Колесная передача ведущего моста транспортного средства

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах, применяемых на транспортных средствах, используемых в сельском хозяйстве и дорожном строительстве, для передачи и изменения крутящего момента при преодолении участков с тяжелыми дорожными условиями и движении в условиях бездорожья. Задачей предлагаемой полезной модели является упрощение конструкции, повышение долговечности, снижение габаритных размеров колесной передачи. Задача решается за счет того, что в колесной передаче ведущего моста транспортного средства, содержащей планетарную передачу, заключенную в корпусе 1 с неподвижной осью 2, в отверстии 3 которой установлена ведущая полуось 4 с солнечной шестерней 5, связанной сателлитами 6, смонтированными на осях 7 водила 8 и охватываемых коронной шестерней 12, зафиксированной от осевого перемещения, ступицу 13 коронной шестерни 12, установленную без возможности вращения вокруг неподвижной оси 2, на шейках которой установлены ступица 10 колеса 11, зубчатая муфта 16 и механизм. управления, включающий в себя гильзу 27, поршень 24 и возвратную пружину 25, водило 8 и ступица 10 колеса 11 соединены постоянно, а коронная шестерня 12 выполнена с возможностью соединения-разъединения со ступицей 13 коронной шестерни при помощи механизма управления, установленного в отверстии 3 неподвижной оси 2. Ступица 13 коронной шестерни 12 установлена на зубчатую муфту 16, снабженную прорезями 17 с возможностью перемещения. Поршень 24 снабжен пальцами 26, размещенными в прорезях неподвижной оси 2 и зубчатой муфты 16, причем пальцы 26 соединены со ступицей 13 коронной шестерни 12.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах, применяемых на транспортных средствах, используемых в сельском хозяйстве и дорожном строительстве, для передачи и изменения крутящего момента при преодолении участков с тяжелыми дорожными условиями и движении в условиях бездорожья.

Известна колесная передача, содержащая верхний редуктор, в картере которого размещена пара конических шестерен, одна из которых соединена через дифференциал с двигателем, а другая ведомая - через шлицевую муфту соединена с хвостовиком ведущей шестерни конической пары нижнего редуктора, соединенного с колесом. Шлицевая муфта снабжена устройством фиксации в двух положениях: в первом положении ведомый вал верхнего редуктора соединен с хвостовиком ведущей шестерни нижнего редуктора посредством зубьев шлицевой втулки - момент от двигателя передается на колеса; во втором положении ведомый вал верхнего редуктора разъединен с хвостовиком ведущей шестерни нижнего редуктора (шлицевая муфта зафиксирована в нижнем положении) - момент от двигателя не передается на колеса, а вращение колес в ведомом режиме при движении транспортного средства приводит к принудительному вращению шестерен конической пары нижнего редуктора (1).

Недостатком известной конструкции является то, что даже при движении в хороших дорожных условиях происходит потеря мощности из-за постоянного вращения колесом шестерен конической пары нижнего редуктора, что приводит к уменьшению к.п.д. при повышенном расходе топлива и снижению долговечности редуктора колесной передачи.

Известна также колесная передача ведущего моста, содержащая корпус с осью, в отверстии которой установлена ведущая полуось с солнечной шестерней, соединенной сателлитами, расположенными на осях в щеках водила, с коронной шестерней, смонтированной через свою ступицу на ось, на шейках которой между подшипниками ступицы колеса установлено устройство подвода рабочей среды. Упомянутое устройство соединено через каналы, выполненные в оси, с внешним выводом, закрепленным на крышке, присоединенной к ступице колеса. Водило, установленное на подшипники, и крышка выполнены отдельными конструктивными элементами, и их соединение осуществлено зубчатой муфтой с двумя венцами, снабженной механизмом управления. Один из венцов зубчатой муфты постоянно расположен в дополнительном зубчатом отверстии, выполненном в крышке, а другой венец зубчатой муфты выполнен с возможностью соединения-разъединения с зубчатым отверстием, принадлежащим щеке водила, соединенной со ступицей колеса (2).

Наличие отдельного устройства подвода рабочей среды и дополнительных наружных и внутренних каналов и арматуры их соединения к зубчатой муфте, а так же установка муфты к торцу водила требует увеличения осевой длины колесной передачи при достаточно значительной материалоемкости и трудоемкости изготовления, что в свою очередь приводит к увеличению габаритных размеров колесной передачи и усложняет ее конструкцию.

Задачей предлагаемой полезной модели является упрощение конструкции, повышение долговечности, снижение габаритных размеров колесной передачи.

Задача решается за счет того, что в колесной передаче ведущего моста транспортного средства, содержащей планетарную передачу, заключенную в корпусе с неподвижной осью, в отверстии которой установлена ведущая полуось с солнечной шестерней, связанной

сателлитами, смонтированными на осях водила и охватываемых коронной шестерней, зафиксированной от осевого перемещения, ступицу коронной шестерни, установленную без возможности вращения вокруг неподвижной оси, на шейках которой через затянутые гайкой подшипники установлена ступица колеса, зубчатая муфта и механизм управления, включающий в себя гильзу, поршень и возвратную пружину, водило и ступица колеса соединены постоянно, а коронная шестерня выполнена с возможностью соединения-разъединения со ступицей коронной шестерни при помощи механизма управления, установленного в отверстии неподвижной оси.

Ступица коронной шестерни установлена на зубчатую муфту, снабженную прорезями с возможностью перемещения.

