Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета

 

Использование: в качестве средства для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов. Сущность: включает салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сидение, спинку и боковины с подлокотниками, салон снабжен видеокамерой общего обзора, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в одной полости размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого закреплен внутри полости, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом свободно введен внутрь кресла через отверстие в боковине, в другой полости размещен плоский электромагнит, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла. 1 с.п. ф-лы, 1 илл.

Полезная модель относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. В 64 D 45/00, G 08 В 15/02, 2002 [1]/.

Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины летчиков, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель

/см. патент РФ на изобретение №2269817, кл. G 08 В 15/00, 2004 [2]/.

Недостатками данного устройства являются значительная стоимость и сложность, опасность поражения пассажиров при стрельбе и разгерметизации салона самолета.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является салон гражданского самолета с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сидение, спинку и боковины с подлокотниками /см. патент РФ на изобретение №2213679, кл. В 64 D 11/06, А 47 С 1/00, А 47 В 3/14, В 60 N 2/32, 2001 [3]/, ипринятый за прототип.

Недостатком устройства-прототипа является отсутствие возможности предотвращения захвата гражданского самолета террористами, то есть низкая безопасность полета.

Сущность полезной модели заключается в создании простого, надежного и недорогого устройства для обезвреживания террористов, исключающего как опасность для пассажиров, так и непосредственно для живучести самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов и их последующую жесткую фиксацию непосредственно в пассажирском кресле.

Технический результат - повышение безопасности полета в гражданских самолетах.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известной устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, включающем салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас,

сидение, спинку и боковины с подлокотниками, особенность заключается в том, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в одной полости размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого залеплен внутри полости, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом свободно введен внутрь кресла через отверстие в боковине, в другой полости размещен плоский электромагнит, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла.

На рисунке схематично показано одно кресло предлагаемого устройства в исходном состоянии /до включения электромагнита/, вид спереди.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета включает салон с рядами пассажирских кресел, снабженный видеокамерой общего обзора /на рисунке не показана/, каждое из кресел в свою очередь содержит каркас 1, сиденье 2, спинку 3 и боковины 4, 5 с подлокотниками 6, 7, в обеих боковинах 4, 5 каждого кресла над бедрами пассажира /на рисунке сидящий в кресле пассажир не показан/ выполнены полости 8, 9, при этом в одной полости 8 размерен отрезок 10 гибкого стального троса заданной длины, один конец которого закреплен внутри полости /на полу салона в зоне крепления кресла - для повышения надежности и жесткости крепления/, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом 11 свободно выведен внутрь колеса через отверстие 12 во внутренней стенке боковины 4, в другой

полости 9 размещен электромагнит 13, установленный на кронштейне 14, также прикрепленном для повышения надежности крепления к полу салона, при этом обмотка электромагнита 13 подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием на каждой паре контактов номера соответствующего кресла /на рисунке пульт с его электрическим подсоединением к креслам не показаны/. Ферромагнитный элемент 11 выполнен в форме диска, утопленного в исходном состоянии в цилиндрическое углубление 15 во внутренней стенке боковины 4, концентрично отверстию 12. Мощность электромагнита 13 и рабочая масса ферромагнитного элемента 11 подобраны достаточными для притяжения элемента 11 к электромагниту 13 при включении последнего. Длина отрезка 10 троса подобрана такой, чтобы при данном притяжении вся длина троса 10 была выбрана, причем с обеспечением его гарантированного натяга с заранее заданной величиной усилия.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения захвата самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте, находящемся здесь же в кабине, нажимается кнопка с номером, соответствующим номеру кресла данного пассажира, при этом электрический сигнал с соответствующей пары контактов подается в обмотку подключенного к этим контактам электромагнита 13, последний срабатывает, в результате чего ферромагнитный

элемент 11 выскакивает из углубления 15 и притягивается к внутренней стенке боковины 5, примыкающей к торцу электромагнита 13. При этом гибкий стальной трос 10, располагаясь прямо над бедрами пассажира и спереди его туловища с гарантированной величиной натяга прижимает бедра к сиденью 2, а туловище - к спинке 3. Мощность электромагнита 11, 13 /для увеличения мощности электромагнит выполняется с сердечником/, длина и жесткость отрезка 10 стального троса должны быть достаточными для создания натяга, обеспечивающего надежную фиксацию пассажира в кресле, при невозможности его попыток оторвать элемент 11 от стенки боковины 5, то есть разомкнуть трос 10, на время, достаточное для совершения экипажем дальнейших адекватных действий по окончательному обезвреживанию пассажира.

Предлагаемое устройство, отличаясь простотой, дешевизной и надежностью, позволит повысить безопасность полета в гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров, а также живучести всего самолета, оно позволяет временно нейтрализовать представляющего опасность пассажира, предоставив тем самым экипажу время для совершения дальнейших действий по обезвреживанию подозреваемого в терроризме.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, включающее салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, отличающееся тем, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в одной полости размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого закреплен внутри полости, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом свободно выведен внутрь кресла через отверстие в боковине, в другой полости размещен плоский электромагнит, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла.



 

Наверх