Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета

 

Использование: в качестве средства для повышения безопасности полетов гражданских самолетов. Сущность: устройство содержит салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас с основанием, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, салон снабжен видеокамерой общего обзора, боковины выполнены с возможностью упругого линейного сближения друг с другом, для чего имеющимися в них отверстиями они надеты на горизонтальные штыри, закрепленные в торцах сиденья и спинки, длина подлокотников ограничена передней половиной боковин, спинка и сиденье снабжены краевыми продольными упругими вставками, к боковинам ниже сиденья прикреплены ферромагнитные сердечники, введенные с противоположных сторон в осевое отверстие установленного снизу под сиденьем электромагнита, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам на специальном пульте в кабине пилотов с указанием номера кресла. 1 с.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. В 64 D 45/00, G 08 В 15/02, 2002 [1]/.

Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель

/см. патент и на изобретение №2269817, кл. G 08 В 15/00, 2004 [2]/.

Недостатками данного устройства являются значительная сложность конструкции и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является салон гражданского самолета с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас с о снованием, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками /см. патент РФ на изобретение №2213679, кл. В 64 D 11/06, А 47 С 1/00, А 47 В 3/14, В 60 N 2/32, 2001 [3]/, и принятый за прототип.

Недостатком устройства-прототипа является отсутствие возможности предотвращения захвата гражданского самолета террористами, то есть низкая безопасность полетов.

Сущность полезной модели заключается в создании простого, надежного и недорогого устройства для обезвреживания террористов, полностью исключающего как опасность для пассажиров, так и непосредственно для живучести самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, их последующую жесткую фиксацию непосредственно в пассажирском кресле путем зажатия с помощью линейного сближения друг с другом боковин кресла, а в случае предпринятия ими попыток активных действий - их физическое обезвреживание путем резкого увеличения усилия по сближению боковин.

Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, включающем салон с рядами пассажирских кресел, каждое ив которых содержит каркас с основанием, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, особенность заключается в том, что что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в каждом из кресел боковины выполнены с возможностью упругого линейного сближения друг с другом, для чего имеющимися в них отверстиями боковины свободно надеты на горизонтальные штыри, жестко закрепленные в боковых торцах сиденья и спики и снабженные ограничителями наружного смещения боковин, срезанных снизу до высоты основания каркаса, длина подлокотников ограничена передней половиной боковин, а спинка и сиденье снабжены краевыми продольными упругими вставками, при этом ниже сиденья к внутренним сторонам боковин жестко прикреплены ферромагнитные сердечники, свободно введенные с противоположных концов в осевое отверстие установленного снизу под сиденьем электромагнита, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла.

На рисунках схематично показано одно из пассажирских кресел предлагаемого устройства в исходном состоянии /до включения электромагнита/: на фиг.1 - вид спереди /пунктиром показано положение боковин после включения электромагнита/; на фиг.2 - вид сбоку.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета включает салон с рядами пассажирских кресел, снабженный видеокамерой общего обзора /на рисунках не показана/, каждое из кресел

в свою очередь содержит каркас 1 с основанием, сиденье 2, спинку 3 и боковины 4 с подлокотниками 5, при этом боковины 4 выполнены с возможностью упругого линейного сближения друг с другом, для чего имеющимися в них отверстиями 6 боковины 4 свободно надеты на горизонтальные штыри 7, жестко закрепленные в боковых торцах сиденья 2 и спинки 3 и снабженные ограничителями 8 наружного смещения боковин 4, срезанных снизу до высоты основания каркаса 1, длина подлокотников 5 ограничена передней половиной боковин 4, а спинка 3 и сиденье 2 снабжены краевыми продольными упругими вставками, соответственно 9 и 10. При этом штыри 8 выполнены в виде единых сплошных осей, закрепленных в средней жесткой части спинки 3 и сиденья 2, свободно проходящих через совпадающие отверстия 6 в боковинах 4 и упругих втавках 9, 10, с выходящими наружу боковин 4 концами, где в выполненные в них резьбовые торцевые отверстия /на рисунках не показаны/ ввернуты винты-ограничители 8 наружного смещения боковин 4. Краевые продольные упругие вставки 9, 10 выполнены из плотного поролона, и прикреплены торцами /приклеены/ к жестким средним частям спинки 3 и сиденья 2. Подлокотники 5 выполнены только в передней половине боковин 4 в зоне расположения бедер пассажира, и отсутствуют вблизи спинки 3 в месте расположения его туловища. Ниже сиденья 2 к внутренним сторонам боковин 4 жестко прикреплены ферромагнитные сердечники 11, свободно введенные с противоположных сторон в осевое отверстие 12 установленного снизу под сиденьем 2 и закрепленного на его средней жесткой части электромагнита 13, обмотка 14 которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального

пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте в кабине пилотов нажимается кнопка с номером, соответствующим номеру кресла данного пассажира, при этом электрический сигнал с соответствующей пары контактов подается в обмотку 14 подключенного к этим контактам электромагнита 13, последний срабатывает, то есть ферромагнитные сердечники 11 втягиваются с противоположных сторон в осевое отверстие 12 электромагнита 13. Так как сердечники 11 жестко соединены с боковинами 4, то последние, деформируя упругие вставки 9, 10 соответственно на спинке 3 и сиденье 2, сближаются, двигаясь отверстиями 6 по направляющим штырям 7 линейно навстречу друг другу, зажимая при этом бедра и таз сидящего пассажира с гарантированной величиной зажатия, обеспечивающего надежную фиксацию пассажира в кресле, при невозможности его попыток раздвинуть боковины 4 и вырваться из кресла. Кроме усилия сжатия возможность вырваться вверх из кресла предотвращают подлокотники 5, находящиеся только в передней части боковин 4. Поэтому, при сжатии боковин 4 подлокотники 5 одновременно и прижимают туловище пассажира к спинке 3, и перекрывают пассажиру сверху выход из кресла, нависая над бедрами. Гарантированная величина усилия зажатия обеспечивается требуемой мощностью электромагнита 13, минимально и амплитудой

подаваемого в обмотку 14 электрического сигнала. В случае, если пассажир после такой фиксации предпринимает активные действия - по своему освобождению, извлечению посторонних предметов и т.п., экипаж предпринимает дополнительные меры, направленные на физическое обезвреживание пассажира. Для этого вращением регулятора, находящегося здесь же рядом с кнопкой, плавно увеличивают амплитуду подаваемого в обмотку 14 электрического сигнала, и, соответственно, величины силы сжатия пассажира боковинами 4, за счет чего происходит физическое обезвреживание последнего, сжатие таза, бедер, болевой шок и т.п.

Предлагаемое устройство, отличаясь простотой, дешевизной и надежностью, позволяет повысить безопасность полетов в гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров, а также для живучести всего самолета, оно позволяет нейтрализовать непосредственно в кресле представляющего опасность пассажира, а в случае необходимости - физически его обезвредить.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, включающее салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас с основанием, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, отличающееся тем, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в каждом из кресел боковины выполнены с возможностью упругого линейного сближения друг с другом, для чего имеющимися в них отверстиями боковины свободно надеты на горизонтальные штыри, жестко закрепленные в боковых торцах сиденья и спинки и снабженные ограничителями наружного смещения боковин, срезанных снизу до высоты основания каркаса, длина подлокотников ограничена передней половиной боковин, а спинка и сиденье снабжены краевыми продольными упругими вставками, при этом ниже сиденья к внутренним сторонам боковин жестко прикреплены ферромагнитные сердечники, свободно введенные с противоположных концов в осевое отверстие установленного снизу под сиденьем электромагнита, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла.



 

Похожие патенты:
Наверх