Направляющая для струга, в частности, наклонная направляющая для струга, и секция желоба с направляющей струга

 

Предложена наклонная направляющая для струга скольжения, содержащая уголковый стальной лист (5), одна полка (6) которого образует поверхность скольжения струга, а другая, проходящая вверх полка (5) которого расположена на секции желоба конвейера. Направляющая содержит также, по меньшей мере, один распорный элемент (11) скольжения, который над поверхностью скольжения струга отделяет верхний канал (25) для тяговой цепи струга от нижнего канала (23) для тяговой цепи струга, а также направляющую балку (9) и несколько соединительных средств (13, 46) для крепления направляющей (1) струга на секции (3) желоба. Согласно полезной модели распорный элемент (11) скольжения и направляющая балка (9) образуют узел (7), и одно из крепежных средств состоит из шарнирного соединения (13), которое можно сцеплять посредством совместного сдвигания первой шарнирной части (15), выполненной на узле (7), и второй шарнирной части (17), расположенной на стороне секции желоба.

Полезная модель относится к направляющей для добычного струга, в частности, к наклонной направляющей для струга скольжения, содержащей уголковый стальной лист, одна полка которого образует поверхность скольжения струга, а другая, проходящая вверх полка которого выполнена с возможностью для расположения или расположена на секции желоба конвейера, по меньшей мере, один распорный элемент скольжения, который над поверхностью скольжения струга отделяет верхний канал для тяговой цепи струга от нижнего канала для тяговой цепи струга, направляющую балку для направления струга и несколько соединительных средств для крепления направляющей струга на секции желоба через расположенный на секции желоба крепежный элемент. Кроме того, полезная модель относится к секции лотка с направляющей для добычного струга, которая снабжена верхним боковым профилем, нижним боковым профилем, расположенным между верхним и нижним боковыми профилями дном конвейера и крепежным элементом, на котором может крепиться или крепится направляющая струга с помощью нескольких соединительных средств.

Из DE 4025871 А1 известно приваривание или разъемное привинчивание направляющей струга на стороне очистного забоя на секциях желобов цепного скребкового конвейера. Направляющая струга состоит из уголкового стального листа, прочной направляющей балки, распорных элементов скольжения, опорных плит

и откидной крышки, и каждая секция желоба имеет верхний боковой профиль, нижний боковой профиль и расположенное между ними дно конвейера, при этом для привинчивания съемной направляющей струга между боковыми профилями приварены держатели навесного борта в качестве крепежного элемента. На задней стороне распорного элемента скольжения приварена опорная плита, которая центрирующей цапфой входит в центрирующее отверстие на проходящей вверх полке уголкового стального листа, и направляющая струга привинчена к секции желоба с помощью двух лежащих друг над другом рядов болтов. Нижний ряд болтов содержит болты, резьбовые стержни которых проходят через отверстия для болтов в направляющей балке, распорные элементы скольжения, опорные плиты и направленную вверх полку уголкового стального листа, и своими головками опираются на держатели навесного борта. Расположенные на высоте верхнего канала для тяговой цепи струга болты верхнего ряда проходят через центрирующие цапфы опорных плит и опираются своими головками на держатели навесного борта.

Задачей полезной модели является создание направляющей струга и секции желоба со съемной направляющей струга, которые обеспечивают улучшенный монтаж и крепление направляющей струга.

Эта задача решена согласно полезной модели тем, что распорный элемент скольжения и направляющая балка образуют узел, и одно из крепежных средств состоит из шарнирного соединения, которое можно сцеплять посредством совместного сдвигания первой шарнирной части, выполненной на узле, и второй шарнирной части, расположенной на стороне секции желоба. Для монтажа съемного

узла необходимо лишь сцеплять выполненную на узле шарнирную часть с закрепленной на секции желоба второй шарнирной частью, образующей расположенный на стороне секции желоба крепежный элемент, например, посредством вдвигания друг в друга, при этом шарнирное соединение в этом случае заменяет одно из соединительных средств. Для закрепления направляющей струга на секции желоба необходимо затем лишь стопорить другие соединительные средства. Поскольку по сравнению с уровнем техники отпадает необходимость в нижнем ряду болтов и, следовательно, проходных отверстий в распорных элементах скольжения и направляющих балках, то снижаются расходы на изготовление и значительно повышается устойчивость блока. Распорный элемент скольжения и направляющая балка, при работе струга захватываемая сзади, могут лучше выдерживать возникающие при работе высокие механические нагрузки. За счет этого можно с успехом минимизировать возможные простои струговой установки.

Сцепление шарнирных частей шарнирного соединения можно осуществлять различным образом. Шарнирное соединение предпочтительно выполнено для поворота узла в конечное монтажное положение, в котором могут быть зафиксированы другие крепежные средства. Например, узел можно в откинутом относительно конечного положения монтажа положении устанавливать первой шарнирной частью сверху на вторую шарнирную часть, расположенную на стороне секции желоба, для сцепления шарнирного соединения и тем самым фиксировать первое соединительное средство. Шарнирное соединение одновременно обеспечивает поворот узла в конечное монтажное положение, причем при этом движении оно не принимает

на себя вес направляющей балки и распорного элемента скольжения. Первая шарнирная часть может после взаимного сдвигания предпочтительно охватывать сзади вторую шарнирную часть. Шарнирное соединение предпочтительно образовано двумя взаимно дополняющими друг друга, сцепляемыми с геометрическим замыканием и/или образующими шарнир шарнирными частями. Первая шарнирная часть может быть ориентирована параллельно направляющей балке узла. Одна из шарнирных частей может иметь, например, вогнутую сторону для частичного охвата выпуклой стороны другой шарнирной части, причем после сцепления образующего открытый шарнир шарнирного соединения узел опирается с возможностью поворота на секцию желоба, и после поворота в конечное монтажное положение обеспечивается фиксация узла с помощью других соединительных средств. Шарнирная часть с выпуклой стороной может быть выполнена в виде планки, в частности, планки круглого профиля, которая частично охвачена или, соответственно, выполнена с возможностью охватывания канавкой круглого сечения другой шарнирной части.

Шарнирное соединение предпочтительно расположено по высоте на расстоянии от других соединительных средств. Одно из соединительных средств целесообразно расположить над распорным элементом скольжения, и одно из соединительных средств, предпочтительно шарнирное соединение, расположить под распорным элементом скольжения. Узел может быть выполнен, в частности, в виде сварной конструкции. Другие соединительные средства предпочтительно содержат ряд из нескольких болтов.

Предпочтительно образованные болтами другие соединительные

средства расположены в предпочтительном варианте выполнения на высоте верхнего канала для тяговой цепи струга, а шарнирное соединение расположено на высоте нижнего канала для тяговой цепи струга. Вторые, расположенные на стороне секции желоба шарнирные части, которые одновременно образуют крепежный элемент на стороне секции желоба, предпочтительно закреплены на высоте нижнего бокового профиля секции желоба. При этом вторые шарнирные части, а также первые соединительные средства могут быть закреплены на или, соответственно, внутри выполненных из одной или нескольких частей крепежных плит или держателей навесного борта, которые приварены, выступая вверх, на секции желоба со стороны забоя. Крепежные плиты или держатели навесного борта могут иметь выемку, в которой закреплена вторая шарнирная часть, в частности, приварена.

Направленная вверх полка уголкового стального листа предпочтительно имеет окна, выемки или т.п., через которые шарнирные части на узле могут быть составлены и сцеплены со вторыми шарнирными частями, расположенными на стороне секции желоба. Для этого полка предпочтительно имеет два окна, которые целесообразно расположены на одинаковой высоте. При таком выполнении уголковый стальной лист может быть соединен сваркой с секцией желоба и на стороне забоя, и лишь узел можно демонтировать для образования каналов для тяговых цепей струга. В одном особенно предпочтительном варианте выполнения расположенная на стороне секции желоба шарнирная часть расположена на высоте, на которой направляющая балка имеет свою наибольшую ширину, за счет чего минимизируется нагрузка на

соединительные средства от крутящего момента при прохождении струга, охватывающего сзади направляющую балку, по сравнению с уровнем техники.

Другие крепежные средства предпочтительно содержат по одному зажимному элементу, который взаимодействует с зажимными поверхностями на секции желоба и на узле и который выполнен с возможностью затягивания посредством болтов относительно зажимных поверхностей с целью предотвращения открывания или расцепления шарнирного соединения. Для этого над распорным элементом скольжения может быть расположена, предпочтительно на направленной вверх полке уголкового стального листа, направляющая планка, которая вместе с клиновидно скошенной нижней стороной образует верхнюю зажимную поверхность для опоры узла с помощью зажимного элемента. Распорный элемент скольжения и/или приваренная к узлу опорная плита клиновидно скошенными верхними сторонами дополнительно образуют нижнюю зажимную поверхность. После поворота узла в конечное монтажное положение можно вводить между зажимными поверхностями на блоке и на направляющей планке зажимные элементы, также имеющие клиновидные наружные стороны, и с помощью болтового соединения притягивать к зажимным поверхностям. Зажимной элемент имеет предпочтительно, по меньшей мере, одно отверстие для болта, предпочтительно два отверстия для болтов, и углубление для размещения с утоплением резьбовых гаек, которые навинчиваются на резьбовую часть болтов болтового соединения, с целью предотвращения срезания резьбовых гаек цепью струга или направляющими крюками на струге.

Зажимной элемент может, по меньшей мере, частично

перекрывать узел, например, частичный участок распорного элемента скольжения или приваренной к узлу опорной плиты, за счет чего предотвращается выход узла из конечного монтажного положения. На задней стороне распорного элемента скольжения под опорной плитой целесообразно расположить первую шарнирную часть. В предпочтительном варианте выполнения предусмотрены два зажимных элемента и два шарнирных соединения для фиксации направляющей струга на секции желоба.

В секции желоба согласно полезной модели, содержащей шарнирное соединение для быстрого и простого монтажа узла, вторая шарнирная часть может быть закреплена на секции желоба предпочтительно на высоте нижнего бокового профиля и образовывать одну из крепежных плит на стороне секции желоба. Между верхним и нижним боковыми профилями может быть предпочтительно закреплена крепежная плита, например, в виде держателя навесного борта, в частности, приварена. К крепежной плите целесообразно приварена вторая шарнирная часть. При выполненной из одной части крепежной плите для верхних и нижних соединительных средств, крепежная плита может иметь выемку для размещения второй шарнирной части, а вторая шарнирная часть может быть в этом случае приварена к нижней части выемки. Кроме того, крепежная плита может быть предпочтительно снабжена карманом для размещения резьбовых стержней болтового соединения. Проходящая вверх полка уголкового стального листа может быть, среди прочего, приварена, выступая вверх, на крепежной плите или же соединена с крепежной плитой с помощью болтового соединения. Крепежная плита может также иметь опорную поверхность в виде

горловины или канавки, в которую может входить первая шарнирная часть. Секции желоба согласно полезной модели можно использовать, в частности, также или лишь в зоне лавы, и/или они могут быть образовывать клиновидные желоба.

Другие преимущества и варианты выполнения полезной модели следуют из приведенного ниже подробного описания примера выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено:

фиг.1 - расположенная со стороны забоя на секции желоба цепного скребкового конвейера направляющая для струга согласно полезной модели, в разнесенной изометрической проекции;

фиг.2 - вертикальный разрез частично смонтированной на секции желоба направляющей струга перед монтажом узла и перед сцеплением шарнирного соединения, в разнесенной проекции; и

фиг.3 - разрез смонтированной направляющей струга согласно фиг.2 с дополнительно смонтированной крышкой.

Показанная на фиг.1-3 направляющая 1 для не изображенного добычного струга уже частично смонтирована на стороне забоя на секции 3 желоба не изображенного цепного скребкового конвейера. Рештачный став цепного скребкового конвейера обычно состоит из ограниченно шарнирно подвижных и соединенных друг с другом с обеспечением прочности на растяжение секций 3 желоба. Каждая секция 3 желоба имеет верхний боковой профиль 40, нижний боковой профиль 42 и расположенное между ними дно 44 конвейера, при этом со стороны забоя на боковых профилях 40, 42 и, соответственно, между ними приварены выступающие вверх держатели 35 навесного борта в качестве крепежного элемента, соответственно, крепежных

плит.