Поршень снабжен пальцами, размещенными в прорезях неподвижной оси и зубчатой муфты, причем пальцы соединены со ступицей коронной шестерни.

На чертеже представлен общий вид колесной передачи ведущего моста в отключенном состоянии.

Колесная передача ведущего моста транспортного средства содержит корпус 1 с присоединенной к нему неподвижной осью 2, в отверстии 3 которой установлена ведущая полуось 4 с закрепленной на ней солнечной шестерней 5. Сателлиты 6 расположены на осях 7, последние установлены в водиле 8. Водило 8 постоянно соединено с крышкой 9 ступицы 10 колеса 11. Солнечная шестерня 5 посредством сателлитов 6 связана с коронной шестерней 12. Ступица 13 коронной шестерни 12 установлена без возможности вращения вокруг неподвижной оси 2 и снабжена наружными зубьями 14, выполненными с возможностью соединения с внутренними зубьями 15 коронной шестерни 12. Ступица 13 коронной шестерни 12 опирается на зубчатую муфту 16, выполненную с прорезями 17 и установленную на конце неподвижной оси 2. Механизм управления расположен в отверстии неподвижной оси 2 и включает в себя гильзу 27, поршень 24 с возвратной пружиной 25 и пальцами 26. Неподвижная ось 2 выполнена

с прорезями 18 аналогичными прорезям 17 зубчатой муфты 16.

В ступице 13 коронной шестерни 12 выполнены отверстия под постоянно установленные там пальцы 26. Пальцы 26 проходят через прорези неподвижной оси 2 и зубчатой муфты 16 и жестко связаны с поршнем 24. На шейках неподвижной оси 2 установлены подшипники 20, затянутые гайкой 19 на которые опирается ступица 10 колеса 11. Внешнее подводящее отверстие 21 соединено отверстиями 22 с нагнетательной полостью 23, в которой размещен поршень 24 с возвратной пружиной 25 механизма управления. Поршень 24, жестко связанный с пальцами 26, опирается на гильзу 27 механизма управления. Коронная шестерня 12 зафиксирована от осевого перемещения шайбами 28.

Колесная передача ведущего моста транспортного средства работает в двух режимах следующим образом.

Первый основной режим предполагает движение транспортного средства в хороших дорожных условиях при движении по дорогам с твердым покрытием или при частичной его загрузке. Он характеризуется отсутствием давления во внешнем подводящем отверстии 21, а, соответственно, и в нагнетательной полости 23. При этом под воздействием осевой силы, возникающей от предварительно сжатой пружины 25, поршень 24 смещается вместе с пальцами 26 и соединенной с ними ступицей 13 коронной шестерни 12 вправо, в связи с этим наружные зубья 14 ступицы 13 выходят из зацепления с внутренними зубьями 15 коронной шестерни 12. Коронная шестерня 12 разъединена с неподвижной осью 2. Крутящий момент от ведущей полуоси 4 не передается на колеса 11 транспортного средства. Вращение колеса происходит только от движения самого автомобиля в ведомом режиме.

Второй режим предполагает движение в сложных дорожных условиях (бездорожье, снег, гололед), когда оператор транспортного средства использует возможность дистанционного включения в работу

ведущего моста.

При подаче давления, например, воздуха из пневмосистемы, последний через отверстия 21 и 22 попадает в нагнетательную полость 23 и воздействует через поршень 24 на возвратную пружину 25, сжимая ее. Поршень 24, перемещаясь вместе с пальцами 26, совершает перемещение ступицы 13 коронной шестерни 12 влево, при этом наружные зубья 14 ступицы 13 входят в зацепление с внутренними зубьями 15 коронной шестерни 12, замыкая последнюю на неподвижную ось 2. Передаваемый от ведущей полуоси 4 крутящий момент, редуцируясь в планетарной передаче, передается на колесо 11 транспортного средства. Вращение колеса происходит от трансмиссии транспортного средства в ведущем режиме.

Источники информации:

1. А.С. SU №1579802 МПК В60К 17/30, опубл. 23.07.90 г., бюлл. №27.

2. Патент РБ №2230, МПК В60К 17/32, опубл. 30.09.05 г., бюлл. №3.

1. Колесная передача ведущего моста транспортного средства, содержащая планетарную передачу, заключенную в корпусе с неподвижной осью, в отверстии которой установлена ведущая полуось с солнечной шестерней планетарной передачи, связанной сателлитами, смонтированными на осях водила и охватываемых коронной шестерней, зафиксированной от осевого перемещения, ступицу коронной шестерни, установленной без возможности вращения вокруг неподвижной оси, на шейках которой через затянутые гайкой подшипники установлена ступица колеса, зубчатая муфта и механизм управления, включающий в себя гильзу, поршень и возвратную пружину, отличающаяся тем, что водило и ступица колеса соединены постоянно, а коронная шестерня выполнена с возможностью соединения-разъединения со ступицей коронной шестерни при помощи механизма управления, установленного в отверстии неподвижной оси.

2. Колесная передача ведущего моста транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что ступица коронной шестерни установлена на зубчатую муфту, снабженную прорезями с возможностью перемещения.

3. Колесная передача ведущего моста транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что поршень снабжен пальцами, размещенными в прорезях неподвижной оси и зубчатой муфты, причем пальцы соединены со ступицей коронной шестерни.



 

Наверх