Задвижка (варианты)

 

Полезная модель относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве запирающего устройства на трубопроводах и на каналах скважин, транспортирующих нефть или техническую воду. Полезная модель направлена на повышение удобства эксплуатации задвижки и на уменьшение времени, необходимого на технологические операции. Задвижка содержит корпус, состоящий из двух полукорпусов с патрубками, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер с зубчатым венцом. На концах патрубков выполнена коническая резьба. Концы патрубков на внутренней поверхности снабжены фасками. В шибере выполнен секторный вырез с внешним зубчатым венцом, вал-шестерня установлен в секторном вырезе и соединен с внешним зубчатым венцом. Внешний зубчатый венец выполнен съемным и установлен в выемках секторного выреза.

Полезная модель относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве запирающего устройства на трубопроводах, транспортирующих нефть или техническую воду, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин при промышленной добыче нефти.

Известна задвижка по патенту US 5284320, корпус которой состоит из полукорпусов, а патрубки снабжены внутренней и внешней резьбой для установки в линию. Ее недостатком является сложная конструкция и низкая технологичность изготовления.

Известна задвижка по патенту RU 2219403, содержащая корпус с наружными и внутренними фланцами, между которыми установлены распорное кольцо, шибер, приводной механизм, выполненный в виде зубчатого сегмента, размещенного на периферии шибера. