Лифт

 

Полезная модель относится к подъемникам, преимущественно пассажирским лифтам эксклюзивного исполнения, приводимым в действие с помощью механических устройств. Лифт содержит подвижную в вертикальном направлении пассажирскую и/или грузовую кабину или платформу, связанную с уравновешивающим механизмом и ручным приводом, включающим в себя вынесенное за перегородку маховое колесо, пару конических зубчатых колес и винтовую передачу, с возможностью вертикального перемещения кабины или платформы вверх и вниз в пределах минимум двух этажей здания. Сущность полезной модели: лифт дополнительно содержит, по меньшей мере, одну пару цилиндрических зубчатых колес между маховым колесом и парой конических зубчатых колес, ведомое коническое зубчатое колесо расположено под ведущим коническим зубчатым колесом, а винтовая передача имеет две муфты, разнесенные по высоте грузовой кабины или платформы, при этом винтовая передача выполнена многозаходной. Частные варианты выполнения устройства предполагают: расположение пары цилиндрических зубчатых колес непосредственно за маховым колесом перед упомянутой перегородкой; выполнение пары конических зубчатых колес с передаточным отношением, равным единице, при этом ведущее колесо может иметь вставные деревянные зубья с возможностью их индивидуальной замены без демонтажа передачи; установка кабины или платформы между боковыми направляющими, каждая из которых может быть выполнена в виде деревянной коробчатой стойки с металлической накладкой для опоры закрепленных вверху и внизу кабины или платформы направляющих роликов; наличие двух симметрично расположенных противовесов в составе уравновешивающего механизма, размещенных в полостях коробчатых стоек; наличие дверец или лючков с внешних сторон коробчатых стоек, в нижней их части, с возможностью доступа к противовесам с целью оперативного регулирования массы последних; выполнение каждой металлической накладки коробчатых стоек в виде пластины и трубы, ориентированной вдоль продольной оси симметрии пластины; наличие рессор, преимущественно двухполосовых, одна из которых, нижняя, установлена под днищем кабины или платформы в проямке пола, а другая,

верхняя, - над крышей кабины или платформой на горизонтальной перемычке направляющих стоек; наличие, в составе кабины, деревянного каркаса, стенок, одностворчатой дверцы венского плетения и сиденья со спинкой; установка винта нижним концом в подшипниковой опоре в полу, а верхним концом, посредством трубчатого удлинителя, - в чердачном перекрытии здания, также в подшипниковой опоре; наличие на маховом колесе рукоятки, преимущественно перпендикулярной плоскости его вращения. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к подъемникам, преимущественно пассажирским лифтам эксклюзивного исполнения, приводимым в действие с помощью механических устройств (с ручным приводом).

Лифтовое оборудование распространено широко и конструктивно многообразно, за исключением признаков основных (обязательных) его составных частей: пассажирская и/или грузовая кабина или грузовая платформа, механизм подъема-опускания, уравновешивающий механизм, направляющие и ограждения.

Примером современного подъемника может служить лифт, содержащий подвижную в вертикальном направлении кабину, связанную с уравновешивающим механизмом и электромеханическим приводом [1].

Наиболее близким к заявляемому устройству по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является лифт, содержащий подвижную в вертикальном направлении грузовую платформу, связанную с уравновешивающим механизмом и ручным приводом, включающим в себя вынесенное за перегородку (стенку) маховое колесо (маховик), пару конических зубчатых колес и винтовую передачу, с возможностью вертикального перемещения кабины или платформы вверх и вниз [2].

В нем пара конических зубчатых колес имеет передаточное отношение более единицы и является достаточной основной составной частью механизма подъема-опускания платформы по потребным кинематическим и силовым параметрам. При этом ведомое коническое зубчатое колесо расположено над ведущим коническим зубчатым колесом, а винтовая передача имеет одну развитую муфту (винтовую гайку), расположенную в пределах каретки, несущей платформу, причем выше собственно опорной площадки платформы.

Платформа установлена в направляющих, расположенных за рабочей площадкой платформы.

