Каркас люка

 

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована для установки в проемах строительных сооружений, выполненных в стенах, перегородках, потолках, полах для обеспечения доступа к инженерным коммуникациям, расположенным в области этих проемов, а также для обеспечения вентиляции помещений. Каркас люка содержит рамку и короб, соединенные друг с другом шарнирно-рычажным механизмом, ограничители хода рамки, установленные по внутреннему контуру короба, как минимум, одну направляющую, закрепленную на рамке и имеющую возможность взаимодействия с внутренней поверхностью короба, причем шарнирно-рычажный механизм содержит трубку со втулками по ее торцам, два колпачка и две пары рычагов, одна из которых скреплена с трубкой и шарнирно соединена с рамкой, а каждый из рычагов другой пары скреплен с одним из колпачков и шарнирно соединен с коробом. Каркас люка снабжен двумя ограничителями и двумя осями, скрепленными с колпачками и размещенными с возможностью вращения во втулках трубки, один из ограничителей закреплен на подвижном элементе одного из шарниров, установленного на коробе и имеет возможность взаимодействия с коробом, а другой - закреплена рамке и имеет возможность взаимодействия с одним из рычагов. 1 п ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована для установки в проемах строительных сооружений, выполненных в стенах, перегородках, потолках, полах для обеспечения доступа к инженерным коммуникациям и для обеспечения вентиляции помещений.

Известен люк, каркас которого состоит из короба, выполненного из состыкованных друг с другом элементов, образующих замкнутый контур. Короб посредством шарнирно-рычажного механизма соединен с рамкой дверцы, выполненной в виде состыкованных друг с другом элементов, образующих замкнутый контур. Соединение элементов короба и рамки может быть осуществлено, например, сваркой. Короб может иметь различную форму, преимущественно, квадратную или прямоугольную. Форма рамки соответствует форме короба, но несколько меньше ее по размерам, чтобы обеспечить возможность захода рамки внутрь короба за счет шарнирно-рычажного механизма. Положение рамки внутри короба определяется ограничителями, закрепленными внутри короба по его углам. По наружному контуру рамки имеются направляющие. Шарнирно-рычажный механизм выполнен в виде трубки, к которой посредством сварки перпендикулярно ее оси прикреплена пара рычагов, шарнирно соединенных с рамкой дверцы.

В каждом торце трубки установлена втулка из износостойкого материала. Через отверстия втулок пропущена ось, имеющая возможность вращения во втулках. Концы оси выступают за торцы втулок и на них закреплены колпачки, к которым приварены концами рычаги другой пары, другой конец каждого из которых шарнирно соединен с коробом.

В закрытом положении люка рамка дверцы заведена в полость короба и своим торцом контактирует с ограничителями короба, а направляющие рамки контактируют с внутренней поверхностью короба. При открывании люка дверцу

выводят из короба, причем, благодаря выполнению шарнирно-рычажного механизма рамка первоначально совершает плоско-параллельное перемещение и плавно выдвигается из короба, после чего дверцу поворачивают, освобождая проем внутри короба.

(см. патент РФ на полезную модель №57785, кл. Е06В 3/22, 2006 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа конструкции известного люка необходимо отметить, что применение в шарнирно-рычажном механизме оси, пропущенной через трубку, негативно сказывается на функционировании конструкции, так как трубка подвержена деформациям, вызванным термическими напряжениями, образующимися при приварке к трубке рычагов, а это может привести к искривлению ее оси, что затрудняет открывание и закрывание рамки и может привести к заклиниванию шарнирно-рычажного механизма.

Кроме того, в процессе эксплуатации люка в процессе открывания и закрывания дверцы элементы шарнирно-рычажного механизма постоянно контактируют с облицовкой рамки, что нежелательно. В закрытом положении люка все его шарниры располагаются примерно по одной оси, а следовательно рычаги и трубка имеют возможность поворота относительно этой оси, что недопустимо, так как элементы рычажного механизма могут контактировать не только с облицовкой дверцы, но и с инженерными коммуникациями (например, электрическими разъемами), расположенными за проемом короба, что может вызывать их несанкционированное срабатывание. Особенно это характерно при наклонной или горизонтальной установке люка.

