Устройство для определения источников радиопомех

 

Полезная модель относится к технике электрической связи, конкретнее к радиосвязи и может быть использована для контроля мест и идентификации источников радиопомех. Устройство для определения мест источников радиопомех содержит антенну, селективный радиоприемник, состоящий из преселектора, преобразователя частоты, усилителя промежуточной частоты, амплитудного демодулятора, частотного демодулятора, детектор среднего значения, детектор квазипикового значения, индикатор, блок управления, порт дистанционного управления, блок записи радиопомех, устройство управления, блок формирования метки, состоящий из блока выбора уровня и блока сравнения, датчик оборотов колеса, блок вычисления пройденного пути, таймер и дисплей. В него дополнительно введен блок анализа и диагностики, включающий идентификатор сигналов, блок памяти, второй блок сравнения. Предполагаемая конструкция устройства для определения мест источников радиопомех позволяет установить местонахождение источников радиопомех и сами источники, способные нарушить нормальную работу радиосвязи на подвижной единице, обеспечить безопасность движения, сократить время поиска и устранения повреждений, повысить производительность труда при техническом обслуживании радиосвязи.

Полезная модель относится к технике электрической связи, конкретнее к радиосвязи и может быть использована для контроля мест и идентификации источников радиопомех.

Известно устройство для определения мест источников радиопомех содержащее антенну, селективный радиоприемник, состоящий из преселектора, преобразователя частоты, усилителя промежуточной частоты, амплитудного демодулятора, частотного демодулятора, детектор среднего значения, детектор квазипикового значения, индикатор, блок управления, порт дистанционного управления, блок записи радиопомех, устройство управления, блок формирования метки, состоящий из блока выбора уровня и блока сравнения, датчик оборотов колеса, блок вычисления пройденного пути, таймер и дисплей (Патент РФ №59920 Устройство для определения источников радиопомех, опубл. 27.12.2006 г., БИ №36).

Недостатком данного устройства является отсутствие возможности идентифицировать источники радиопомех в каналах с приемопередатчиками на подвижных объектах.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Техническим результатом является регистрация мест и идентификация источников радиопомех в каналах с приемопередатчиками на подвижных объектах и устранение влияния их на работу радиосвязи.

Технический результат достигается тем, что в устройство для определения мест источников радиопомех содержащее антенну, селективный радиоприемник, состоящий из преселектора, преобразователя частоты, усилителя промежуточной частоты, амплитудного демодулятора, частотного демодулятора, детектор среднего значения, детектор

квазипикового значения, индикатор, блок управления, порт дистанционного управления, блок записи радиопомех, устройство управления, блок формирования метки, состоящий из блока выбора уровня и блока сравнения, датчик оборотов колеса, блок вычисления пройденного пути, таймер и дисплей, причем выход антенны соединен с первым входом преселектора, выход которого соединен с входом преобразователя частоты, выход которого соединен с входом усилителя промежуточной частоты, выход которого соединен с входом амплитудного демодулятора и входом частотного демодулятора, выход амплитудного демодулятора соединен с первым входом детектора среднего значения, с первым входом детектора квазипикового значения, с первым входом индикатора и с первым входом порта дистанционного управления, выход частотного демодулятора соединен со вторым входом детектора среднего значения, со вторым входом детектора квазипикового значения, со вторым входом индикатора и со вторым входом порта дистанционного управления, выход детектора среднего значения соединен с третьим входом индикатора, с третьим входом порта дистанционного управления, выход детектора квазипикового значения соединен с четвертым входом индикатора, с четвертым входом порта дистанционного управления, первый выход блока управления соединен со вторым входом преселектора, второй его выход - с пятым входом индикатора, а его вход - с пятым выходом порта дистанционного управления, первый, второй, третий и четвертый выходы порта дистанционного управления соединены, соответственно, с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока записи радиопомех, первый выход устройства управления соединен с пятым входом блока записи радиопомех, второй выход устройства управления соединен с пятым входом порта дистанционного управления, выход датчика оборотов колеса соединен с входом блока вычисления пройденного пути, выход которого соединен с шестым входом блока регистрации радиопомех и

входом блока выбора уровня, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, выход которого соединен с седьмым входом блока регистрации радиопомех, второй и третий входы блока сравнения соединены соответственно с первым и четвертым выходами порта дистанционного управления, восьмой вход блока регистрации радиопомех соединен с выходом таймера, а выход блока регистрации радиопомех соединен с входом дисплея, дополнительно введен блок анализа и диагностики, включающий идентификатор сигналов, блок памяти, второй блок сравнения, причем первый вход идентификатора сигналов соединен с выходом блока сравнения, второй вход - с первым выходом порта дистанционного управления, третий вход с - четвертым выходом порта дистанционного управления, выход идентификатора сигналов соединен с первым входом второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, а выход - с девятым входом блока записи радиопомех.

