Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета

 

Использование: в качестве средства для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов. Сущность: содержит салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины, салон снабжен видеокамерой общего обзора, в каждом кресле передняя часть боковин выполнена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, закрепленной на торце неподвижной боковины на высоте сиденья, ниже сиденья к внутренним сторонам подвижных частей боковин шарнирно прикреплены одним из концов по цилиндрическому постоянному магниту с осевой намагниченности, свободные концы магнитов с разноименными полюсами введены с противоположных сторон в осевое отверстие установленного снизу на сиденье электромагнита и упруго соединены цилиндрической пружиной, обмотка электромагнита подключена с заданной полярностью к контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником постоянного электрического напряжения с регулируемой амплитудой. 1 с.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. В64D 45/00, G08В 15/02, 2002 [1]/.

Недостатками известного устройства является значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления

стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ на изобретение №2269817, кл. G08В 15/00, 2004 [2]/.

Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является салон гражданского самолета с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками /см. патент РФ на изобретение №2213679, кл. В64D 11/06, А47С 1/00, А47В 3/14, В60N 2/32, 2001 [3]/, и принятый за прототип.

Недостатком устройства - прототипа является отсутствие возможности предотвращения захвата гражданского самолета террористами, то есть низкая безопасность полетов.

Сущность полезной модели заключается в создании простого, надежного и недорогого устройства для обезвреживания террористов, полностью исключающего как опасность для пассажиров, так и непосредственно для живучести самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, их последующую жесткую фиксацию непосредственно в пассажирском кресле путем зажатия с помощью поворотных боковин кресла, а в случае предпринятия ими попыток активных действий - их физическое обезвреживание путем увеличения усилия сжатия боковин.

Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, включающем салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины, особенность заключается в том, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в каждом из кресел передняя часть боковин выполнена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, жестко закрепленной в торце задней неподвижной части боковины на высоте сиденья, при упругом совмещении плоскостей подвижной и неподвижной частей каждой боковины, при этом ниже сиденья к внутренним сторонам подвижных частей боковин шарнирно прикреплены одним из концов по цилиндрическому постоянному магниту с осевым направлением намагниченности, свободные концы которых, имеющие разноименные полюса, введены с противоположных сторон в осевое отверстие установленного снизу на сиденье электромагнита и упруго соединены витой цилиндрической пружиной, причем, обмотки электромагнита подключена с заданной полярностью к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником постоянного электрического напряжения с регулируемой амплитудой.

На рисунках схематично показано одно из пассажирских кресел предлагаемого устройства в исходном состоянии /до включения электромагнита/ со схемой его подключения к пульту: на фиг.1 - вид спереди; на фиг.2 - вид сбоку /пунктиром показано положение передней части боковин после включения электромагнита/.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета включает салон с рядами пассажирских кресел, снабженный видеокамерой общего обзора, /на рисунках не по казана/, каждое из кресел в свою очередь содержит каркас 1, сиденье 2, спинку 3 и боковины, состоящие из передних 4 и задних 5 частей, при этом передняя часть 4 боковин выполнена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на уровне сиденья 2. Для этого подвижная часть 4 боковины свободно насажена выполненным в ее торце сквозным отверстием 6 на жестко закрепленный в торце неподвижной части 5 боковины на высоте сиденья 2 горизонтальный штырь 7 при исключении осевых смещений боковины 4 и упругом совмещении плоскостей подвижной 4 и неподвижной 5 частей боковин, а низ подвижных частей 4 боковин срезан до высоты основания каркаса 1. Ниже сиденья 2 к внутренним сторонам подвижных частей 4 боковин шарнирно прикреплены одним из концов по цилиндрическому постоянному магниту 8 с осевым направлением намагниченности, свободные концы которых, имеющие разноименные полюса, свободно 9 введены с противоположных сторон в осевое отверстие 9 установленного снизу на сиденье 2 электромагнита 10 и упруго соединены витой цилиндрической пружиной 11 растяжения-сжатия. Шарнирное крепление постоянных магнитов 8 осуществлено с помощью П-образных элементов 12, ножки которых жестко укреплены в подвижных частях 4 боковины, а перекладина свободно вставлена в отверстие магнита 8 параллельно плоскости боковины. Пружина 11, притягивая магниты 8 друг к другу, обеспечивает в исходном состоянии устройства поджатие верхних частей подвижных боковин 4 изнутри к специальным упорам 13, прикрепленным к неподвижным

