Транспортно-лечебная шина
Полезная модель относится к медицинской технике и к транспортно-лечебным средствам оказания догоспитальной помощи пострадавших ДТП, а именно, к устройствам для иммобилизации и вытяжения травмированных нижних конечностей на этапах эвакуации из очага поражения. Транспортно-лечебной шине содержит телескопически соединенное основание, образованное из латеральной планки, располагаемой по наружной боковой поверхности туловища с упором в подмышечную впадину, и медиальной планки, располагаемой по внутренней поверхности конечности, тазовую опору с ремнями крепления на уровне проксимального конца медиальной планки, подстопник на дистальном конце основания, механизм вытяжения, ложементы бедра и голени, ремни крепления, дополнительно на основании шарнирно установлена продольная планка с поперечиной на проксимальном конце, фиксирующая шину к передней поверхности туловища, тазовая опора выполнена в виде симметричной планки, закрепленной по середине к проксимальному концу медиальной планки, подстопник снабжен скобой и закреплен на одной из боковых поверхностей медиальной планки основания выше ее дистального конца. Механизм вытяжения может быть выполнен в виде вставок из телескопических штанг с собачками в планки основания. Планку тазовой опоры может быть выполнена V-образной формы, а ее концы расположены под углом 45°-60° во фронтальной плоскости и/или под углом 35°-40° в сагиттальной плоскости к продольной оси медиальной планки. При этом, длина горизонтальной проекции планки тазовой опоры должна быть не менее 280-300 мм. Подстопник закреплен на 20-50 мм выше дистального конца медиальной планки. Продольная планка с поперечиной закреплена шарнирно на медиальной планке. Техический результат заключается в исключении вторичных смещений отломков травмированной конечности в шине. Это позволит минимизировать болезненность и травматичность вытяжения конечности. После наложения шины пострадавший получает возможность самостоятельного перемещения.
Полезная модель относится к транспортно-лечебным средствам оказания догоспитальной помощи пострадавших ДТП и к медицинской технике, а именно, к устройствам для иммобилизации и вытяжения нижних конечностей на этапах эвакуации из очага поражения.
Известна транспортно-лечебная шина Дитерихса М.М. [с.55-56, Юмашев Г.С. Травматология и ортопедия. - М.: Медицина, 1983 г.] для иммобилизации и вытяжения конечности, травмированной на уровне бедра и/или голени, состоящая из двух раздвижных планок с упорами вверху в виде поперечных распорок, вставной планки-подстопника с петлей для вытяжения, соединяющей планки, при этом латеральную планку, диною в 171 мм, устанавливают по наружной боковой поверхности бедра с упором в подмышечную впадину, медиальную планку, диною в 146 мм, - по внутренней поверхности травмированной конечности с упором в паховую область.
Недостатками данной конструкции являются:
- создание травматического давления на паховую и подмышечную области при наложении шины и, особенно, при вытяжении конечности;
- трудоемкость наложения шины из-за фиксации бинтами;
- невозможность самостоятельного перемещения пострадавшего в шине из очага поражения или зоны ДТП.
Известна транспортная шина для нижних конечностей [авт. свид. SU №650621 A 61 F 5/04 от 19.09.77, опубл. в Бюл. №9 от 05.03.79], состоящая из раздвижной планки с ремнями крепления и пружинным фиксатором, располагаемой по задней поверхности поврежденной конечности, двух тазовых шарнирно соединенные между собой накладок с ремнями крепления, одна из которых неподвижно закреплена на планке, стоподержателя, установл
- возможность появления вторичного смещения отломков из-за неравномерного распределения нагрузки на конечности;
- формирование дисбаланса туловища из-за расположения тазовой опорой только с одной енного на планке шарнирно с возможностью проведения за него вытяжения.
Недостатками данной конструкции являются:
- невозможность правильной мобилизации конечности и фиксации в среднефизиологическом положении из-за отсутствия захвата трех суставов;
- возможность появления вторичного смещения отломков из-за неравномерного распределения нагрузки на конечности и формирование дисбаланса туловища;
- болезненность и травматичность вытяжения из-за расположения тазовой опорой только с одной стороны туловища;
- проблематичность самостоятельного перемещения пострадавшего после наложения шины из-за формирование дисбаланса туловища.
Наиболее близким по назначению и совокупности существенных признаков является транспортная шина для нижних конечностей [авт.
