Образовательный игровой полигон (варианты)

 

Образовательный игровой полигон предназначен для приобретения и закрепления теоретических знаний в области экономики и менеджмента. Помещение полигона может содержать два или три модуля. Основания модулей выполнены в форме прямоугольника, круга, кольца или полукруга. Модули полигона взаимосвязаны. Вдоль внутренней стены полигона и между переносными перегородками размещено оборудование конференц-сектора, консультационного медиа-сектора, а также валютного, фондового, банковского и промышленного секторов. Модульное выполнение помещения полигона, определенное размещение оборудования полигона и возможность получения консультации на любом этапе игры способствует ускорению процесса обучения. 3 н.з. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к учебным моделям и может быть использована в качестве имитационной модели для приобретения и отработки навыков в сфере бизнеса и экономики, закрепления теоретических знаний в области экономики и менеджмента, а также для приобщения школьников и учащейся молодежи к предпринимательской деятельности.

Известны игровые системы, имитирующие коммерческие операции и процессы для получения первичных навыков по рыночной экономике /1, 2/.

Известные игровые системы характеризуются низким уровнем занимательности.

В качестве прототипа выбран образовательный игровой полигон, размещенный в закрытом помещении и разделенный переносными перегородками типа жалюзи на учебные секторы, выполненные в определенной цветовой гамме /3/.

Недостатком прототипа является слабая игровая занимательность, не обеспечивающая необходимой скорости освоения и переработки учебной информации в игровой форме обучения.

Задачей полезной модели является повышение игровой занимательности в процессе обучения, а также обеспечение единства учебно-производственного процесса средствами имитационного моделирования с возможностью получения консультации на любом этапе игры.

Технический результат заключается в создании средств обучения в виде единой системы оборудования и помещений, выполненных с возможностью трансформации секторов в зависимости от дидактических задач, направленных на повышение скорости освоения и переработки учебной информации в игровой форме обучения.

Технический результат согласно первому варианту достигается тем, что на образовательном игровом полигоне, размещенном в закрытом помещении и разделенном внутренними переносными перегородками типа жалюзи на учебные секторы, выполненные в определенной цветовой гамме, его помещение выполнено в виде лекционно-игрового модуля, основание которого имеет форму круга, и консультационного модуля, основание которого имеет форму кольца, соосно размещенного на основании лекционно-игрового модуля, вдоль внутренней стены консультационного модуля размещено оборудование консультационного медиа-сектора, а внутренние переносные перегородки лекционно-игрового модуля, между которыми размещено оборудование конференц-сектора, валютного сектора, фондового сектора, банковского сектора и промышленного сектора, ориентированы перпендикулярно касательным к внешней стене данного модуля, лекционно-игровой

и консультационный модули взаимосвязаны таким образом, что составляют единый образовательный игровой полигон, конференц-сектор оснащен звуковым оборудованием, доской, рабочим местом консультанта и стульями для участников игр, консультационный медиа-сектор оснащен звуковым оборудованием, тремя компьютерами с программным обеспечением, позволяющим получать справки по всем вопросам ролевых имитационных игр, и столами для участников игр, валютный сектор оснащен звуковым оборудованием, доской - игровым табло, рабочим местом консультанта-маклера и стульями для дилеров - участников игр, фондовый сектор оснащен звуковым оборудованием, электронной доской, рабочим местом консультанта-маклера, компьютером и стульями для брокеров - участников игр, банковский сектор оснащен звуковым оборудованием, доской - игровым табло, рабочим местом консультанта-банкира, рабочим местом консультанта-кассира и стульями для клиентов банка - участников игр, промышленный сектор оснащен звуковым оборудованием, экраном, рабочими местами для двух операторов, двумя компьютерами, принтером, проектором и стульями для предпринимателей - участников игр, при этом оборудование валютного, фондового, банковского и промышленного секторов размещено таким образом, чтобы стулья для участников игр располагались вдоль внешней стены помещения полигона в один ряд, а оборудование конференц-сектора размещено таким образом, чтобы стулья для участников игр, по количеству, равному суммарному количеству стульев для участников игр в валютном, фондовом, банковском и промышленном секторах, располагались вдоль внешней стены помещения полигона в два-три ряда.

Технический результат согласно второму варианту достигается тем, что на образовательном игровом полигоне, размещенном в закрытом помещении и разделенном внутренними переносными перегородками типа жалюзи на учебные секторы, выполненные в определенной цветовой гамме, его помещение выполнено в виде лекционного модуля, в котором размещено оборудование конференц-сектора, игрового модуля, основание которого имеет форму круга, и консультационного модуля, основание которого имеет форму кольца, соосно размещенного на основании игрового модуля, при этом вдоль внутренней стены консультационного модуля размещено оборудование консультационного медиа-сектора, а внутренние переносные перегородки игрового модуля, между которыми размещено оборудование валютного сектора, фондового сектора, банковского сектора и промышленного сектора, ориентированы перпендикулярно касательным к внешней стене данного модуля, причем лекционный, игровой и консультационный модули взаимосвязаны таким образом, что составляют единый образовательный игровой полигон.

Технический результат согласно третьему варианту достигается тем, что на образовательном игровом полигоне, размещенном в закрытом помещении и разделенном внутренними переносными перегородками типа жалюзи на учебные секторы, выполненные в определенной цветовой гамме, его помещение выполнено в виде лекционно-консультационного модуля, разделенного внутренней переносной перегородкой на два помещения, в одном из которых размещено оборудование конференц-сектора, в другом - оборудование консультационного медиа-сектора, первого игрового модуля, основание которого выполнено в форме полукруга, разделенного внутренней переносной перегородкой на два помещения, в одном из которых размещено оборудование валютного сектора, в другом - оборудование фондового сектора, второго игрового модуля, основание которого выполнено в форме полукруга, ориентированного зеркально относительно основания первого игрового модуля и разделенного внутренней переносной перегородкой на два помещения, в одном из которых размещено оборудование банковского сектора, в другом - оборудование промышленного сектора, при этом лекционно-консультационный модуль размещен между первым и вторым игровыми модулями, соединенными двумя внешними переносными перегородками таким образом, что составляют с лекционно-консультационным модулем единый образовательный игровой полигон.

Варианты предлагаемой полезной модели представлены на фиг.1÷3.

Помещение образовательного игрового полигона по первому варианту выполнено в виде лекционно-игрового модуля 1 и консультационного модуля 2, и содержит внутреннюю стену 3 и внутренние переносные перегородки 4÷8, между которыми размещены конференц-сектор 9, консультационный медиа-сектор 10, валютный сектор 11, фондовый сектор 12, банковский сектор 13 и промышленный сектор 14. Конференц-сектор оснащен доской 15, рабочим местом 16 консультанта и стульями 17 для участников игр, консультационный медиа-сектор оснащен компьютерами 18÷20 и столами 21÷23 для участников игр, валютный сектор оснащен доской - игровым табло 24, рабочим местом 25 консультанта-маклера и стульями 26 для дилеров - участников игр, фондовый сектор оснащен электронной доской 27, рабочим местом 28 консультанта-маклера, компьютером 29 и стульями 30 для брокеров - участников игр, банковский сектор оснащен доской - игровым табло 31, рабочим местом 32 консультанта-банкира, рабочим местом 33 консультанта-кассира и стульями 34 для клиентов банка - участников игр, промышленный сектор оснащен экраном 35, компьютерами 36 и 37, принтером 38, проектором 39 и стульями 40 для предпринимателей - участников игр (фиг.1).

Помещение образовательного игрового полигона по второму варианту выполнено в виде консультационного модуля 2, лекционного модуля 41 и игрового модуля 42 (фиг.2).

Помещение образовательного игрового полигона по третьему варианту выполнено в виде лекционно-консультационного модуля 43 и двух игровых модулей 44 и 45, и содержит внешние переносные перегородки 46 и 47 (фиг.3).

Модель работает следующим образом.

Согласно первому варианту образовательный игровой полигон размещен в закрытом помещении, выполненном в виде лекционно-игрового модуля 1, основание которого имеет форму круга, и консультационного модуля 2, основание которого имеет форму кольца, соосно размещенного на основании лекционно-игрового модуля 1. Вдоль внутренней стены 3 модуля 2 размещено оборудование консультационного медиа-сектора 10. Внутренние переносные перегородки 4÷8 лекционно-игрового модуля 1, между которыми размещено оборудование конференц-сектора 9, валютного сектора 11, фондового сектора 12, банковского сектора 13 и промышленного сектора 14, ориентированы перпендикулярно касательным к внешней стене данного модуля. Лекционно-игровой и консультационный модули 1 и 2, как показано стрелками на фиг.1, взаимосвязаны таким образом, что составляют единый образовательный игровой полигон. При размещении оборудования секторов 11÷14 стулья 26, 30, 34 и 40 для участников игр располагаются вдоль внешней стены помещения полигона в один ряд, а при размещении оборудования конференц-сектора 9 стулья 17 для участников игр, по количеству, равному суммарному количеству стульев 26, 30, 34 и 40 для участников игр в секторах 11÷14, располагаются вдоль внешней стены помещения полигона в два-три ряда (фиг.1).