Уравновешивающий механизм включает в себя один симметрично (центрально) расположенный противовес, размещенный в коробчатом корпусе также за рабочей площадкой платформы.

Однако в грузоподъемной технике (лифтовом оборудовании) имелись ранее (первые, "исторические" лифты), имеются в ограниченном количестве сейчас и не утратили перспектив восстановления, строительства (в стиле "ретро") и совершенствования в будущем относительно малогабаритные пассажирские и грузовые лифты с ручным (или с дублированным "ручной/электромеханический") приводом. Назовем их "эксклюзивными", создаваемыми по индивидуальным заказам и проектам в маловысотных зданиях и сооружениях.

Описанный же выше прототип заявляемого лифта в полной мере не относится к таковым. При этом в его описании отсутствуют сведения о ряде признаков, имеющих существенное значение с выбранной точки зрения.

Задачей, на решение которой направлено заявляемая полезная модель, является рационализация (оптимизация) конструктивных и компоновочных характеристик и параметров лифта такого класса.

Решение поставленной задачи достигается тем, что лифт, содержащий подвижную в вертикальном направлении пассажирскую и/или грузовую кабину или платформу, связанную с уравновешивающим механизмом и ручным приводом, включающим в себя вынесенное за перегородку маховое колесо, пару конических зубчатых колес и винтовую передачу, с возможностью вертикального перемещения кабины или платформы вверх и вниз в пределах минимум двух этажей здания, дополнительно содержит, по меньшей мере, одну пару цилиндрических зубчатых колес между маховым колесом и парой конических зубчатых колес, ведомое коническое зубчатое колесо расположено под ведущим коническим зубчатым колесом, а винтовая передача имеет две муфты (ходовые гайки), разнесенные по высоте грузовой кабины или платформы, при этом винтовая передача выполнена многозаходной.

Решение поставленной задачи достигается также за счет дополнительных признаков (при сформулированной выше основной совокупности признаков):

- пара цилиндрических зубчатых колес может быть расположена непосредственно за маховым колесом перед упомянутой перегородкой;

- пара конических зубчатых колес (коническая передача) может быть выполнена с передаточным отношением, равным 1, при этом ведущее колесо имеет вставные деревянные зубья с возможностью их индивидуальной замены без демонтажа передачи;

- кабина или платформа может быть установлена между боковыми направляющими, каждая из которых выполнена в виде деревянной коробчатой стойки с металлической накладкой для опоры закрепленных вверху и внизу кабины или платформы направляющих роликов;

- при предыдущей совокупности признаков, уравновешивающий механизм может включать в себя два симметрично расположенных противовеса, размещенных в полостях коробчатых стоек;

- при предыдущей совокупности признаков, с внешних сторон коробчатых стоек, в нижней их части, могут быть предусмотрены дверцы или лючки с возможностью доступа к противовесам с целью оперативного регулирования их массы;

- при третьей указанной дополнительной совокупности признаков, каждая металлическая накладка коробчатых стоек может быть выполнена в виде пластины и трубы, ориентированной вдоль продольной оси симметрии пластины, и могут быть предусмотрены рессоры, преимущественно двухполосовые, одна из которых, нижняя, установлена под днищем кабины или платформы в проямке пола, а другая, верхняя, - над крышей кабины или платформой на горизонтальной перемычке направляющих стоек;

- кабина может включать в себя, по меньшей мере, деревянный каркас, стенки и одностворчатую дверцу венского плетения, при этом высота дверцы может быть меньше высоты лицевого проема кабины, а также поперечно расположенное сиденье со спинкой;

- винт нижним своим концом может быть установлен в подшипниковой опоре в полу, а верхним концом, посредством трубчатого удлинителя, - в чердачном перекрытии здания, также в подшипниковой опоре;

- на маховом колесе может быть предусмотрена, по меньшей мере, одна рукоятка;

- при предыдущей совокупности признаков, рукоятка может быть перпендикулярна плоскости вращения махового колеса.

