Мобильный агрегат для свабирования скважин

 

Полезная модель относится к нефтегазовой промышленности и может быть использована для подъема жидкости из скважин свабированием.

Мобильный агрегат для свабирования скважин включает самоходное транспортное средство, на платформе которого смонтированы с возможностью перевода из транспортного положения в рабочее положение мачта с направляющим роликом, лебедка с канатом и прикрепленными к нему свабом и грузом, приводимая в действие от двигателя транспортного средства. При расположении мачты в транспортном положении на ней закреплен лубрикатор с размещенным внутри свабом и грузом, а мачта снабжена подъемным гидроцилиндром с шарнирно прикрепленным к ней штоком.

Мачта через основание установлена на платформу с возможностью поворота вокруг вертикальной оси основания, а лубрикатор шарнирно соединен с мачтой, выполненной с возможностью опоры через лубрикатор на устье скважины, при этом подъемный гидроцилиндр, надпоршневая и подпоршневая полости которого выполнены с возможностью регулируемого сообщения, с противоположной штоку стороны шарнирно закреплен на основании. На мачте размещена дополнительная лебедка с канатом, прикрепленным к противоположному шарнирному соединению концу лубрикатора.

Конструкция мобильного агрегата для свабирования скважин позволяет упростить и ускорить его монтаж на скважине за счет того, что центрирование каната с прикрепленными к нему свабом и грузом, помещенными в лубрикатор, относительно оси скважины осуществляется не путем маневрирования транспортной платформы мобильного агрегата, а путем поворота мачты мобильного агрегата относительно платформы транспортного средства.

Полезная модель относится к нефтегазовой промышленности и может быть использована для подъема жидкости из скважин свабированием.

Известна «Насосная установка» (патент РФ №2151916, МКИ F04В 47/02, опубл. 27.06.2000 г., Бюл. №18) для откачки жидкости из скважин свабированием, включающая смонтированную на основании лебедку с гибким тяговым элементом и мачту, устьевое оборудование и сваб с грузами, соединенный с гибким тяговым элементом, а также системы контроля процесса свабирования.

Недостатком установки является сложность ее монтажа на скважине, в частности, центрирования гибкого тягового элемента с прикрепленным к нему свабом и грузом относительно оси скважины.

Наиболее близким к предлагаемому является «Мобильный агрегат для свабирования скважин» (свидетельство на полезную модель РФ №19087, МКИ Е21В 43/25, опубл. 10.08.2001 г., Бюл. №22), включающий самоходное транспортное средство, на платформе которого смонтирована с возможностью перевода из транспортного в рабочее положение мачта с направляющим роликом, а также лебедка с канатом и прикрепленным к нему свабом и грузом, приводимая в действие от двигателя транспортного средства, причем при расположении мачты в транспортном положении на ней закреплен лубрикатор с размещенным внутри свабом и грузом, опора мачты в рабочем положении в грунт выполнена в виде винтового аутригера, а перевод мачты из транспортного положения в рабочее и обратно выполняется поворотом вокруг горизонтальной оси с помощью гидроцилиндра, шток которого шарнирно присоединен к мачте, а цилиндр - шарнирно присоединен к платформе.

Недостатком этого агрегата является сложность монтажа на скважине, в частности, центрирование каната с прикрепленными к нему свабом и грузом, помещенными в лубрикатор, относительно оси скважины, поскольку требует точного

маневрирования транспортного средства задним ходом в условиях ограниченной видимости.

Техническая задача полезной модели состоит в том, чтобы упростить и ускорить монтаж мобильного агрегата на скважине за счет центрирования каната с прикрепленными к нему свабом и грузом, помещенными в лубрикатор, относительно оси скважины путем возможности поворота мачты мобильного агрегата относительно платформы транспортного средства.

Указанная техническая задача решается мобильным агрегатом для свабирования скважин, включающим самоходное транспортное средство, на платформе которого смонтированы с возможностью перевода из транспортного положения в рабочее положение мачта с направляющим роликом, лебедка с канатом и прикрепленными к нему свабом и грузом, приводимая в действие от двигателя транспортного средства, причем при расположении мачты в транспортном положении на ней закреплен лубрикатор с размещенными внутри свабом и грузом, а мачта снабжена подъемным гидроцилиндром с шарнирно прикрепленным к ней штоком.

Новым является то, что мачта через основание установлена на платформу с возможностью поворота вокруг вертикальной оси основания, а лубрикатор шарнирно соединен с мачтой, выполненной с возможностью опоры через лубрикатор на устье скважины, при этом подъемный гидроцилиндр, надпоршневая и подпоршневая полости которого выполнены с возможностью регулируемого сообщения, с противоположной штоку стороны шарнирно закреплен на основании, причем на мачте размещена дополнительная лебедка с канатом, прикрепленным к противоположному шарнирному соединению концу лубрикатора.

На фиг.1 и 2 схематично показаны варианты исполнения мобильного агрегата в рабочем положении на скважине, на фиг.3 и 4 - то же, соответственно, в транспортном положении.

