Сопловой блок турбореактивного двигателя с пусковым пороховым газогенератором

 

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована для турбореактивных двигателей (ТРД) с пусковым пороховым газогенератором, применяемых для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача повышения надежности соплового блока ТРД и уменьшение времени подготовки БПЛА к основному применению. Для достижения названного технического результата в сопловом блоке ТРД с пусковым пороховым газогенератором, включающим сопло, заглушку, выполненную в виде герметично закрепленного на сопле двигателя металлического конуса с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также устройство фиксации заглушки, устройство фиксации выполнено по варианту 1 в виде цангового замка, содержащего шток, цанговые кулачки, разжимное кольцо, ограничительное монтажное кольцо, пружину и гнездо для цанговых кулачков в центральном теле сопла; по варианту 2 - в виде байонетного замка, содержащего шток со шлицами, пружину, ограничительный штифт и гнездо для шлицов штока в центральном теле сопла.

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована для турбореактивных двигателей (ТРД) с пусковым пороховым газогенератором, применяемых для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Известен сопловой блок турбореактивного двигателя с пусковым пороховым газогенератором (полезная модель РФ №27410), который принят за прототип, включающий сопло; заглушку, выполненную в виде герметично закрепляемого на сопле двигателя металлического цилиндра с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также содержащий устройство фиксации в виде крепежного винта, вворачиваемого в резьбовое отверстие в торце центрального тела сопла двигателя и поджимающего заглушку к соплу.

Общими признаками с предлагаемым техническим решением являются все, кроме выполнения устройства фиксации в виде крепежного винта и резьбового отверстия в центральном теле сопла двигателя.

Недостатком указанной конструкции является крепление заглушки винтом, вворачиваемым в резьбовое отверстие на торце центрального тела сопла ТРД: при установке или затяжке крепежного винта возможен срыв или смятие витков резьбы (что приведет к невыполнению основных защитных функций заглушки в случае несанкционированного срабатывания пускового порохового газогенератора ТРД, необходимости замены крепежного винта и

дорогостоящему ремонту ТРД); длительное время вывинчивания крепежного винта при снятии заглушки (что увеличивает время подготовки БПЛА с ТРД данного типа к основному применению).

Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача повышения надежности соплового блока ТРД и уменьшение времени подготовки БПЛА к основному применению.

Для достижения названного технического результата в сопловом блоке ТРД с пусковым пороховым газогенератором, включающим сопло, заглушку, выполненную в виде герметично закрепленного на сопле двигателя металлического конуса с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также устройство фиксации заглушки, устройство фиксации выполнено по варианту 1 в виде цангового замка, содержащего подпружиненный шток, цанговые кулачки и разжимное кольцо, при этом ответная часть выполнена в виде гнезда для цанговых кулачков в центральном теле сопла; по варианту 2 - в виде байонетного замка, содержащего подпружиненный шток со шлицами и ограничительный штифт, при этом ответная часть выполнена в виде гнезда для шлицов штока в центральном теле сопла.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения от известного являются следующие: по варианту 1 крепежная часть устройства фиксации заглушки выполнена в виде цангового замка, содержащего подпружиненный шток, цанговые кулачки и разжимное кольцо, при этом ответная часть выполнена в виде гнезда для цанговых кулачков в центральном теле сопла; по варианту 2 крепежная часть устройства фиксации заглушки выполнена в виде байонетного замка, содержащего подпружиненный шток со шлицами и ограничительный штифт, при этом

ответная часть выполнена в виде гнезда для шлицов штока в центральном теле сопла.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными достигается следующий технический результат - за счет того, что устройство фиксации выполнено быстросъемным и не имеет разъемного резьбового соединения с центральным телом сопла ТРД, повышается надежность соплового блока ТРД с пусковым пороховым газогенератором и уменьшается время подготовки БПЛА к основному применению.

Предлагаемое техническое решение может найти применение при хранении, транспортировании, монтаже ТРД и эксплуатации БПЛА в качестве защитного устройства ТРД БПЛА.

Представленное устройство иллюстрируется на фиг.1-2.

На фиг.1 изображен продольный разрез соплового блока ТРД с пусковым пороховым газогенератором с устройством фиксации с цанговым замком.

На фиг.2 изображен продольный разрез соплового блока ТРД с пусковым пороховым газогенератором с устройством фиксации с байонетным замком.