Среди известных устройств не обнаружены такие, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с заявленной. В то же время, именно за счет

заявленных совокупностей признаков достигается новый технический результат в соответствии с поставленной задачей.

Заявляемое устройство лифта пояснено на чертежах:

на фиг.1 представлена упрощенная схема лифта; на фиг.2 - поперечное сечение направляющей (коробчатой стойки) с металлической накладкой на ней; на фиг.3 - колеса, рама и тросы тросового уравновешивающего механизма, вид спереди.

На чертежах введены нижеследующие цифровые обозначения (позиции).

1 - кабина или грузовая платформа; 2 - боковые направляющие (2 шт.) в виде коробчатых стоек; 3 - металлические накладки (2 шт.); 4 - фиксаторы накладок 3 на стойках 2; 5 - верхняя перемычка направляющих 2; 6, 7 - соответственно нижние и верхние направляющие ролики кабины или платформы (4 шт. или 12 шт. сдвоенных); 8 - нижняя рессора (преимущественно двухполосовая), установленная в проямке пола здания; 9 - верхняя рессора (преимущественно двухполосовая), установленная на перемычке 5; 10 - колеса уравновешивающего механизма (для запасовки гибкой связи подвеса кабины или платформы 1); 11 - рама для шарнирного крепления колес 10; 12 - винтовой вал, кратко - винт (или червячный вал, кратко - червяк) винтовой (червячной), преимущественно многозаходной (в частности 10 - заходной) передачи; 13 - трубчатый удлинитель винта (червяка) 12; 14 - подшипниковая опора нижнего конца винта (червяка) 12 в полу здания; 15 - подшипниковая опора верхнего конца винта (червяка) 12 в чердачном перекрытии здания; 16 - муфты (винтовые гайки), разнесенные по высоте кабины (платформы) 1 (2 шт.); 17 - ведомое коническое зубчатое колесо; 18 - ведущее коническое зубчатое колесо; 19 - приводной вал, горизонтально установленный на полу здания; 20, 21 - соответственно первая и вторая подшипниковые опоры приводного вала 19; 22, 23 - пара цилиндрических зубчатых колес, соответственно ведущее и ведомое; 24 - маховое колесо ручного вращения (в составе ручного привода подъема-опускания кабины 1); 25 - рукоятка махового колеса (одна или несколько шт.); 26 - станок (рама) ручного привода; 27 - дверца кабины 1; 28 - сиденье со спинкой, установленное в кабине 1).

Заявляемый в качестве полезной модели лифт содержит подвижную в вертикальном направлении пассажирскую (и/или грузовую) кабину (или платформу) 1, связанную с уравновешивающим механизмом и ручным приводом, включающим в себя вынесенное за перегородку маховое колесо 24, пару конических зубчатых

колес 17-18 и винтовую передачу 12-16, с возможностью вертикального перемещения кабины (или платформы) 1 вверх и вниз в пределах минимум двух этажей здания. Лифт дополнительно содержит, по меньшей мере, одну пару цилиндрических зубчатых колес 22-23 между маховым колесом 24 и парой конических зубчатых колес 17-18. Ведомое коническое зубчатое колесо 17 расположено под ведущим 18, а винтовая передача 12-16 имеет две муфты (ходовые гайки) 16, разнесенные по высоте кабины (или платформы) 1, при этом винтовая передача выполнена, предпочтительно, многозаходной, в частности десятизаходной.

Пара колес 22-23 может быть расположена непосредственно за маховым колесом 24 перед упомянутой перегородкой.

Пара конических зубчатых колес 17-18 (т.е. коническая зубчатая предача) может быть выполнена с передаточным отношением, равным 1, при этом ведущее колесо 18 имеет вставные деревянные зубья с возможностью их индивидуальной замены без демонтажа передачи.

Кабина или платформа 1 может быть установлена между боковыми направляющими 2, каждая из которых выполнена в виде деревянной коробчатой стойки с металлической накладкой 3 (см. фиг.2) для опоры закрепленных вверху и внизу кабины или платформы 1 направляющих роликов 6, 7.

