Мобильный комплексный авиационный тренажер
Полезная модель относится к области авиационной техники, может найти применение при создании авиационных тренажеров, а именно, самолетных и вертолетных тренажеров для обучения, переподготовки и поддержания профессиональной готовности летного и технического составов.
Мобильный комплексный авиационный тренажер включает в себя два стандартных автоконтейнера - «кунга». В одном из автоконтейнеров размещен модуль тренажера, содержащий макет кабины летчика с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора и вычислительную управляющую систему. Во втором автоконтейнере - «кунге» установлен центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочие места оператора управления системами комплекса и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа. В этом «кунге» также размещены источники основного автономного и вторичного питания всего тренажерного комплекса, средства служебной и оперативной радиосвязи и устройство коммутации. Причем центральный пост контроля и управления выполнен с возможностью подключения к нему одновременно нескольких модулей авиационных тренажеров и обеспечения моделирования групповых действий летательных аппаратов (ЛА), т.е. можно моделировать полет авиационного звена, воздушный бой различных ЛА и др.
Техническое решение мобильного комплексного тренажера позволяет:
- довести средства обучения и тренажа до строевых частей по месту их дислокации;
- обеспечить комплексный подход к процессу поддержания высокой боевой готовности летного состава;
- задействовать в процессе тренажа основные службы обеспечения выполнения полетного задания;
- проводить отработку боевых действий ЛА.
С использованием материалов данной полезной модели были проведены исследования, которые показали, что предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить процесс обучения и тренажа в более широком диапазоне решаемых задач вне зависимости от места расположения комплекса и климатических условий.
Иллюстрации - 2 фигуры на 2 листах.
Полезная модель относится к области авиационной техники и может найти применение при создании авиационных тренажеров, а именно, самолетных и вертолетных тренажеров для обучения, переподготовки и поддержания профессиональной готовности летного и технического составов.
Известен «Тренажер летчика», содержащий кабину с креслом летчика, снабженную механизмом перемещения, имитаторы органов управления, модель динамики полета, имитаторы бортовых систем, блок управления, имитаторы приборов и внешней обстановки, выпуска шасси и установки их на замки выпущенного положения перед посадкой летательного аппарата (ЛА) [1].
Известен «Авиационный тренажер», содержащий кабину с органами управления и контроля, кинематически связанную с исполнительными приводами, входы которых соединены с выходами органов управления, вычислительную систему и имитаторы внешней обстановки, выпуска шасси и установки их на замки выпущенного положения перед посадкой ЛА [2].
Известен также мобильный «Авиационный тренажер» [3], содержащий макет кабины летчика с имитаторами приборной доски, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора и вычислительную управляющую систему. Все составные части тренажера установлены на единой платформе с роликовыми опорами, причем рабочее место инструктора, включающее в себя стол, монитор, органы управления, принтер и системный блок вычислителя, выполнено в виде модуля и размещено позади кабины летчика, а элементы вычислительной управляющей системы, объединенные в моноблок, установлены перед кабиной летчика, три монитора системы имитации визуальной обстановки установлены над приборной доской, элементы системы акустических шумов и речевого информатора размещены внутри
кабины летчика.
Наиболее близким к заявляемому «Мобильному комплексному авиационному тренажеру» по своей технической сущности и конструктивному решению является мобильный «Авиационный тренажер» [3], который выбран авторами в качестве прототипа.
Прототип, обладая высокой степенью мобильности, по своим функциональным возможностям не обеспечивает полного цикла обучения из-за отсутствия централизованного контроля и управления всеми системами тренажера, и, как следствие, имеет низкие дидактические (обучающие) возможности.
Целью данной полезной модели является расширение функциональных и обучающих возможностей авиационного тренажера.
Указанная цель достигается тем, что в мобильный авиационный тренажер, содержащий макет кабины летчика с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора и вычислительную управляющую систему, причем все составные части тренажера установлены в виде модуля на единой платформе, дополнительно введен центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочие места оператора управления системами комплекса и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа, источники основного автономного и вторичного питания, средства служебной и оперативной радиосвязи, устройство коммутации, содержащее систему сопряжения, вычислительную систему и органы управления работой устройства коммутации. При этом все составные части центрального поста контроля и управления электрически связаны между собой и конструктивно объединены в единую механическую внешне - защищенную мобильную конструкцию, выполненную отдельно от модуля тренажера и устанавливаемую для обеспечения мобильности в стандартный автоконтейнер типа «кунг».
Центральный пост контроля и управления выполнен с возможностью подключения к нему одновременно нескольких модулей авиационных тренажеров и
обеспечения моделирования групповых действий ЛА. Каждый модуль тренажера размещен в стандартном автоконтейнере - «кунге».
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежными материалами, где представлены:
- на фиг.1 - Внешний вид мобильного комплексного авиационного тренажера;
- на фиг.2 - Структурная схема соединений элементов тренажера.
Мобильный комплексный тренажер (рис.1, 2) содержит два стандартных контейнера - «кунга» 1 и 2. В автоконтейнере 1 размещен модуль тренажера, который включает в себя макет кабины летчика 3 с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов 4, рабочее место инструктора 5 и вычислительную управляющую систему 6.
В автоконтейнере - «кунге» 2 размещен центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочее место оператора управления системами комплекса 7, рабочее место инструктора управления выполнением полетного задания 8. На рабочих местах установлены соответствующие мониторы 9, 10 и 11, 12. Кроме этого в этом автоконтейнере установлены средства имитации служебной и оперативной радиосвязи 13, источники основного автономного и вторичного питания 14, устройство коммутации 15, содержащее систему сопряжения, вычислительную систему и органы управления работой устройства коммутации.
Автоконтейнеры - «кунги» соединены между собой электрическим кабелем 16.
Центральный пост контроля и управления, размещенный в автоконтейнере - «кунге 2», выполнен с возможностью подключения к нему одновременно нескольких модулей авиационных тренажеров, например, 17 и 18 (фиг.1), при этом может обеспечиваться моделирование групповых действий ЛА (полет авиационного звена, воздушный бой различных ЛА и др.).
Мобильный комплексный авиационный тренажер работает следующим образом.
Оператор, обеспечивающий управление системами всего комплекса, с рабочего места 7 включает источники основного автономного и вторичного питания 14, при этом запитываются все составные части центрального поста контроля и управления, размещенные в автоконтейнере 2, и модуля тренажера в автоконтейнере 1.
После этого инструктор с рабочего места 5 формирует (задает) программу и режим полета обучаемому, сидящему в кабине 3. Между обучаемым и инструкторами постоянно осуществляется связь с помощью средств имитаторов служебной и оперативной радиосвязи 13.
Представленное техническое решение полезной модели позволяет расширить функциональные и дидактические возможности мобильного авиационного тренажера:
- довести средства обучения до строевых частей вне зависимости от их места дислокации;
- обеспечить комплексный подход к процессу поддержания высокой боевой готовности и выучке летного состава;
- задействовать в процессе тренажа основные службы обеспечения выполнения полетного задания;
- обеспечить моделирование групповых действий ЛА (полет авиационного звена, воздушный бой различных ЛА и др.).
С использованием материалов данного предложения были проведены исследования, которые показали, что предлагаемая полезная модель позволяет обеспечить процесс обучения и тренажа в более широком диапазоне решаемых задач вне зависимости от места расположения комплекса и климатических условий. Кроме этого были проведены работы по созданию мобильного комплекса под задачи вертолета Ка-50.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР №906279 от 4.10.80, Кл. G 09 B 9/08. «Тренажер летчика».
2. Авторское свидетельство СССР №915624 от 13.07.79, Кл. G 09 В 9/08 «Авиационный тренажер».
3. Патент РФ на полезную модель №38247 от 6.01.04, Кл. G 09 В 9/08 «Авиационный тренажер».
1. Мобильный комплексный авиационный тренажер, содержащий макет кабины летчика с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора и вычислительную управляющую систему, причем все составные части тренажера установлены в виде модуля на единой платформе, отличающийся тем, что в него дополнительно введен центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочие места оператора управления системами комплекса и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа, источники основного автономного и вторичного питания, средства имитации служебной и оперативной радиосвязи, устройство коммутации, содержащие систему сопряжения, вычислительную систему и органы управления работой устройством коммутации, при этом все составные части центрального поста контроля и управления электрически связаны между собой и конструктивно объединены в единую механическую внешне защищенную мобильную конструкцию, выполненную отдельно от модуля тренажера, в виде стандартного автоконтейнера - «кунга», кроме этого, центральный пост контроля и управления выполнен с возможностью подключения к нему одновременно нескольких модулей авиационных тренажеров и обеспечения моделирования групповых действий летательных аппаратов.
2. Мобильный комплексный авиационный тренажер по п.1, отличающийся тем, что каждый модуль тренажера размещен в стандартном автоконтейнере - «кунге».