Согласно второму варианту образовательный игровой полигон размещен в закрытом помещении, выполненном в виде лекционного модуля 41, в котором размещено оборудование конференц-сектора 9, игрового модуля 42, основание которого имеет форму круга, и консультационного модуля 2, основание которого имеет форму кольца, соосно размещенного на основании игрового модуля 42. Вдоль внутренней стены 3 модуля 2 размещено оборудование консультационного медиа-сектора 10. Внутренние переносные игрового модуля 42, между которыми размещено оборудование валютного сектора 11, фондового сектора 12, банковского сектора 13 и промышленного сектора 14, ориентированы перпендикулярно касательным к внешней стене данного модуля. При этом, как показано стрелками на фиг.2, консультационный, лекционный и игровой модули 2, 41 и 42, взаимосвязаны таким образом, что составляют единый образовательный игровой полигон.

Согласно третьему варианту образовательный игровой полигон размещен в закрытом помещении, выполненном в виде лекционно-консультационного модуля 43, разделенного внутренней переносной перегородкой 6 на два помещения, в одном из которых размещено оборудование конференц-сектора 9, в другом - оборудование консультационного

медиа-сектора 10, первого игрового модуля 44, основание которого выполнено в форме полукруга, разделенного внутренней переносной перегородкой 4 на два помещения, в одном из которых размещено оборудование валютного сектора 11, в другом - оборудование фондового сектора 12, второго игрового модуля 45, основание которого выполнено в форме полукруга, ориентированного зеркально относительно основания первого игрового модуля 44 и разделенного внутренней переносной перегородкой 5 на два помещения, в одном из которых размещено оборудование банковского сектора 13, в другом - оборудование промышленного сектора 14. При этом лекционно-консультационный модуль 43 размещен между первым и вторым игровыми модулями 44 и 45, соединенными двумя внешними переносными перегородками 46 и 47 таким образом, что составляют с лекционно-консультационного модулем 43 единый образовательный игровой полигон (фиг.3).

Конференц-сектор 9 полигона оснащен звуковым оборудованием, доской 15, рабочим местом 16 консультанта и стульями 17 для участников игр. Участники получают информацию о правилах игр и начальный капитал (условные единицы), который необходимо инвестировать на различных этапах проведения игр.

Консультационный медиа-сектор 10 полигона оснащен звуковым оборудованием, компьютерами 18÷20 с программным обеспечением, позволяющим получать справки по всем вопросам ролевых имитационных игр, и столами 21÷23 для участников игр. Обратиться в медиа-сектор 10 можно с любого этапа игры за получением консультации по интересующему вопросу. Материал можно получить через методическую литературу и справочники, программное обеспечение - компьютерные программы, являющиеся справочными по всем вопросам последующих ролевых имитационных игр, выход в Интернет.

Валютный сектор 11 полигона предназначен для имитации работы валютной биржи. Сектор 11 оснащен звуковым оборудованием, доской - игровым табло 24, рабочим местом 25 консультанта-маклера и стульями 26 для участников игр, которые в процессе игры в секторе 11 становятся "дилерами". Сектор 11 предназначен для обмена игровых условных единиц на валюту по курсу. Перед началом торгов консультант-маклер объявляет объем валютной интервенции - сумму игровой валюты, предназначенную для возможного обмена. Сданная на обмен валюта записывается в биржевой бюллетень. Текущий курс определяется путем деления суммы игровой валюты на сумму сданных условных единиц. Курс в одну валютную сессию меняется 3÷5 раз. По результатам торгов на "валютной бирже" каждый участник игры - "дилер" получает либо прибыль в результате удачных инвестиций либо играет в убыток первоначальной сумме.

Участие в секторе 11 позволяет овладеть терминологией: биржа, торги, интервенция, маклер, биржевой бюллетень, дилер, маржа, - а также освоить основные принципы работы

валютной биржи, валютных торгов и расширить экономический кругозор.

Фондовый сектор 12 полигона предназначен для имитации работы фондовой биржи. Сектор 12 оснащен звуковым оборудованием, электронной доской 27, рабочим местом 28 консультанта-маклера, компьютером 29 и стульями 30 для участников игр, которые в процессе игры в секторе 12 становятся "инвесторами". В секторе 12 производятся операции с ценными бумагами: акциями предприятий, облигациями Центрального банка, аукционными векселями. Задача игрока купить ценные бумаги, которые в конце игры в секторе 12 принесут наибольшую прибыль. Ценные бумаги продаются с аукциона. Консультант-маклер перед началом торгов объявляет лоты. В процессе торгов фиксируется текущий курс ценных бумаг в котировочном листе. Текущий курс меняются за игру в секторе 3÷5 раз. По завершению торгов производится выплата дивидендов, купонов, бонусов, которые обмениваются на валюту игры - условные единицы. Задача каждого "инвестора" получить в результате торгов на фондовой бирже максимальную прибыль для дальнейшего продолжения игры.