Монтируемая на секции 3 желоба и, соответственно, демонтируемая с него направляющая 1 струга имеет проходящий примерно по длине секции 3 желоба уголковый стальной лист 5, одна направленная к очистному забою, прилегающая к секции желоба слегка наклонная полка 6 которого образует поверхность скольжения струга, а другая полка которого в показанном примере выполнения приварена, выступая вверх, к секции 3 желоба. Кроме того, направляющая струга содержит, как само по себе известно, проходящую по длине секции 3 желоба направляющую балку 9 для направления скользящего струга, а также в данном случае два распорных элемента 11 скольжения, с помощью которых в смонтированном состоянии направляющей 1 струга отделяется верхний канал 25 для тяговой цепи струга от нижнего канала 23 для тяговой цепи струга. Тяговая ветвь не изображенной цепи струга соединена известным образом в нижнем канале 23 для тяговой цепи струга с направляющим крюком скользящего струга, который направляющим крюком захватывает сзади направляющую балку 9, выступающую вниз за распорные элементы 11 скольжения.

Согласно полезной модели мощная направляющая балка 9 для направления струга скольжения вместе с приваренными к направляющей балке 8 распорными элементами 11 скольжения образуют сменный модуль, который в виде узла 7 монтируется на секции 3 желоба. При этом крепление узла 7 на секции желоба осуществляется, среди прочего, с помощью двух шарнирных соединений 13 в качестве нижних соединительных средств. Каждое шарнирное соединение 13 состоит из первой шарнирной части 15 на

узле 7 и второй шарнирной части 17 на секции 3 желоба. Для монтажа предварительно изготовленный узел 7 можно надевать первой шарнирной частью 15 на вторую шарнирную часть 17 и затем поворачивать в показанное на фиг.2 конечное монтажное положение. Образующие шарнир шарнирные соединения 13 центрируют узел 7 и обеспечивают поворот в конечное монтажное положение и, соответственно, из него, не принимая на себя вес узла 7 во время последующего монтажа с помощью дополнительных вспомогательных средств или оператора. Для обеспечения возможности сцепления шарнирных частей шарнирного соединения 13 также при ранее приваренном к секции 3 желоба уголковом стальном листе 5, проходящая вверх полка 8 стального уголка 5 имеет два окна 9, через которые можно надвигать шарнирные части 15 узла 7 на обе расположенные на стороне секции желоба шарнирные части 17. Узел 7 и проходящая вверх полка 6 стального уголка 5 ограничивают после поворота узла 7 в конечное монтажное положение нижний канал 23 для тяговой цепи струга. Распорные элементы 11 скольжения отделяют нижний канал 23 для тяговой цепи струга от верхнего канала 25 для тяговой цепи струга. Направляющая планка 29 расположена на верхнем краю проходящей вверх полки 8 и, соответственно, приварена к ней, и образует, среди прочего, охватываемую стругом верхнюю направляющую.

Направляющая балка 9 узла 7 приварена к передней стороне 19 обоих распорных элементов 11 скольжения и имеет расширяющийся в направлении поверхности 6 скольжения струга профиль. Наибольшая ширина, соответственно, толщина направляющей балки 9 лежит примерно на той же высоте, что и шарнирная ось шарнирного

соединения 13. К противоположной относительно передней стороны 19 задней стороне 22 распорного элемента 11 скольжения приварена мощная первая шарнирная часть 15 и расположенная над первой шарнирной частью 15 опорная плита 21.

Первая шарнирная часть 15 имеет вогнутую нижнюю сторону 31, которая охватывает выпуклую сторону 33 выполненной в виде круглого профиля второй шарнирной части 17 в конечном монтажном положении. Вторая шарнирная часть 17 приварена к крепежной плите 35, которая закреплена на секции 3 желоба. Проходящая в показанном примере выполнения за верхний боковой профиль 40 секции 3 желоба крепежная плита 35 имеет выемку 37, в которой расположена и приварена шарнирная часть 17. На высоте верхнего канала 25 для тяговой цепи струга расположено в качестве дополнительного крепежного, соответственно, соединительного средства для узла 7 болтовое соединение 46, с помощью которого он стопорится на крепежной плите 35 в конце монтажа и фиксируется против рассоединения. Для анкеровки резьбовых болтов 50 болтового соединения 46 крепежная плита 35 имеет несколько карманов, в которые вставляются без возможности проворачивания резьбовые стержни 50 своей болтовой головкой. Стопорение повернутого в конечное монтажное положение узла 7 осуществляется с помощью зажимных элементов 52, которые попарно имеют два отверстия 54 для стержней (фиг.1) и насаживаются ими на резьбовые стержни 50. Резьбовая гайка 56 навинчивается в углублении 60 зажимного элемента 52 на резьбовые стержни 50. Углубление 60 закрыто защищающей резьбовые гайки 56 крышкой 58 с целью предотвращения забивания углубления, например, мелким