Задачей настоящей полезной модели является разработка конструкции каркаса люка, обеспечивающей плавность и легкость перемещения рамки при открывании и закрывании дверцы, исключающей возможность контакта элементов шарнирно-рычажного механизма с облицовкой дверцы и с инженерными коммуникациями, расположенными в зоне короба.

Поставленная задача обеспечивается тем, что в каркасе люка, содержащем рамку и короб, соединенные друг с другом шарнирно-рычажным механизмом, ограничители хода рамки, установленные по внутреннему контуру короба, как

минимум, одну направляющую, закрепленную на рамке и имеющую возможность взаимодействия с внутренней поверхностью короба, причем шарнирно-рычажный механизм содержит трубку со втулками по ее торцам, два колпачка и две пары рычагов, одна из которых скреплена с трубкой и шарнирно соединена с рамкой, а каждый из рычагов другой пары скреплен с одним из колпачков и шарнирно соединен с коробом, новым является то, что каркас люка снабжен двумя ограничителями и двумя осями, скрепленными с колпачками и размещенными с возможностью вращения во втулках трубки, один из ограничителей закреплен на подвижном элементе одного из шарниров, установленного на коробе и имеет возможность взаимодействия с коробом, а другой - закреплена рамке и имеет возможность взаимодействия с одним из рычагов.

При проведении патентных исследований из уровня техники не выявлены решения, идентичные заявленному, а следовательно, заявленная полезная модель соответствует условию охраноспособности «новизна».

Сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического осуществления полезной модели.

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами, на которых:

на фиг.1 - каркас люка, общий вид, рамка выведена из короба;

на фиг.2 - установка оси во втулке и колпачка на оси;

на фиг.3 - шарнир каркаса люка;

на фиг.4 - разрез А-А по фиг.3.

Каркас люка представляет короб 1, выполненный из скрепленных между собой элементов 2 и 3, образующих замкнутую конструкцию. Форма короба может быть различной, преимущественно, квадратной или прямоугольной. Размеры короба также могут быть различными и определяются, в основном, назначением люка и размерами строительной конструкции, на (в) которую он монтируется.

В одном или нескольких углах короба установлены ограничители 4, предназначенные для контакта с рамкой 5. Рамка 5 выполнена в виде соединенных друг с другом элементов 6 и 7. Форма рамки 5 соответствует форме короба 1, но

несколько меньше его по размерам, чтобы обеспечить возможность захода в короб 1 с минимальными зазорами.

Соединение элементов короба 1 и рамки 5 может быть осуществлено разным образом, например, сваркой.

Положение ограничителей 4 в полости короба 1 выбирают таким образом, чтобы в закрытом положении люка, навешенная на рамку 5 облицовка (не показана) располагалась приблизительно в одной плоскости с плоскостью строительного сооружения, в проеме которого установлен люк.

Рамка 5 имеет возможность перемещения относительно короба 1 и связана с ним посредством шарнирно-рычажного механизма, выполненного в виде трубки 8, к которой концами прикреплена пара рычагов 9. Другими концами рычаги 9 посредством шарниров 10 соединены с рамкой 5.

В трубку 8 с двух сторон заведены оси 11, концы которых выступают за торцы трубки. На выступающие концы осей 11 надеты и скреплены с осями, например, опрессовкой, колпачки 12. Колпачки 12 скреплены с концами рычагов 13 другой пары, другой конец каждого из которых посредством шарнира 14 соединен с коробом 1. Целесообразно, чтобы шарниры 14 были расположены на внутренней поверхности короба.

