Ротор турбогенератора

 

Использование: электромашиностроение. Сущность изобретения. Содержит вал 1 с уложенной в пазах бочки ротора обмоткой 2, соединенной с контактными кольцами посредством шин токоподвода 3, размещенных в двух диаметрально противоположных пазах 4 на хвостовике 5 вала 1 со стороны колец контактных, закрепленных клиньями 6. На хвостовике 5 вала 1 под углом 90° к пазам 4 токоподвода выполнены дополнительные пазы 7, размеры которых обеспечивают равенство моментов инерции поперечного сечения хвостовика 5 по двум взаимоперпендикулярным осям. Технический результат - повышение надежности работы турбогенератора. 2 илл.

Полезная модель относится к области электромашиностроения и предназначена для использования в крупных электрических машинах, например, в турбогенераторах.

Известно, что в роторах турбогенераторов обмотка, уложенная в пазах бочки ротора, соединена с контактными кольцами системой токоподвода. Для этого на хвостовике вала, прилегающем к торцу бочки ротора на стороне колец контактных и имеющем цилиндрическую или коническую форму, выполняют два паза, расположенные диаметрально противоположно, в которых размещают шины системы токоподвода. Шины в пазах закрепляют клиньями, (см., например, Титов В.В. и др., Турбогенераторы. Расчет и конструкция, Издательство Энергия Ленинградское отделение г.Ленинград, 1967, с.244-245, рис.4-20).

Недостатком этой конструкции является то, что выполнение пазов на хвостовике вала заметно снижает жесткость хвостовика и приводит к его неравножескости по двум взаимноперпендикулярным осям, что порождает вибрацию ротора двойной оборотной частоты и, в свою очередь, ухудшает работу подшипников и щеточно-контактного аппарата.

Задачей настоящей полезной модели является устранение указанного недостатка.

Технический результат достигается тем, что в роторе турбогенератора, содержащем вал с уложенной в пазах бочки ротора обмоткой, соединенной с контактными кольцами посредством шин токоподвода, размещенных в двух диаметрально противоположных пазах на хвостовике вала со стороны колец контактных, закрепленных клиньями, на хвостовике вала под углом 90° к пазам токоподвода выполнены дополнительные пазы, размеры которых

выбраны из условия равенства моментов инерции поперечного сечения хвостовика по двум взаимноперпендикулярным осям.

В дальнейшем устройство поясняется конкретным примером выполнения со ссылкой на фигуры, на которых показаны:

на фиг.1 - поперечный разрез хвостовика вала со стороны контактных колец.

на фиг.2 - продольный разрез устройства по дополнительному пазу на хвостовике вала со стороны контактных колец, разрез А-А на фиг.1.

Ротор турбогенератора содержит вал 1, обмотку с лобовыми частями 2, соединенную с кольцами контактными посредством шин токоподвода 3, размещенных в двух диаметрально противоположных пазах 4 на хвостовике 5 вала 1 со стороны контактных колец и закрепленных клиньями 6. На хвостовике 5 под углом 90° к пазам 4 выполнены дополнительные пазы 7, размеры которых выбраны из условия равенства моментов инерции поперечного сечения пазов 4 с установленными шинами токоподвода 3.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При вращении вал 1 ротора с выполненными на хвостовике 5 дополнительными пазами 7, обеспечивающими равенство моментов инерции хвостовика вала по двум взаимноперпендикулярным осям, имеет постоянный прогиб, что исключает вибрацию двойной частоты на всех участках вала, обеспечивает устойчивую работу подшипников и щеточно-контактного аппарата и повышает надежность работы генератора.

Ротор турбогенератора, содержащий вал с уложенной в пазах бочки ротора обмоткой, соединенной с контактными кольцами посредством шин токоподвода, размещенных в двух диаметрально противоположных пазах на хвостовике вала со стороны колец контактных, закрепленных клиньями, отличающийся тем, что на хвостовике вала под углом 90° к пазам токоподвода выполнены дополнительные пазы, размеры которых выбраны из условия равенства моментов инерции поперечного сечения хвостовика по двум взаимно перпендикулярным осям.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к турбогенераторам с полным воздушным охлаждением и позволяет обеспечить эффективное охлаждение обмотки статора
Наверх