Введение блока анализа и диагностики, включающего идентификатор сигналов, второй блок памяти, блок сравнения, обеспечивает идентификацию источников радиопомех способных нарушить нормальную работу радиосвязи на подвижной единице.

На фиг.1 представлена схема устройства для определения мест источников радиопомех.

Устройство для определения мест источников радиопомех содержит антенну 1, селективный радиоприемник 2, состоящий из преселектора 3 и преобразователя частоты 4, усилитель промежуточной частоты 5, амплитудный демодулятор 6, частотный демодулятор 7, детектор среднего значения 8, детектор квазипикового значения 9, индикатор 10, блок управления 11, порт дистанционного управления 12, блок записи радиопомех 13, устройство управления 14, блок формирования метки 15, состоящий из блока выбора уровня 16 и блока сравнения 17, датчик

оборотов колеса 18, блок вычисления пройденного пути 19, таймер 20, дисплей 21, блок анализа и диагностики 22, идентификатор сигналов 23, второй блок сравнения 24 и блок памяти 25.

Устройство на примере подвижной единицы железнодорожного транспорта работает следующим образом.

Антенна 1 преобразует напряженность электромагнитного поля в напряжение, которое подается на вход преселектора 3 селективного радиоприемника 2, который формирует рабочий диапазон и осуществляет предварительное усиление радиосигнала. Радиосигнал с выхода преселектора 3 поступает на вход преобразователя частоты 4, который осуществляет перенос спектра радиосигнала в диапазон промежуточной частоты. С выхода преобразователя частоты 4 сигнал поступает на вход усилителя промежуточной частоты 5, который осуществляет основное усиление сигнала и обеспечивает избирательность приемника по соседнему каналу. Амплитудный демодулятор 6 и частотный демодулятор 7 преобразуют модулированные колебания промежуточной частоты, поступающие с выхода усилителя промежуточной частоты 5, в колебания звукового диапазона. Детектор среднего значения 8 и детектор квазипикового значения 9 формируют параметры радиопомех в соответствии с ГОСТ Р 51319-99, поступающие с выходов амплитудного демодулятора 6 и частотного демодулятора 7. Индикатор 10 отображает величины параметров сигналов и радиопомех на выходах селективного радиоприемника 2 и детекторов среднего значения 8 и квазипикового значения 9 соответственно. Блок управления 11 позволяет оператору или автоматически управлять работой селективного радиоприемника 2 и индикатора 10, при этом выбираются режимы работы индикатора 10 и рабочие диапазоны частот посредством управления преселектором 3. Порт дистанционного управления 12 организует связь между амплитудным демодулятором 6, частотным демодулятором 7, детектором среднего

значения 8, детектором квазипикового значения 9 и блоком записи сигналов 13. Блок записи сигналов 13 регистрирует параметры сигналов с выходов селективного радиоприемника 2, параметры радиопомех с выходов детектора среднего значения 8 и детектора квазипикового значения 9, метку наличия радиопомехи с выхода блока формирования метки 15, ординату подвижной единицы, которая формируется блоком вычисления пройденного пути 19 на основании количества оборотов колеса формируемых датчиком оборотов колеса 18, текущее время с выхода таймера 20 и вид помехи, который поступает с выхода второго блока сравнения 24 блока анализа и диагностики 22.

Блок анализа и диагностики 22 работает следующим образом. Идентификатор сигналов 23 распознает сигналы поступающие с выхода 1 и 4, порта дистанционного управления 12 и в момент поступления сигнала о метке с выхода блока сравнения 17, вводит об этом информацию через первый вход во второй блок сравнения 24. В блоке памяти 25 хранится информация о форме и параметрах сигналов помех от различных источников помех. Эта информация вводится через второй вход во второй блок сравнения 24, где форма и параметры сигналов с первого и второго входов сравниваются. Результаты сравнения вводятся через девятый вход в блок записи радиопомех 13. Таким образом, в блоке записи радиопомех 13 хранится информация не только об ординате появления помех, но и об источнике этих помех.