углем. Верхняя и нижняя наружные поверхности 52, 53 зажимного элемента 52 проходят клиновидно, соответственно, с наклоном друг к другу, и в смонтированном положении зажимной элемент 52 опирается верхней наружной поверхностью 52 на верхнюю клиновидную, соответственно, наклонную зажимную поверхность 62 на нижней стороне профильной планки 29. Одновременно зажимной элемент 52 опирается нижней наклонной наружной поверхностью 53 на образованную наклонной верхней стороной распорного элемента 11 скольжения зажимную поверхность 64, при этом зажимное давление на зажимных поверхностях 62, 64 можно регулировать посредством затягивания резьбовых гаек 56. За счет осуществляемого с помощью зажимных элементов 52 зажимного соединения, первая шарнирная часть 15 прижимается ко второй шарнирной части 17 и удерживается в прочном зацеплении с ней. За счет привинченного зажимного элемента 52 узел 7 нагружается через нижнюю зажимную поверхность 64 зажимным усилием, которое направлено вниз в направлении шарнирного соединения 13, и надежно предотвращает расцепление шарнирного соединения 13. При этом зажимной элемент 52 опирается с направленным вверх усилием, противоположным зажимному, на зажимную поверхность 64 на направляющей планке 29. С помощью болтового соединения 46 в соединении с зажимными элементами 52 можно простым образом даже при относительно небольшом моменте затяжки обеспечивать относительно большое усилие зажимания. Болтовое соединение 46 в рабочем состоянии одновременно разгружается, поскольку шарнирное соединение 13 расположено на высоте наибольшей ширины профиля направляющей балки 9. При прохождении скользящего струга по

направляющей балке 9 возникающие на этой высоте поперечные усилия передаются главным образом на шарнирное соединение 13.

Для разъемного закрывания верхнего канала 25 для тяговой цепи струга на блоке 7 расположена показанная на фиг.1 и 3 поворотная крышка 27. Крышка 27 фиксируется в своем закрытом положении на направляющей планке 29.

Из приведенного выше описания для специалиста становятся понятными многочисленные модификации, которые все должны входить в объем защиты прилагаемой формулы полезной модели. Шарнирное соединение может быть также расположено над рядом болтов, предпочтительно в зоне верхнего канала для тяговой цепи струга, а другие соединительные средства располагаются в этом случае в зоне нижнего канала для тяговой цепи струга. Можно также выполнить первую шарнирную часть узла с выступающей выпуклой стороной, полозом или т.п., которой ее можно вставлять в имеющий форму лотка желоб или т.п. на секции желоба. Вторая шарнирная часть может быть закреплена не на крепежной плите, а на боковом профиле или непосредственно на уголковом стальном листе, если он образует неподвижную составную часть секции желоба. Уголковый стальной лист может быть также составной частью узла. Расположенная на стороне узла шарнирная часть и/или действующие в горизонтальном направлении расположенные на стороне узла зажимные поверхности могут быть также выполнены в виде единого целого на распорных элементах скольжения, для чего они могут иметь выступ, прилив или т.п., которые частично перекрываются зажимным элементом.

1. Направляющая для добычного струга, в частности, наклонная направляющая для струга скольжения, содержащая уголковый стальной лист (5), одна полка (6) которого образует поверхность скольжения струга, а другая, проходящая вверх полка (5) которого выполнена с возможностью расположения или расположена на секции желоба конвейера, по меньшей мере, один распорный элемент (11) скольжения, который над поверхностью скольжения струга отделяет верхний канал (25) для тяговой цепи струга от нижнего канала (23) для тяговой цепи струга, направляющую балку (9) и несколько соединительных средств (13, 46) для крепления направляющей (1) струга на секции (3) желоба, отличающаяся тем, что распорный элемент (11) скольжения и направляющая балка (9) образуют узел (7), и одно из крепежных средств состоит из шарнирного соединения (13), которое выполнено с возможностью сцепления посредством совместного сдвигания первой шарнирной части (15), выполненной на узле (7), и второй шарнирной части (17), расположенной на стороне секции желоба.