Оси 11 наиболее целесообразно располагать с возможностью вращения в отверстиях втулок 15, выполненных из износостойкого материала. Втулки могут быть запрессованы в расточки, выполненные по торцам трубки 8 или закреплены на ее торцах.

Как минимум, на одном из элементов рамки (6 или 7) имеется, как минимум, одна направляющая 16, имеющая возможность взаимодействия с внутренней поверхностью короба 1.

Расчет размеров элементов конструкции осуществляется по известным методикам, не представляющим сложностей для специалистов.

Каждый из шарниров устройства выполнен известным образом. Так, например, он может быть выполнен в виде П-образного кронштейна 17, закрепленного на рамке или на коробе. На кронштейне закреплена ось 18, а на оси

между выступами кронштейна с возможностью вращения установлена втулка 19, с которой скреплен рычаг шарнирно-рычажного механизма.

Втулка 19 является подвижным элементом шарнира, а кронштейн 17 и ось 18 - неподвижными элементами шарнира.

Конструкция каркаса люка дополнительно снабжена двумя ограничителями 20 и 21, один из которых (20) установлен на подвижном элементе шарнира, закрепленного на коробе 1 и имеет возможность взаимодействия с коробом, а другой (21) - на рамке и имеет возможность взаимодействия с одним из рычагов.

Для функционирования конструкции на рамку изготовителем или потребителем крепится облицовка, которая и закрывает полость рамки. Каркас люка с навешенной на рамку облицовкой (собственно, люк) монтируется в проеме строительного сооружения.

Устройство может находиться в закрытом или открытом положении и функционирует следующим образом.

В закрытом положении рамка 5 заведена в короб 1 и своим торцом контактирует с ограничителями 4, а направляющая (направляющие) 16 - с внутренней поверхностью короба. Благодаря наличию направляющих 16 исключается контакт внутренней поверхности короба с наружной поверхностью рамки. Оси 11 расположены на трубке довольно далеко от мест приварки рычагов и возможная деформация трубки оказывает на их положение минимальное влияние. Все это позволяет исключить возможность заклинивания рамки в коробе. Ограничители 20 и 21 исключают поворот трубки в закрытом положении устройства и, тем самым, препятствуют контакту элементов шарнирно-рычажного механизма с облицовкой рамки и с инженерными коммуникациями. Перемещению в сторону облицовки препятствует ограничитель 21, контактируя с одним из рычагов, а перемещению к инженерным коммуникациям препятствует ограничитель 20, контактируя с коробом.

При выведении рамки 5 из короба 1 благодаря выполнению шарнирно-рычажного механизма, рамка первоначально совершает плоско-параллельное перемещение и плавно и легко выдвигается из короба 1. После выхода из короба,

рамку посредством шарнирно-рычажного механизма отводят за контур короба, открывая доступ к инженерным коммуникациям.

Закрывание рамки осуществляется в обратном порядке. При этом, ограничитель 21, контактируя с рычагом, поворачивает трубку 8, исключая тем самым ее контакт с облицовкой рамки.

Каркас люка, содержащий рамку и короб, соединенные друг с другом шарнирно-рычажным механизмом, ограничители хода рамки, установленные по внутреннему контуру короба, как минимум, одну направляющую, закрепленную на рамке и имеющую возможность взаимодействия с внутренней поверхностью короба, причем шарнирно-рычажный механизм содержит трубку со втулками по ее торцам, два колпачка и две пары рычагов, одна из которых скреплена с трубкой и шарнирно соединена с рамкой, а каждый из рычагов другой пары скреплен с одним из колпачков и шарнирно соединен с коробом, отличающийся тем, что каркас люка снабжен двумя ограничителями и двумя осями, скрепленными с колпачками и размещенными с возможностью вращения во втулках трубки, один из ограничителей закреплен на подвижном элементе одного из шарниров, установленного на коробе и имеет возможность взаимодействия с коробом, а другой закреплен на рамке и имеет возможность взаимодействия с одним из рычагов.



 

Похожие патенты:
Наверх