Подшипник качения

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом. Предлагаемой полезной моделью решается задача плавной разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и повышения долговечности подшипника. Подшипник качения содержит наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности, и расположенные между кольцами конические тела качения. Для плавной разгрузки тел качения от рабочей нагрузки длина местного углубления рабочей поверхности упорного борта определяется по выражению:

где l - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по рабочей поверхности упорного борта; d mах - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника; z - число тел качения в подшипнике. Использование предлагаемой полезной модели позволит в процессе работы подшипника качения обеспечить плавную разгрузку тел качения от сил трения скольжения и рабочей нагрузки, улучшить условия смазки и предотвратить заклинивание подшипника.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом.

Известен подшипник качения (1), преимущественно тихоходных опорно-поворотных устройств содержащий наружное и внутреннее кольца, одно из которых снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления дорожки качения, и расположенные между ними тела качения. Местное углубление дорожки качения позволяет телам качения поочередно освобождаться от рабочей нагрузки и тем самым исключить заклинивание подшипника.

Недостатком такой конструкции подшипника является то, что при выполнении местного углубления на дорожке качения подшипника, имеющего конусность рабочей поверхности, необходимо обеспечить требуемый угол, так как в противном случае разгрузка тел качения от рабочей нагрузки будет происходить неравномерно, что приведет к развороту конических тел качения и аварийному заклиниванию подшипника.

Известен подшипник качения (2), принятый за прототип, содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности, и расположенные между кольцами конические тела качения.

Недостатком такой конструкции подшипника является то, что средство разгрузки от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, выполненное на небольшом участке, не может обеспечить плавную разгрузку и нагрузку тел качения, особенно при высоких скоростях вращения. В результате, при разгрузке тел качения от рабочей

нагрузки будут иметь место удары в зоне углубления, что приведет к снижению долговечности подшипника.

Предлагаемой полезной моделью решается задача плавной разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и повышения долговечности подшипника.

Достижение указанного технического результата осуществляется тем, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности, и расположенные между кольцами конические тела качения, длина местного углубления рабочей поверхности упорного борта определяется по выражению:

где l - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по рабочей поверхности упорного борта;

dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике. Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами.

На фиг.1 представлено сечение предлагаемого подшипника качения.

На фиг.2 изображено внутреннее кольцо с конической дорожкой качения и упорным бортом, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности.

Подшипник качения содержит наружное кольцо 1 с конической дорожкой качения, внутреннее кольцо 2 с конической дорожкой качения и упорным бортом 3, на рабочей поверхности которого выполнено средство

разгрузки от рабочей нагрузки в виде местного углубления 4 конических тел качения 5.

Длина местного углубления 4 определена из условия плавного входа и выхода тел качения в зону разгрузки. Это возможно в том случае, когда тела качения будут поочередно освобождаться от рабочей контактной нагрузки и силы трения скольжения между торцом тел качения и упорным бортом. Следовательно, длину углубления необходимо выбрать такой, чтобы предыдущее тело качения еще не успевало полностью войти под нагрузку, а следующее за ним уже частично разгружалось. В такой ситуации каждое коническое тело качения будет постепенно разгружаться и в любой момент времени работы из-под нагрузки будет выключено только одно тело качения, что обеспечит более высокую стабильность упругих деформаций. Исходя из этого, длина углубления определиться из выражения:

где l - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по рабочей поверхности упорного борта;

dтах - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике.

Работает предлагаемый подшипник качения следующим образом. При его нагружении на конические тела качения 5 действует выталкивающая сила. Чтобы их удержать в рабочей зоне, на одном из колец, чаще на внутреннем 2, используется упорный борт 3. В процессе работы подшипника между торцами конических тел качения 5 и упорным бортом 3 возникает трение скольжение, сопровождаемое достаточно интенсивным износом трущихся поверхностей. При вращении подшипника каждое тело качение 5, и, причем

только одно, постепенно попадая в средство разгрузки в виде местного углубления 4, внутреннего кольца 2, выталкивается и освобождается от рабочей контактной нагрузки и силы трения скольжения между упорным бортом 3 внутреннего кольца 2 и торцом конического тела качения 5. При этом улучшаются условия смазки, и предотвращается заклинивание подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт. св. СССР №1099130, F16С 19/00, 1984 - аналог.

2. Заявка на изобретение от 23.12.2005 №2005-140540/11 - прототип.

Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности, и расположенные между кольцами конические тела качения, отличающийся тем, что длина местного углубления рабочей поверхности упорного борта определяется по выражению

где l - длина местного углубления рабочей поверхности упорного борта;

dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике.



 

Похожие патенты:

Установка для диагностики высокоскоростных шариковых подшипников качения и скольжения относится к стендовому оборудованию для определения момента сил трения в подшипниках качения и может быть использована в учебных и научных испытательных лабораториях.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к уплотнению подшипников качения и может быть использовано как в производстве подшипников качения, так и при конструировании и эксплуатации подшипниковых узлов в машинах и оборудовании

Полезная модель относится к области машиностроения и может использоваться во всех областях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству подшипников качения
Наверх