Уравновешивающий механизм может включать в себя два симметрично расположенных противовеса (на илл. не показаны), размещенных в полостях коробчатых стоек 2.

С внешних сторон коробчатых стоек 2, в нижней их части, могут быть предусмотрены дверцы или лючки (не показаны) с возможностью доступа к противовесам с целью оперативного регулирования их массы.

Каждая металлическая накладка 3 коробчатых стоек 2 может быть выполнена в виде пластины и трубы, ориентированной вдоль продольной оси симметрии пластины.

Могут быть предусмотрены рессоры, преимущественно двухполосовые, одна из которых, нижняя (8), установлена под днищем кабины или платформы 1 в проямке пола, а другая, верхняя (9), - над крышей кабины (или над платформой) 1 на горизонтальной перемычке 5 направляющих стоек 2.

Кабина 1 может включать в себя, по меньшей мере, деревянный каркас, стенки (на фиг.1 позициями не выделены) и одностворчатую дверцу 27 венского плетения, при этом высота дверцы может быть меньше высоты лицевого проема кабины, а также поперечно расположенное сиденье со спинкой (28).

Винт 13 нижним своим концом может быть установлен в подшипниковой опоре 14 в полу здания, а верхним концом, посредством трубчатого удлинителя 13, - в чердачном перекрытии здания, в подшипниковой опоре 15.

На маховом колесе 24 может быть предусмотрена, по меньшей мере, одна рукоятка 25.

При предыдущей совокупности признаков, рукоятка 25 может быть перпендикулярна плоскости вращения махового колеса 24.

Лифт работает следующим образом.

После посадки пассажира (на фиг.1 справа изображен император Александр II) в кабину 1 (с размещением на сидении 28), закрытия дверцы 27 и сигнала (электрический звонок) на движение вверх или вниз работник-лифтер (изображен на фиг.1 слева) за рукоятку(ки) 25 или непосредственно за обод махового колеса 24 равномерно вращает последнее, приводя тем самым в движение (скорость и момент силы) последовательно зубчатые колеса 23, 22, вал 19 и зубчатые колеса 18, 17. За счет жесткой связи колеса 17 с винтом 12, последний вращается, вызывая, в свою очередь, поступательное движение муфт 16 вдоль оси винта 12. Т.к. кабина 1 прикреплена к муфтам 16, то она также перемещается вверх или вниз в зависимости от направления вращения махового колеса 24, в соответствии со скоростью вращения колеса 24 и передаточного отношения (редукции) пар 23-22 и 18-17 и 12-16.

При движении кабины происходит качение роликов 7, 8 по направляющим, конкретно - по накладкам 3. При этом противовесы перемещаются внутри коробчатых направляющих 2 (см. фиг.2).

При необходимости оперативно изменить массу противовесов (отрегулировать уравновешивающий механизм), открывают дверцы (лючки) в направляющих 2 и снимают или добавляют элементы противовесов.

При частичном износе деревянных зубьев колеса 18 зубья смещают параллельно оси вала 19 вправо, а при поломке - заменяют сломавшийся зуб.

Остановка лифта производится лифтером, путем прекращения вращения колеса 24 в нужный момент. В крайних нижнем и в верхнем положениях кабины 1 происходит амортизация (упругая деформация рессор 8 и 9 соответственно.

Наряду с использованием явления самоторможения в приводе лифта, может быть предусмотрен фиксатор (типа храповых механизмов) на станке 26.

Возможны другие частные варианты выполнения устройства в рамках заявленной совокупности существенных признаков.

Технический результат от использования полезной модели: она позволяет (технический результат) рационализировать (оптимизировать) конструктивные и компоновочные характеристики и параметры лифта такого класса.

В частности:

- наличие дополнительной, редукторной части (цилиндрические зубчатые колеса) облегчают работу обслуживающего человека в ручном режиме работы привода;

- предложенное взаимное расположение конических колес позволяет свести к минимуму уровень пола кабины в крайнем нижнем ее положении, оптимизирует степень использования рабочей длины винта;

- две разнесенные по высоте кабины муфты повышают устойчивость и стабильность движения кабины;

- многозаходность механизма "винт-муфты (гайки)" также улучшает условия его работы в ручном режиме.