свид. SU №1237206 A 61 F 5/04 от 18.12.84, опубл. в бюл. №22 от 15.06.86], содержащая телескопически соединенное основание, образованное из латеральной планки, располагаемой по наружной боковой поверхности туловища с упором в подмышечную впадину, и медиальной планки, располагаемой по внутренней поверхности травмированной конечности, тазовую опору с ремнями крепления, установленную на оси между латеральной планкой и проксимальным концом медиальной планки, подстопник, установленный шарнирно на дистальном конце основания, ремни крепления и механизм вытяжения, раму с надколенными шарнирами в средней ее части, установленную с возможностью продольного перемещения по основанию, секционными ложементами бедра и голени с ремнями крепления, при этом планки основания выполнены фасонными с продольными прорезями и выдвигаемой поперечиной, установленной в продольных каналах.
Недостатками данной конструкции являются:
- возможность появления вторичного смещения отломков из-за неравномерного распределения нагрузки на конечности и формирование дисбаланса туловища;
- болезненность и травматичность вытяжения из-за расположения тазовой опорой только с одной стороны туловища;
- проблематичность самостоятельного перемещения пострадавшего после наложения шины из-за формирование дисбаланса туловища.
Задачи, решаемые изобретением:
- ликвидация дисбаланса туловища при наложении шины;
- разгрузка травмированной конечности.
Техический результат заключается в исключении вторичных смещений отломков травмированной конечности в шине. Это позволит минимизировать болезненность и травматичность вытяжения конечности. Пострадавший получает возможность самостоятельного перемещения после наложения шины.
Для выполнения поставленных задач в транспортно-лечебной шине для иммобилизации и вытяжения травмированных нижних конечностей, содержащей телескопически соединенное основание, образованное из латеральной планки, располагаемой по наружной боковой поверхности туловища с упором в подмышечную впадину, и медиальной планки, располагаемой по внутренней поверхности конечности, тазовую опору с ремнями крепления на уровне проксимального конца медиальной планки, подстопник на дистальном конце основания, механизм вытяжения, ложементы бедра и голени, ремни крепления, дополнительно на основании шарнирно установлена продольная планка с поперечиной на проксимальном конце, фиксирующая шину к передней поверхности туловища, тазовая опора выполнена в виде симметричной планки, закрепленной по середине к проксимальному концу медиальной планки, подстопник снабжен скобой и закреплен на одной из боковых поверхностей медиальной планки основания выше ее дистального конца. Механизм вытяжения может быть выполнен в виде вставок в планки основания из телескопических штанг с собачками. Симметричную планку тазовой опоры целесообразно выполнить V-образной формы, а ее концы расположить
под углом 45°-60° во фронтальной плоскости и/или под углом 35°-40°в сагиттальной плоскости к продольной оси медиальной планки. При этом, длина горизонтальной проекции планки тазовой опоры должна быть не менее 280-300 мм. Подстопник закреплен на 20-50 мм выше дистального конца медиальной планки. Продольная планка с поперечиной закреплена шарнирно на медиальной планке.
Предлагаемое устройство отличается от прототипа:
- наличием продольной планки с поперечиной на проксимальном конце, фиксирующей шину к передней поверхности туловища;
- формой выполнения тазовой опоры: в виде симметричной планки, закрепленной по середине к проксимальному концу медиальной планки, которую целесообразно выполнить V-образной формы, а ее концы расположить под углом 45°-60° во фронтальной плоскости и/или под углом 35°-40° в сагиттальной плоскости к продольной оси медиальной планки;
- формой выполнения и уровнем закрепления подстопника: снабжен скобой и закреплен на одной из боковых поверхностей медиальной планки основания выше ее дистального конца, например на 20-50 мм;
- наличием связи продольная планка и медиальной планке и т.д.
Улучшение качества и медико-технического уровня данной конструкции транспортно-лечебной шины обеспечивает за счет повышения ее установочной и эксплуатационной безопасности.
Повышение установочной безопасности шины достигается уменьшением риска вторичных смещений отломков при ее наложении за счет оптимизации зон приложения и увеличения площади установочных опор, снижения травматичности и болезненности наложения.
Повышение эксплуатационной безопасности шины обеспечивается уменьшением риска вторичных смещений отломков в шине за счет ликвидацией дисбаланса туловища, фактической разгрузкой травмированной конечности, снижением травматичности и болезненности вытяжения, появления возможности самостоятельного перемещения пострадавшего в шине.
Конструкция шины поясняется следующими схемами:
фиг.1 - шины в сборе (вид спереди);
фиг.2 - наложения шины на пострадавшего (вид сбоку).
Описание конструкции транспортно-лечебной шины (фиг.1, 2):
Основой шины является телескопически соединенное основание 1. Оно состоит из двух параллельных планок: латеральной 2 с верхним упором 14 и медиальной планки 3. На уровне проксимального конца 4 медиальной планки 3 посередине закреплена тазовая опора 5 с ремнями крепления 6. Тазовая опора 5 выполнена в виде симметричной планки V-образной формы. Ее концы 5 расположены под углом 45°-60° во фронтальной плоскости и/или под углом 35°-40° в сагиттальной плоскости к продольной оси медиальной планки 3 со стороны проксимального конца. Длина горизонтальной проекции планки тазовой опоры 5 составляет не менее 280-300 мм.