Представленный на фиг.1 сопловой блок ТРД с пусковым пороховым газогенератором содержит сопло 1, заглушку, состоящую из конуса 2 с промежуточной перегородкой 3 с отверстиями, закрытыми закрепленной на ней сеткой 4 с полимерной пленкой. На поверхности конуса 2 между днищем и перегородкой 4 выполнены отверстия, также закрытые сеткой 5 с полимерной пленкой. Заглушка герметизируется по корпусу двигателя 6 с пороховым газогенератором (на фиг.1 не показан) уплотнением 7, а по соплу 1 уплотнением 8. Сопловой блок содержит также устройство фиксации заглушки, состоящее из крепежной части, выполненной в виде цангового замка, содержащего шток 9, цанговые кулачки 10, разжимное кольцо 11, ограничительное монтажное кольцо 14

и пружину 15, и ответной части, выполненной в виде гнезда 13 для цанговых кулачков 10 в центральном теле сопла 12.

Представленный на фиг.2 сопловой блок ТРД с пусковым пороховым газогенератором содержит сопло 1, заглушку, состоящую из конуса 2 с промежуточной перегородкой 3 с отверстиями, закрытыми закрепленной на ней сеткой 4 с полимерной пленкой. На поверхности конуса 2 между днищем и перегородкой 4 выполнены отверстия, также закрытые сеткой 5 с полимерной пленкой. Заглушка герметизируется по корпусу двигателя 6 с пороховым газогенератором (на фиг.2 не показан) уплотнением 7, а по соплу 1 уплотнением 8. Сопловой блок содержит также устройство фиксации заглушки, состоящее из крепежной части, выполненной в виде байонетного замка, содержащего шток 9 со шлицами, пружину 10 и ограничительный штифт 3, и ответной части, выполненной в виде гнезда 13 для шлицов штока 9 в центральном теле сопла 12.

Устройство, представленное на фиг.1, работает следующим образом: при вытягивании штока 9 цанговые кулачки 10 сжимаются под воздействием разжимного кольца 11, обеспечивая выход цанговых кулачков 10 из гнезда 13 центрального тела сопла 12 и рассоединение замка.

При установке заглушки шток 9 под воздействием пружины 15 возвращается в исходное положение, разжимая цанговые кулачки 10 в гнезде 13 центрального тела сопла 12 и обеспечивая фиксацию заглушки.

Устройство, представленное на фиг.2 работает следующим образом: при снятии заглушки происходит поворот штока 9 до совмещения шлицов штока с пазами в гнезде 13 центрального тела сопла 12, при этом пружина 10 выталкивает шток 9 из соединения.

При установке заглушки шток 9 проворачивается в гнезде 13 центрального тела сопла 12 до упора в ограничительный штифт 11.

1. Сопловой блок турбореактивного двигателя с пусковым пороховым газогенератором, включающий сопло с центральным телом, заглушку, выполненную в виде герметично закрепленного на сопле двигателя металлического конуса с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также устройство фиксации заглушки, состоящее из крепежной части, расположенной на заглушке и ответной части, расположенной на центральном теле сопла, отличающийся тем, что крепежная часть устройства фиксации заглушки выполнена в виде цангового замка, содержащего подпружиненный шток, цанговые кулачки и разжимное кольцо, при этом ответная часть выполнена в виде гнезда для цанговых кулачков в центральном теле сопла.

2. Сопловой блок турбореактивного двигателя с пусковым пороховым газогенератором, включающий сопло с центральным телом, заглушку, выполненную в виде герметично закрепленного на сопле двигателя металлического конуса с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также устройство фиксации заглушки, крепежную часть, расположенную на заглушке и ответную часть, расположенную на центральном теле сопла, отличающийся тем, что крепежная часть устройства фиксации заглушки выполнена в виде байонетного замка, содержащего подпружиненный шток со шлицами и ограничительный штифт, при этом ответная часть выполнена в виде гнезда для шлицев штока в центральном теле сопла.



 

Похожие патенты:

Сопло, с измененной пространственной формой суженной по диаметру частью, может найти применение для качественного роста скоростных или тяговых характеристик сопла в ракетных и самолетно-реактивных двигателях, в газодинамических лазерах, магнито-газо динамических установках и др.
Наверх