Участие в секторе 12 позволяет участникам овладеть терминологией: акция, облигация, вексель, аукцион, брокер, инвестор, дивиденды, котировка, котировочный лист, лот, дисконт, номинальная и нарицательная стоимость. Также игроки осваивают основные принципы работы фондовой биржи, аукционов, приобретают и отрабатывают навыки в сфере бизнеса и экономики.

Банковский сектор 13 полигона предназначен для имитации работы банка. Сектор 13 оснащен звуковым оборудованием, доской - игровым табло 31, рабочим местом 32 консультанта-банкира, рабочим местом 33 консультанта-кассира и стульями 34 для участников игр, которые в процессе игры в секторе 13 становятся "вкладчиками". В секторе 13 игроки могут положить деньги на депозит, выбрать различные варианты вкладов, могут оформить кредит, произвести расчеты с партнерами, заплатить налоги с прибыли.

Участие в секторе 13 позволяет игрокам овладеть терминологией: депозит, кредит, процентная ставка, прибыль, налог. Участники осваивают основные принципы работы со вкладами, закрепляют на практике посредством имитационных игр теоретических знаний в области экономики и банковского дела.

В промышленном секторе 14 полигона размещаются виртуальные предприятия. Сектор 14 оснащен звуковым оборудованием, экраном 35, двумя компьютерами 36 и 37 для операторов, принтером 38, проектором 39 и стульями 40 для участников игр, которые в процессе игры в секторе 14 становятся "предпринимателями". Игроки открывает производственные фирмы (промышленные предприятия) на те средства, которые они заработали в ходе этапов игры в секторах 11÷13. Цель: получить максимальную прибыль. Игра состоит

из 4÷8 периодов (в зависимости от навыков игроков). В каждом периоде принимаются следующие решения: цена товара, количество производимого товара, затраты на маркетинг, инвестиции в производство, научно-исследовательские разработки. Все данные вводятся в компьютерную программу, которая выдает баланс предприятия с указанием заработанной прибыли.

Участие в секторе 14 позволяет на практике овладеть терминологий: прибыль, баланс, налоги, цена, маркетинг, инвестиции. Участники приобретают и отрабатывают навыки в сфере бизнеса и экономики, закрепляют на практике посредством имитационных игр теоретические знания в области экономики и менеджмента, приобщаются к предпринимательской деятельности.

Как показано на фиг.1÷3, сектора 9÷14 согласно каждому из трех предлагаемых вариантов выполнены в определенной цветовой гамме, а также расположены и взаимосвязаны таким образом, что составляют единый образовательный игровой полигон, что способствует снятию стрессовых ситуаций у участников образовательных ролевых имитационных игр (направления перемещения участников по игровому полигону на фиг.1÷3 показано стрелками).

После прохождения секторов 11÷14 полигона участники возвращаются в сектор 9, где происходит подведение итогов игры. Полигон может работать от 2 до 6 часов в зависимости от количества, возраста участников и времени, отведенного на образовательные ролевые имитационные игры.

Предлагаемая полезная модель представляет собой единую систему оборудования и помещений учебных секторов, выполненных с возможностью их трансформации в зависимости от дидактических задач, направленных повышение игровой занимательности в процессе обучения.

Единство учебно-производственного процесса средствами имитационного моделирования и возможность получения консультации на любом этапе игры способствует ускорению процесса обучения: приобретению и отработки навыков в сфере бизнеса и экономики, формированию теоретических экономических знаний, закреплению на практике посредством имитационных игр теоретических знаний в области экономики и менеджмента, приобщению школьников и учащейся молодежи к предпринимательской деятельности.