Подстопник 7 установлен на дистальном конце 8 основания 1. Он имеет скобу 15 и ремни крепления 6. Часто закреплен выше дистального конца 8 медиальной планки 3, например на 20-50 мм.
Шины снабжена механизмом вытяжения в виде вставок из телескопических штанг 9 с собачками 17 в планках 2 и 3 основания 1.
На основании 1 шарнирно установлена продольная планка 12 с поперечиной 13 на проксимальном конце. Возможен вариант крепления продольной планки 12 посредством шарниров 16 на медиальной планке 3.
Между латеральной планкой 2 и медиальной планкой 3 расположены ложементы бедра 10 и голени 11 с ремнями крепления 6.
Транспортно-лечебную шину используют следующим образом:
Пострадавшего с переломом костей одной или обоих нижних конечностей укладывают на Транспортно-лечебную шину. Для чего латеральную планку 2 располагают по наружной боковой поверхности туловища с установкой упора 14 в подмышечную впадину. Медиальную планку 3 располагают по внутренней поверхности конечности. Тазовую опору 5 подтягивают до упора в седалищную кость пострадавшего и фиксируют в этом положении к туловищу ремнями крепления 6. Надевают на стопу скобу 15 и устанавливают ее в стоподержатель 7, затем фиксируют ремнями 6. Подводят ложемент 10 под бедро, а ложемент 11 под голень конечности и фиксируют ремнями 6.
При помощи скобы 15 и телескопических штанг 9 во вставках латеральной 2 и медиальной 3 планок основания 1 производят вытяжение и, по возможности, репозицию травмированной конечности. Фиксируют травмированную конечность в положении вытяжения закрепляя собачками 17 установленную длину телескопических штанг 9.
При помощи шарнира 16 устанавливают продольную планку 12 с поперечиной 13 по передней поверхности туловища и фиксируют шину спереди.
Для установки шины на другую травмированную конечность достаточно переустановить стоподержатель 7 со скобой 15 на соответствующую боковую сторону медиальной планки 3.
Шина позволяет без травматичного давления на паховую и подмышечную области производить иммобилизацию и вытяжение травмированной конечности (фиг.2). Опора на подмышечный 14 и седалищный упоры 5 позволяют разгрузить травмированную конечность.
После наложения шины пострадавший, при необходимости, может самостоятельно перемещаться, используя для опоры выступающий кончик дистального конца 8 медиальной планки 3.
Медико-социальная эффективность заключается:
- в повышении качества оказания помощи на догоспитальном этапе пострадавшим с переломами нижних конечностей;
- в снижении риска осложнений и повторной травматизации пострадавших с переломами нижних конечностей.
1. Транспортно-лечебная шина, содержащая телескопически соединенное основание, образованное из латеральной планки, располагаемой по наружной боковой поверхности туловища с упором в подмышечную впадину, и медиальной планки, располагаемой по внутренней поверхности конечности, тазовую опору с ремнями крепления на уровне проксимального конца медиальной планки, подстопник на дистальном конце основания, механизм вытяжения, ложементы бедра и голени, ремни крепления, отличающаяся тем, что на основании шарнирно установлена продольная планка с поперечиной на проксимальном конце, фиксирующая шину к передней поверхности туловища, тазовая опора выполнена в виде симметричной планки, закреплена по середине к проксимальному концу медиальной планки основания, подстопник снабжен скобой и закреплен на одной из боковых поверхностей медиальной планки основания выше ее дистального конца.
2. Транспортно-лечебная шина по п.1, отличающаяся тем, что механизм вытяжения выполнен в виде вставок в планки основания из телескопических штанг с собачками.
3. Транспортно-лечебная шина по п.1, отличающаяся тем, что симметричная планка тазовой опоры выполнена V-образной формы.
4. Транспортно-лечебная шина по п.1 или 3, отличающаяся тем, что концы планки тазовой опоры расположены под углом 45-60° во фронтальной плоскости и/или под углом 35-40° в сагиттальной плоскости к продольной оси медиальной планки.
5. Транспортно-лечебная шина по п.1 или 3, отличающаяся тем, что длина горизонтальной проекции планки тазовой опоры не менее 280-300 мм.
6. Транспортно-лечебная шина по п.1, отличающаяся тем, что подстопник закреплен на 20-50 мм выше дистального конца медиальной планки.
7. Транспортно-лечебная шина по п.1, отличающаяся тем, что продольная планка с поперечиной закреплена шарнирно на медиальной планке.