модель относится к демонстрационным наглядным пособиям, предназначенным для применения в учебном процессе, в частности, к приборам, которые используются при изучении тригонометрических функций в курсе математики в рамках среднеобразовательной школы. Учебный прибор по математике содержит градуированный диск с нанесенными на нем шкалами углов и их тригонометрических функций, два взаимно перпендикулярных стрелочных указателя значений функций, расположенный за градуированным диском и неподвижно соединенный соосно с ним дополнительный диск, а между дисками установлена планка, шарнирно соединенная одним концом с центром дополнительного диска, а другим концом со стрелочным указателем углов, причем планка соединена шарниром, расположенным от центра дополнительного диска на расстоянии, равном половине радиуса градуированного диска, с центром другой дополнительной планки, длина которой равна радиусу градуированного диска, дополнительная планка на концах шарнирно соединена с ползунами, несущими указатели тригонометрических функций, ползуны установлены в направляющих, расположенных во взаимно перпендикулярных прорезях, выполненных в градуированном диске, при этом направляющие в центре диска имеют разрывы, размеры которых меньше длин ползунов.

Полезная модель относится к демонстрационным наглядным пособиям, предназначенным для применения в учебном процессе, в частности, к приборам, которые используются при изучении тригонометрических функций в курсе математики в рамках среднеобразовательной школы.

Известен учебный прибор по математике, содержащий градуированный диск, шарнирно связанную одним концом с его центром планку, второй конец которой шарнирно соединен с вертикальным рычагом, параллельным оси диска и связанным с дополнительной планкой, при этом на диске нанесены шкалы значений тригонометрических функций (Патент США №3359654, кл. G09B 23/04, 1965). Недостатком такого устройства является то, что он не позволяет наглядно демонстрировать величину тригонометрической функции и имеет сложную конструкцию.

Известен также учебный прибор, который имеет вертикальную стойку, соединенную с диском, два взаимно перпендикулярных стрелочных указателя значений функции, установленных в шарнире, соединяющем вертикальный рычаг с планкой, длина которой равна радиусу диска, а дополнительная планка шарнирно соединена с нижним концом вертикального рычага и со стойкой (Патент РФ №2053569, кл. G09В 23/04). Этот прибор взят нами в качестве прототипа.

Недостатками данного прибора являются:

- нарушение методической логики изучения тригонометрических функций, представленной в отечественных школьных учебниках, основанной на использовании понятия единичной окружности, где ось косинусов горизонтальна, а ось синусов вертикальна;

- недостаточная наглядность снятия значений тригонометрических функций;

- сложность конструкции;

- обязательное наличие вертикальной стойки - штатива (судя по конструкции прототипа).

Технической задачей полезной модели является расширение демонстрационных возможностей прибора и упрощение его конструкции.

Поставленная цель достигается тем, учебный прибор, содержащий градуированный диск с нанесенными на нем шкалами углов и их тригонометрических функций, планку, два взаимно перпендикулярных стрелочных указателя значений функций, имеет расположенный за градуированным диском и неподвижно соединенный соосно с ним дополнительный диск, а между дисками установлена планка, шарнирно соединенная одним концом с центром дополнительного диска, а другим концом со стрелочным указателем углов, причем планка соединена шарниром, расположенным от центра дополнительного диска на расстоянии, равном половине радиуса градуированного диска, с центром другой дополнительной планки, длина которой равна радиусу градуированного диска, дополнительная планка на концах шарнирно соединена с ползунами, несущими указатели тригонометрических функций, а ползуны установлены в направляющих, расположенных вдоль выполненных в градуированном диске взаимно перпендикулярных прорезях, при этом направляющие в центре диска имеют разрывы, размеры которых меньше длин ползунов.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид прибора, на фиг.2 - разрез по Б-Б, на фиг.3 - способ соединения дисков.

Учебный прибор по математике содержит градуированный диск 1 со взаимно перпендикулярными шкалами значений тригонометрических функций (шкала синусов - ордината - вертикальная, а шкала косинусов - абсцисса - горизонтальна), и круговой шкалой углов, расположенный за градуированным диском 1 и неподвижно соединенный соосно с ним кронштейнами 2 дополнительный диск 3, в пространстве между дисками 1 и 3 находится планка 4, шарнирно соединенная одним концом с центром дополнительного диска 3, а другим концом со стрелочным указателем углов

5, планка 4 соединена шарниром 6, расположенным от центра дополнительного диска 3 на расстоянии, равном половине радиуса градуированного диска 1, с центром другой дополнительной планки 7, длина которой равна радиусу градуированного диска 1. Дополнительная планка 7 на концах шарнирно соединена с ползунами 8 и 9, несущими указатели тригонометрических функций 10 и 11, причем ползуны 8 и 9 установлены в направляющих 12 и 13, расположенных вдоль выполненных в градуированном диске 1 взаимно перпендикулярных прорезях 14 и 15, при этом направляющие 12 и 13 в центре диска 1 имеют разрывы, размеры которых меньше длин ползунов 8 и 9, что обеспечивает переход ползунов с одной половины направляющей на другую.

Прибор работает следующим образом. Поворачивая планку 4, устанавливаем ее указатель на угол, значение тригонометрических функций которого необходимо определить. При этом указатели 10 и 11 укажут соответственно численные значения синуса (на оси 0y) и косинуса (на оси 0х). Это достигается тем, что углы, образуемые обеими планками 0х, равны между собой (они равны углу, тригонометрические функции которого определяются). Масштаб шкал синусов и косинусов выбирается в зависимости от радиуса диска. Наибольшей наглядностью обладает прибор с диском, радиус которого равен 1 м. Диск может подвешиваться к стене или к доске (магнитными силами) учебной аудитории, или размещаться на столах.

Учебный прибор по математике, содержащий градуированный диск с нанесенными на нем шкалами углов и их тригонометрических функций, планку, два взаимно перпендикулярных стрелочных указателя значений функций, отличающийся тем, что он имеет расположенный за градуированным диском и неподвижно соединенный соосно с ним дополнительный диск, а между дисками установлена планка, шарнирно соединенная одним концом с центром дополнительного диска, а другим концом со стрелочным указателем углов, причем планка соединена шарниром, расположенным от центра дополнительного диска на расстоянии, равном половине радиуса градуированного диска, с центром другой дополнительной планки, длина которой равна радиусу градуированного диска, дополнительная планка на концах шарнирно соединена с ползунами, несущими указатели тригонометрических функций, ползуны установлены в направляющих, расположенных во взаимно перпендикулярных прорезях, выполненных в градуированном диске, при этом направляющие в центре диска имеют разрывы, размеры которых меньше длин ползунов.



 

Похожие патенты:

Модель-схема аксонометрических плоскостей системы отопления относится к наглядным пособиям - моделям и может быть использована для демонстрации аксонометрических и основных плоскостей проекций и контроля построения наглядных изображений в курсах начертательной геометрии и черчения. Модель является также и шаблоном, по которому можно достаточно точно ориентировать объекты в реальном пространстве и в компьютерной графике. Название полезной модели - «модель-шаблон аксонометрических плоскостей».
Наверх