Муфта

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в электромашинах, в редукторах, используемых с различными двигателями. Муфта содержит жестко соединенный с ведущим валом эксцентрик и ведомую обойму с полостью. Эксцентрик расположен с зазором в отверстии втулки, установленной на ведущем валу посредством пружины и расположенной с зазором в полости обоймы, при этом ось отверстия втулки смещена относительно оси втулки и оси ведущего вала. Предлагаемая муфта при своей простой конструкции способна передавать крутящийся момент при прямом и реверсивном вращении мотора, раскручивать вал мотора перед жестким сцеплением, а так же обеспечивать рассоединение ее ведущих и ведомых частей при заклинивании и остановке мотора. 4 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в электромашинах, в редукторах, используемых с различными двигателями.

Известна центробежная предохранительная муфта, содержащая концентрично расположенную ведущую и ведомую полумуфты и расположенный между ними центробежный соединительный элемент, выполненный в виде фрикционных колодок, связанных с шарнирно-рычажным механизмом с одной из полумуфт (АС №219345, опубл. 1968 г.)

Недостатком аналога является недостаточные антивибрационные свойства муфты, которая не может стабилизировать передаваемое ей вращение. Кроме того, превышение моментов нагрузки номинального значения приводит к износу фрикционных колодок.

Наиболее близким аналогом к предлагаемой полезной модели является центробежная упруго-предохранительная муфта, содержащая жестко соединенный с ведущим валом эксцентрик и ведомую обойму с полостью. Ведомая обойма выполнена в виде зубчатого венца с внутренним зацеплением, который взаимодействует с центробежным соединительным элементом, выполненным в виде неуравновешенного зубчатого колеса, установленного на эксцентрике с возможностью углового поворота относительно последнего (АС №721607, опубл. 1980 г.).

Недостатком ближайшего аналога является сложность конструкции из-за наличия большого числа деталей сложной формы, а также низкий ресурс из-за наличия трущихся частей и изгибных нагрузок.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является разработка муфты простой конструкции, имеющей высокий ресурс и способной передавать крутящийся момент при прямом и реверсивном вращении мотора.

Поставленная задача решается тем, что муфта содержит жестко соединенный с ведущим валом эксцентрик и ведомую цилиндрическую обойму с полостью. Эксцентрик расположен с зазором в отверстии втулки, установленной на ведущем валу и расположенной с зазором в полости обоймы, при этом ось отверстия втулки смещена относительно оси втулки и оси ведущего вала.

В торце втулки со стороны внутренней торцевой поверхности обоймы может быть выполнено углубление, в котором расположена пружина, обеспечивающая соосность втулки с валом двигателя, а с противоположного своего торца втулка поджата в полость обоймы другой пружиной, предотвращающей выскальзывание втулки из полости обоймы.

Обойма может быть жестко соединена с устройством передачи момента вращения, выполненного, например, в виде шестерни.

Для исключения проскальзывания втулки относительно обоймы внутренняя боковая поверхность обоймы и контактирующая с ней внешняя боковая поверхность втулки выполнены волнообразными, т.е. имеют шероховатость.

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется с помощью рисунков. На фиг.1 показано продольное сечение муфты, на фиг.2 показано продольное сечение муфты с пружиной 7, на фиг.3 - вид А на фиг.1 в начальный момент вращения двигателя, на фиг.4 - вид А на фиг.1 в момент разгона двигателя и передачи крутящего момента на ведомую обойму, на фиг.5 - вид А на фиг.1 в начальный момент вращения двигателя с внешней волнообразной и внутренней волнообразной поверхностями втулки и обоймы соответственно, на фиг.6 - пружина 7.

Муфта состоит из эксцентрика 1 жестко закрепленного на ведущем валу 2 микроэлектродвигателя, втулки 3 с отверстием, образующим цилиндрическую полость, пружины 4 и ведомой цилиндрической обоймы 5 в виде цилиндрического стакана, жестко соединенного с устройством передачи момента вращения, выполненного в виде шестерни 6, и установленного с

возможностью свободного вращения на валу 2. Эксцентрик 1 расположен в отверстии втулки 3, ось отверстия которого смещена относительно параллельной ей оси втулки 3 и вала 2. На торце втулки 3 со стороны внутренней торцевой поверхности обоймы 5 выполнено углубление, в котором расположена пружина 4, обеспечивающая соосность втулки 3 с валом двигателя 2 и обоймы 5, а с противоположной стороны втулка 3 поджата в полость обоймы 5 пружиной 7, закрепленной на валу 2. Втулка 3 расположена в полости обоймы 5 с небольшим зазором. Внутренняя боковая поверхность обоймы 5 и контактирующая с ней внешняя боковая поверхность втулки 3 могут быть выполнены волнообразными (фиг.5).

Работа муфты осуществляется следующим образом.

При раскручивании вала 2 двигателя эксцентрик 1 взаимодействует с внутренней поверхностью втулки 3 и начинает раскручивать последний. Втулка 3 раскручивается вместе с валом 2 двигателя в зазоре между наружной поверхностью втулки 3 и внутренней поверхностью обоймы 5 (см фиг.3). При раскручивании втулки 3 изменяется положение его центра масс, в результате чего втулка 3 смещается, преодолевая сопротивление пружины 4 (см. фиг.4). При этом наружная поверхность втулки 3 соприкасается с внутренней поверхностью обоймы 5 и под воздействием сил трения эксцентрик 1 жестко сцепляется с обоймой 5, которая с помощью шестерни 6 начинает передавать крутящий момент. Волнообразные поверхности обоймы 5 и втулки 3 обеспечивают более надежную передачу крутящего момента за счет их зацепления, исключая проскальзывание.

Пружина 7 препятствует выскальзыванию втулки 3 из обоймы.

Предлагаемая муфта при своей простой конструкции способна передавать крутящийся момент при прямом и реверсивном вращении мотора, раскручивать вал мотора перед жестким сцеплением, а так же обеспечивать рассоединение ее ведущих и ведомых частей при заклинивании и остановке мотора.

1. Муфта, содержащая жестко соединенный с ведущим валом эксцентрик и ведомую цилиндрическую обойму с полостью, отличающаяся тем, что эксцентрик расположен с зазором в отверстии втулки, установленной на ведущем валу и расположенной с зазором в полости обоймы, при этом ось отверстия втулки смещена относительно оси втулки и оси ведущего вала.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что в торце втулки со стороны внутренней торцевой поверхности обоймы выполнено углубление, в котором расположена пружина, обеспечивающая соосность втулки с валом двигателя.

3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что с противоположного своего торца втулка поджата в полость обоймы другой пружиной.

4. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что обойма жестко соединена с устройством передачи момента вращения.

5. Муфта по п.4, отличающаяся тем, что устройство передачи момента вращения выполнено в виде шестерни.

6. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя боковая поверхность обоймы и контактирующая с ней внешняя боковая поверхность втулки выполнены волнообразными.



 

Похожие патенты:
Наверх