Мобильный агрегат (см. фиг.1 и 2) содержит самоходное транспортное средство 1, на платформе 2 которого смонтированы с возможностью перевода из транспортного положения в рабочее положение мачта 3 с направляющим роликом 4, лебедка 5 с канатом 6 и прикрепленными к нему свабом и грузом (на фиг.1 и 2 не показаны), приводимая в действие от двигателя транспортного средства 1. Мачта 3 установлена на платформе 1 через основание 7 с возможностью поворота

вокруг вертикальной оси 8 основания 7. Лубрикатор 9 соединен с помощью шарнирного соединения 10 с мачтой 3, выполненной с возможностью опоры через лубрикатор 9 на устье скважины 11. Мачта 3 снабжена подъемным гидроцилиндром 12, шток 13 которого соединен с мачтой через шарнир 14, а с противоположной штоку 13 стороны гидроцилиндр 12 шарнирно закреплен на основании 7. Надпоршневая 15 и подпоршневая 16 полости гидроцилиндра 12 выполнены с возможностью их регулируемого сообщения. На мачте 3 размещена дополнительная лебедка 17 с канатом 18, прикрепленным к противоположному шарнирному соединению 10 концу 19 лубрикатора 9.

Мобильный агрегат работает следующим образом.

В рабочем положении мобильный агрегат расположен кабиной водителя 20 к устью скважины 11. Лубрикатор 9 концом 19 установлен на устье скважины 11 и присоединен к нему. На лубрикатор 9 через шарнирное соединение 10 опирается мачта 3. Таким образом, в рабочем положении мачта 3 жестко соединена концом 21 через шарнирное соединение 10 с лубрикатором 9 и устьем скважины 11 и концом 22 через шарнирное соединение 23 с основанием 7. Перепад давления, имеющий место в надпоршневой 15 и подпоршневой 16 полостях гидроцилиндра 12, необходимый для манипуляций мачтой 3 при приведении мобильного агрегата в рабочее положение, создает усилие на штоке 13 гидроцилиндра 12, которое через шарнирное соединение 14 передается на мачту 3. Поскольку концы 21 и 22 мачты 3 закреплены и неподвижны, усилие на штоке 13 гидроцилиндра 12 приводит к возникновению в мачте 3 изгибающего момента, деформирующего мачту 3 и увеличивающего нагрузки в шарнирных соединениях 10, 14 и 23. Регулируемое сообщение надпоршневой 15 и подпоршневой 16 полостей гидроцилиндра 12 в рабочем положении мобильного агрегата позволяет сравнять давления в этих полостях, что снимает усилие со штока 13 и исключает возможность возникновения изгибающего момента в мачте 3.

После открытия запорного органа 24, установленного на устье скважины 11, с помощью лебедки 5, смонтированной на платформе 2, на канате 6 осуществляют спуск сваба и груза в скважину 25. Спуск каната 6 осуществляется через направляющий ролик 4, установленный на конце 21 мачты 3. Производят отбор жидкости из скважины 25 свабированием. Поднимаемая жидкость из лубрикатора 9 через запорный орган 26 и обратный клапан 27 поступает в выкидную линию 28, соединенную,

например, с автоцисцерной (на фиг.1 и 2 не показана). Давление в лубрикаторе контролируется манометром 29.

По окончании свабирования сваб с грузом (на фиг.1 и 2 не показаны) помещают в лубрикатор 9, который отсоединяют от запорного органа 24 и с помощью гидроцилиндра 12 немного приподнимают конец 21 мачты 3 и присоединенный к нему с помощью шарнирного соединения 10 лубрикатор 9. Затем с помощью дополнительной лебедки 17 и каната 18 подтягивают нижний конец 19 лубрикатора 9 к мачте 3. Основание 7 (см. фиг.3 и 4) поворачивают вокруг вертикальной оси 8 таким образом, чтобы мачта 3 расположилась над транспортной опорой 30. С помощью гидроцилиндра 12 опускают мачту 3 на транспортную опору 30 и фиксируют ее, например, хомутом 31. В транспортном положении лубрикатор 9 фиксируется относительно мачты 3, например, хомутом 32.

Конструкция мобильного агрегата для свабирования скважин позволяет упростить и ускорить его монтаж на скважине за счет того, что центрирование каната с прикрепленными к нему свабом и грузом, помещенными в лубрикатор, относительно оси скважины осуществляется не путем маневрирования транспортной платформы мобильного агрегата, а путем поворота мачты мобильного агрегата относительно платформы транспортного средства.

Мобильный агрегат для свабирования скважин, включающий самоходное транспортное средство, на платформе которого смонтированы с возможностью перевода из транспортного положения в рабочее положение мачта с направляющим роликом, лебедка с канатом и прикрепленным к нему свабом и грузом, приводимая в действие от двигателя транспортного средства, причем при расположении мачты в транспортном положении на ней закреплен лубрикатор с размещенными внутри свабом и грузом, а мачта снабжена подъемным гидроцилиндром с шарнирно прикрепленным к ней штоком, отличающийся тем, что мачта через основание установлена на платформу с возможностью поворота вокруг вертикальной оси основания, а лубрикатор шарнирно соединен с мачтой, выполненной с возможностью опоры через лубрикатор на устье скважины, при этом подъемный гидроцилиндр, надпоршневая и подпоршневая полости которого выполнены с возможностью регулируемого сообщения, с противоположной штоку стороны шарнирно закреплен на основании, причем на мачте размещена дополнительная лебедка с канатом, прикрепленным к противоположному шарнирному соединению концу лубрикатора.



 

Наверх