Водометный движитель

 

Предлагаемая полезная модель относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности, к водометным судовым движителям. Водометный движитель выполнен с консольно расположенным импеллером, кожухом приводного вала с подшипниками, пересекающим водоводный канал. Осевой насос выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения и состоящего из корпуса (например, трубы), с расположенным в нем приводным валом на подшипниках, и соединенного одной стороной пилонами с обечайкой, сопряженной со срезом водоводного канала по посадке с зазором, а другой стороной пересекающий водоводный канал по посадке с зазором и уплотнением. Сопло сопрягается с обечайкой импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками.

Предлагаемая полезная модель относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности, к водометным судовым движителям.

Известны водометные движители, в виде приводимого во вращение импеллера (рабочего колеса осевого насоса), установленного в водоводном канале корпуса на валу, опирающемся на подшипники, размещенные возле торцов трубообразного кожуха, охватывающего вал фиг.1 прототипа [1].

В данной конструкции, импеллер установлен на приводном валу ротора консольно, а подшипники ротора размещены в кожухе перед ним по ходу движения водного потока, при этом осевой насос является частью водовода. Водоводный канал, расположенный в корпусе судна, выполняет одновременно роль статора импеллера. Трубообразный кожух, в котором расположен приводной вал с подшипниками, в двух разнесенных местах жестко закреплен на водоводе.

Недостатком такой конструкции является ее низкая технологичность в изготовлении, техническом обслуживании и ремонте.

Восстановление радиального зазора между импеллером и статором, являющимся частью судна, крайне затруднительно. Осмотр импеллера и очистка рабочей зоны осевого насоса осложнены в связи с их труднодоступностью.

Технической задачей создания предлагаемой конструкции водометного движителя является повышение технологичности в производстве и в эксплуатации путем выделения осевого насоса во взаимозаменяемую конструктивно завершенную сборочную единицу, представляющую собой тело вращения. Легкосъемное сопло обеспечивает простоту доступа к импеллеру при необходимости его осмотра или замены без демонтажа всего насоса.

Поставленная задача решается за счет того, что в предполагаемом движителе узел осевого насоса сопрягается с водоводом корпуса судна по двум цилиндрическим посадочным местам с зазором, впереди пересекая стенку водовода, а в задней части сопрягаясь с задним срезом водовода.

Осевой насос состоит из приводного вала, вращающегося на подшипниках в герметичном цилиндрическом корпусе, прикрепленном через пилоны, (являющиеся одновременно лопатками направляющего аппарата) к обечайке импеллера.

Импеллер закреплен на заднем конце вала консольно.

На прилагаемом чертеже Фиг.1 представлен общий вид предложенного водометного движителя, прикрепленного к водоводному каналу 1 корпуса судна. Осевой насос состоит из импеллера 2, установленного на приводном валу 3, который посредством подшипниковых опор 4 установлен в цилиндрическом корпусе 5, опирающемся одним концом на водовод через цилиндрическую посадку с зазором и уплотнением, а другим концом соединен через пилоны 6 с обечайкой 7, прикрепленной через цилиндрическую посадку к заднему срезу водоводного канала 1. К обечайке 7, снабженной опорным установочным буртиком 8, крепится съемное сопло 9 с помощью быстроразъемных замков 10.

Работа полезной модели осуществляется путем прокачки водного потока через водоводный канал 1 корпуса судна в сопло 9 с помощью импеллера 2 насоса, вращаемого валом 3 от силовой судовой установки.

Таким образом, в данной конструкции водометного движителя достигнуто разделение его на осевой насос, являющийся взаимозаменяемой законченной конструктивной единицей требующей повышенной точности обработки, подвергающейся в процессе эксплуатации износу и поломкам и водоводный канал - габаритный, изготовленный заодно с корпусом судна элемент.

Так как осевой насос состоит из деталей - элементарных тел вращения простых в обработке легко достигается высокая точность и чистота обработки, минимальный вес и эстетичный внешний вид изделия.

Источники информации, принятые во внимание:

1. A.c. СССР №451575, М.кл. В63Н 11/08, 74 г.).

Водометный движитель, с консольно расположенным импеллером, отличающийся тем, что он выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения и состоящего из корпуса (например трубы), с расположенным в нем приводным валом с подшипниками, соединенного одной стороной пилонами с обечайкой импеллера, сопряженной со срезом водоводного канала по посадке с зазором, другой стороной пересекающий водоводный канал по посадке с зазором, а сопло сопрягается с задним срезом обечайки импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками.



 

Наверх