частям 5 боковин, или, как было сказано выше, упругое совмещещение в исходном состоянии поверхностей подвижной 4 и неподвижной 5 частей каждой боковины. Обмотка 14 электромагнита 10 подключена с заданной полярностью к соответствующим данному креслу контактам 15 специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником 16 постоянного электрического напряжения с регулируемой с помощью потенциометра 17 амплитудой. Полярность подключения обмотки 14 к контактам 15 выбрана такой, чтобы полюс N правого на фиг.1 постоянного магнита 8 находился с конца обмотки 14 со знаком "+", а полюс S левого магнита 8 - с конца обмотки 14 со знаком "-". При таком подключении оба постоянных магнита 8 при включении обмотки 14 будут выталкиваться из нее наружу.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте, находящемся здесь же в кабине пилота, нажимается кнопка /замыкается ключ К/ с номером, соответствующим номеру кресла данного пассажира, при этом постоянный электрический ток с указанной выше амплитудой подается с контактов 15 в обмотку 14 электромагнита 10. Амплитуда такого сигнала выбирается достаточной для того, чтобы постоянные магниты 8, преодолев исходное притягивающее их друг к другу усилие пружины 11, не только вышли наружу в противоположные стороны из

осевого отверстия 9 электромагнита 10 и повернули подвижные части 4 боковины вокруг горизонтальных штырей 7 в положение, показанное пунктиром на фиг.1, но при этом было бы обеспечено прижатие расположенными выше сиденья 2 частями 4 боковин коленей и бедер пассажира к сиденью 2 с гарантированной величиной усилия, обеспечиающего надежную жесткую фиксацию пассажира в кресле при невозможности его попыток освободиться путем обратного разворота боковин 4. В случае, если пассажир после такой фиксации предпринимает активные действия - по своему освобождению, извлечению посторонних предметов и т.п., экипаж предпринимает дополнительные меры, направленные на физическое обезвреживание пассажира. Для этого вращением регулятора /потенциометра 17/, находящегося рядом с кнопкой под тем же номером, уменьшают сопротивление цепи обмотки 14, то есть увеличивают величину тока в обмотке, соответственно, величину тягового усилия электромагнита 10 и силу прижатия пассажира боковинами 4 к сиденью 2, за счет чего происходит физическое обезвреживание пассажира, сильное болевое воздействие и т.п.

Предлагаемое устройство, отличаясь простотой, дешивизной, надежностью, позволяет повысить безопасность полетов в гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров и живучести самолета, оно позволяет лишать представляющего опасность пассажира свободы движения путем жесткого его зажатия непосредственно в пассажирском кресле, а в случае предпринятия им дальнейших попыток активных действий - физически его обезвредить путем создания требуемых усилий сжатия, достаточных для обезвреживания из физиологических соображений.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, включающее салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины, отличающееся тем, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в каждом из кресел передняя часть боковин выполнена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, жестко закрепленной в торце задней неподвижной части боковины на высоте сиденья, при упругом совмещении плоскостей подвижной и неподвижной частей каждой боковины, при этом ниже сиденья к внутренним сторонам подвижных частей боковин шарнирно прикреплены одним из концов по цилиндрическому постоянному магниту с осевым направлением намагниченности, свободные концы которых, имеющие разноименные полюса, введены с противоположных сторон в осевое отверстие установленного снизу на сиденье электромагнита и упруго соединены витой цилиндрической пружиной, причем обмотка электромагнита подключена с заданной полярностью к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником постоянного электрического напряжения с регулируемой амплитудой.



 

Похожие патенты:
Наверх