2. Направляющая для струга по п.1, отличающаяся тем, что шарнирное соединение (13) выполнено для поворота узла (7) в конечное монтажное положение, в котором возможна фиксация других соединительных средств (46).

3. Направляющая для струга по п.1 или 2, отличающаяся тем, что одна из шарнирных частей (15, 17) имеет вогнутую сторону (31) для частичного охвата выпуклой стороны (33) другой шарнирной части (17, 15).

4. Направляющая для струга по п.1 или 2, отличающаяся тем, что шарнирное соединение (13) расположено по высоте на расстоянии от других соединительных средств (46).

5. Направляющая для струга по п.1 или 2, отличающаяся тем, что другие соединительные средства (46) расположены на высоте верхнего канала (25) для тяговой цепи струга, а шарнирное соединение расположено на высоте нижнего канала (23) для тяговой цепи струга.

6. Направляющая для струга по п.1, отличающаяся тем, что шарнирное соединение (13) расположено примерно на высоте наибольшей ширины профиля направляющей балки (9).

7. Направляющая для струга по п.2, отличающаяся тем, что другие соединительные средства выполнены в виде резьбового соединения (46).

8. Направляющая для струга по п.2, отличающаяся тем, что другие соединительные средства (46) в монтажном положении предотвращают расцепление шарнирного соединения (13).

9. Направляющая для струга по п.7 или 8, отличающаяся тем, что другие соединительные средства содержат, по меньшей мере, один зажимной элемент (52), посредством которого обеспечивается опора узла (7) относительно, по меньшей мере, одной расположенной на стороне секции желоба зажимной поверхности (62) для предотвращения расцепления шарнирного соединения (13).

10. Направляющая для струга по п.9, отличающаяся тем, что зажимной элемент (52) выполнен с возможностью притягивания к зажимным поверхностям (62, 64) с помощью резьбового соединения (46).

11. Направляющая для струга по п.10, отличающаяся тем, что на проходящей вверх полке (8) уголкового стального листа расположена направляющая планка (29), которая образует расположенную на стороне секции желоба верхнюю зажимную поверхность (62).

12. Направляющая для струга по п.11, отличающаяся тем, что зажимной элемент (52) имеет, по меньшей мере, одно отверстие (54) для болта и углубление для утопленного размещения гайки (56) резьбового соединения (46).

13. Направляющая для струга по п.1, отличающаяся тем, что на задней стороне (22) распорного элемента (11) скольжения закреплена выступающая вверх опорная плита (21), под которой расположена первая шарнирная часть (15).

14. Направляющая для струга по п.1, отличающаяся тем, что уголковый стальной лист (5) имеет в проходящей вверх полке (8) окна (9), через которые возможно сцепление шарнирных частей (15, 17) шарнирного соединения (13).

15. Секция лотка для добычного струга, содержащая верхний боковой профиль (40), нижний боковой профиль (42), расположенное между верхним и нижним боковыми профилями (40, 42) дно (44) конвейера и крепежный элемент (35) для закрепления направляющей (1) струга с помощью нескольких соединительных средств (13, 46), отличающаяся тем, что одно из соединительных средств состоит из шарнирного соединения (13), которое выполнено с возможностью сцепления посредством сдвигания вместе первой шарнирной части (15) узла (7) направляющей для струга и второй шарнирной части (17), закрепленной на секции (3) желоба.

16. Секция лотка по п.15, отличающаяся тем, что вторая шарнирная часть (17) расположена на крепежной плите (35) на высоте нижнего бокового профиля (42).

17. Секция лотка по п.15 или 16, отличающаяся тем, что крепежная плита имеет выемку для размещения второй шарнирной части.

18. Секция лотка по п.16, отличающаяся тем, что вторая шарнирная часть (17) выполнена в виде планки круглого профиля.

19. Секция лотка по п.15, отличающаяся тем, что направляющая (1) для струга выполнена по любому из пп.1-14.



 

Наверх