Устройство управления 14 позволяет оператору или автоматически через порт дистанционного управления 12 посредством управления преселектором 3 через блок управления 11 выбирать рабочие диапазоны частот, управлять режимами работы индикатора 10 и блока записи радиопомех 13.

Устройство управления 14 имеет клавиатуру, логическое устройство, которое автоматически формирует программу работы устройства для

определения мест и идентификации источников радиопомех на участках железных дорог.

Дисплей 21 отображает результаты исследований: параметры и форму помех; ординаты появления помех на пути следования подвижного состава; источники помех. Для этого он может отображать на своем экране текущий процесс на выходе селективного радиоприемника и блока формирования метки, иллюстрирующие места источников радиопомех, где должно происходить нарушение радиосвязи, и сами источники помех. Информация об этом сохраняется в блоке записи радиопомех 13 и может быть отображена на экране дисплея 21 при необходимости в любое время.

В реальных условиях эксплуатации режим переговоров машинистов с дежурным по станции или с поездным диспетчером является случайным процессом, а места источников радиопомех на участке железной дороги постоянны. Учитывая это, нарушений в работе радиосвязи длительное время в этих местах может не обнаруживаться. Определить зоны, в которых нарушены условия устойчивой радиосвязи, и сами источники помех, которые приводят к этим нарушениям, без специального оборудования затруднительно.

Предполагаемая конструкция устройства для определения мест источников радиопомех позволяет установить местонахождение источников радиопомех и сами источники, способные нарушить нормальную работу радиосвязи на подвижной единице, обеспечить безопасность движения, сократить время поиска и устранения повреждений, повысить производительность труда при техническом обслуживании радиосвязи.

Устройство для определения мест источников радиопомех, содержащее антенну, селективный радиоприемник, состоящий из преселектора, преобразователя частоты, усилителя промежуточной частоты, амплитудного демодулятора, частотного демодулятора, детектор среднего значения, детектор квазипикового значения, индикатор, блок управления, порт дистанционного управления, блок записи радиопомех, устройство управления, блок формирования метки, состоящий из блока выбора уровня и блока сравнения, датчик оборотов колеса, блок вычисления пройденного пути, таймер и дисплей, причем выход антенны соединен с первым входом преселектора, выход которого соединен с входом преобразователя частоты, выход которого соединен с входом усилителя промежуточной частоты, выход которого соединен с входом амплитудного демодулятора и входом частотного демодулятора, выход амплитудного демодулятора соединен с первым входом детектора среднего значения, с первым входом детектора квазипикового значения, с первым входом индикатора и с первым входом порта дистанционного управления, выход частотного демодулятора соединен со вторым входом детектора среднего значения, со вторым входом детектора квазипикового значения, со вторым входом индикатора и со вторым входом порта дистанционного управления, выход детектора среднего значения соединен с третьим входом индикатора, с третьим входом порта дистанционного управления, выход детектора квазипикового значения соединен с четвертым входом индикатора, с четвертым входом порта дистанционного управления, первый выход блока управления соединен со вторым входом преселектора, второй его выход - с пятым входом индикатора, а его вход - с пятым выходом порта дистанционного управления, первый, второй, третий и четвертый выходы порта дистанционного управления соединены, соответственно, с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока записи радиопомех, первый выход устройства управления соединен с пятым входом блока записи радиопомех, второй выход устройства управления соединен с пятым входом порта дистанционного управления, выход датчика оборотов колеса соединен с входом блока вычисления пройденного пути, выход которого соединен с шестым входом блока регистрации радиопомех и входом блока выбора уровня, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, выход которого соединен с седьмым входом блока регистрации радиопомех, второй и третий входы блока сравнения соединены соответственно с первым и четвертым выходами порта дистанционного управления, восьмой вход блока регистрации радиопомех соединен с выходом таймера, а выход блока регистрации радиопомех соединен с входом дисплея, отличающееся тем, что в него дополнительно введен блок анализа и диагностики, включающий идентификатор сигналов, блок памяти, второй блок сравнения, причем первый вход идентификатора сигналов соединен с выходом блока сравнения, второй вход - с первым выходом порта дистанционного управления, третий вход с - четвертым выходом порта дистанционного управления, выход идентификатора сигналов соединен с первым входом второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, а выход - с девятым входом блока записи радиопомех.



 

Наверх