Источник информации:

1. RU 2080903 С1, опубл. 1997.06.10.

2. RU 2090231 С1, опубл. 1997.09.20.

3. RU 27251 U1, G 09 B 19/00, А 63 С 19/00, опубл. 2003.01.10

1. Образовательный игровой полигон, размещенный в закрытом помещении и разделенный внутренними переносными перегородками типа жалюзи на учебные секторы, выполненные в определенной цветовой гамме, отличающийся тем, что его помещение выполнено в виде лекционно-игрового модуля, основание которого имеет форму круга, и консультационного модуля, основание которого имеет форму кольца, соосно размещенного на основании лекционно-игрового модуля, при этом вдоль внутренней стены консультационного модуля размещено оборудование консультационного медиа-сектора, а внутренние переносные перегородки лекционно-игрового модуля, между которыми размещено оборудование конференц-сектора, валютного сектора, фондового сектора, банковского сектора и промышленного сектора, ориентированы перпендикулярно касательным к внешней стене данного модуля, причем лекционно-игровой и консультационный модули взаимосвязаны таким образом, что составляют единый образовательный игровой полигон.

2. Образовательный игровой полигон по п.1, отличающийся тем, что конференц-сектор оснащен звуковым оборудованием, доской, рабочим местом консультанта и стульями для участников игр.

3. Образовательный игровой полигон по п.1, отличающийся тем, что консультационный медиа-сектор оснащен звуковым оборудованием, тремя компьютерами с программным обеспечением, позволяющим получать справки по всем вопросам ролевых имитационных игр, и столами для участников игр.

4. Образовательный игровой полигон по п.1, отличающийся тем, что валютный сектор оснащен звуковым оборудованием, доской - игровым табло, рабочим местом консультанта-маклера и стульями для дилеров - участников игр.

5. Образовательный игровой полигон по п.1, отличающийся тем, что фондовый сектор оснащен звуковым оборудованием, электронной доской, рабочим местом консультанта-маклера, компьютером и стульями для брокеров - участников игр.

6. Образовательный игровой полигон по п.1, отличающийся тем, что банковский сектор оснащен звуковым оборудованием, доской - игровым табло, рабочим местом консультанта-банкира, рабочим местом консультанта-кассира и стульями для клиентов банка - участников игр.

7. Образовательный игровой полигон по п.1, отличающийся тем, что промышленный сектор оснащен звуковым оборудованием, экраном, рабочими местами для двух операторов, двумя компьютерами, принтером, проектором и стульями для предпринимателей - участников игр.

8. Образовательный игровой полигон по пп.4-7, отличающийся тем, что оборудование валютного, фондового, банковского и промышленного секторов размещено таким образом, чтобы стулья для участников игр располагались вдоль внешней стены помещения полигона в один ряд.

9. Образовательный игровой полигон по п.2, отличающийся тем, что оборудование конференц-сектора размещено таким образом, чтобы стулья для участников игр, по количеству, равному суммарному количеству стульев для участников игр в валютном, фондовом, банковском и промышленном секторах, располагались вдоль внешней стены помещения полигона в два-три ряда.

10. Образовательный игровой полигон, размещенный в закрытом помещении и разделенный переносными перегородками типа жалюзи на учебные секторы, выполненные в определенной цветовой гамме, отличающийся тем, что его помещение выполнено в виде лекционного модуля, в котором размещено оборудование конференц-сектора, игрового модуля, основание которого имеет форму круга, и консультационного модуля, основание которого имеет форму кольца, соосно размещенного на основании игрового модуля, при этом вдоль внутренней стены консультационного модуля размещено оборудование консультационного медиа-сектора, а внутренние переносные перегородки игрового модуля, между которыми размещено оборудование валютного сектора, фондового сектора, банковского сектора и промышленного сектора, ориентированы перпендикулярно касательным к внешней стене данного модуля, причем лекционный, игровой и консультационный модули взаимосвязаны таким образом, что составляют единый образовательный игровой полигон.

11. Образовательный игровой полигон, размещенный в закрытом помещении и разделенный переносными перегородками типа жалюзи на учебные секторы, выполненные в определенной цветовой гамме, отличающийся тем, что его помещение выполнено в виде лекционно-консультационного модуля, разделенного внутренней переносной перегородкой на два помещения, в одном из которых размещено оборудование конференц-сектора, в другом - оборудование консультационного медиа-сектора, первого игрового модуля, основание которого выполнено в форме полукруга, разделенного внутренней переносной перегородкой на два помещения, в одном из которых размещено оборудование валютного сектора, в другом - оборудование фондового сектора, второго игрового модуля, основание которого выполнено в форме полукруга, ориентированного зеркально относительно основания первого игрового модуля и разделенного внутренней переносной перегородкой на два помещения, в одном из которых размещено оборудование банковского сектора, в другом - оборудование промышленного сектора, при этом лекционно-консультационный модуль размещен между первым и вторым игровыми модулями, соединенными двумя внешними переносными перегородками таким образом, что составляют с лекционно-консультационного модулем единый образовательный игровой полигон.



 

Наверх