Источники информации, принятые во внимание:

1. ЕР 1006071, В66В 11/00, В66В 11/04, 07.06.2000.

2. ЕР 0895957 (А2), В66В 11/04, 10.02.1999 (прототип).

1. Лифт, содержащий подвижную в вертикальном направлении пассажирскую и/или грузовую кабину или платформу, связанную с уравновешивающим механизмом и ручным приводом, включающим в себя вынесенное за перегородку маховое колесо ручного вращения, пару конических зубчатых колес и винтовую передачу, с возможностью вертикального перемещения кабины или платформы вверх и вниз в пределах минимум двух этажей здания, отличающийся тем, что дополнительно содержит, по меньшей мере, одну пару цилиндрических зубчатых колес между маховым колесом и парой конических зубчатых колес, ведомое коническое зубчатое колесо расположено под ведущим коническим зубчатым колесом, а винтовая передача имеет две муфты, разнесенные по высоте грузовой кабины или платформы, при этом винтовая передача выполнена многозаходной.

2. Лифт по п.1, отличающийся тем, что пара цилиндрических зубчатых колес расположена непосредственно за маховым колесом перед упомянутой перегородкой.

3. Лифт по п.1, отличающийся тем, что пара конических зубчатых колес выполнена с передаточным отношением, равным 1, при этом ведущее колесо имеет вставные деревянные зубья с возможностью их индивидуальной замены без демонтажа передачи.

4. Лифт по п.1, отличающийся тем, что кабина или платформа установлена между боковыми направляющими, каждая из которых выполнена в виде деревянной коробчатой стойки с металлической накладкой для опоры закрепленных вверху и внизу кабины или платформы направляющих роликов.

5. Лифт по п.4, отличающийся тем, что уравновешивающий механизм включает в себя два симметрично расположенных противовеса, размещенных в полостях коробчатых стоек.

6. Лифт по п.5, отличающийся тем, что с внешних сторон коробчатых стоек, в нижней их части, предусмотрены дверцы или лючки с возможностью доступа к противовесам с целью оперативного регулирования их массы.

7. Лифт по п.4, отличающийся тем, что каждая металлическая накладка коробчатых стоек выполнена в виде пластины и трубы, ориентированной вдоль продольной оси симметрии пластины.

8. Лифт по п.4, отличающийся тем, что в нем предусмотрены рессоры, одна из которых, нижняя, установлена под днищем кабины или платформы в проямке пола, а другая, верхняя, - над крышей кабины или платформой на горизонтальной перемычке направляющих стоек.

9. Лифт по п.8, отличающийся тем, что рессоры выполнены двухполосовыми.

10. Лифт по п.1, отличающийся тем, что кабина включает в себя, по меньшей мере, деревянный каркас, стенки и одностворчатую дверцу венского плетения, при этом высота дверцы меньше высоты лицевого проема кабины, а также поперечно расположенное сиденье со спинкой.

11. Лифт по п.1, отличающийся тем, что винт нижним своим концом установлен в подшипниковой опоре в полу, а верхним концом, посредством трубчатого удлинителя, - в чердачном перекрытии здания, также в подшипниковой опоре.

12. Лифт по п.1, отличающийся тем, что на маховом колесе предусмотрена, по меньшей мере, одна рукоятка.

13. Лифт по п.12, отличающийся тем, что рукоятка махового колеса перпендикулярна плоскости вращения последнего.



 

Похожие патенты:

Устройство для определения скорости движения лифтов и основных параметров подъемников на основе анализа потока фотографий относится к области контроля и обеспечения безопасности подъемно-транспортных средств, а более конкретно - к оценке параметров перемещения кабины лифта методом проекций, и может найти применение при проверке и анализе технического состояния лифтов, в том числе и любых иных подъемников, предназначенных для перемещения с одного этажа на другой людей и груза.
Наверх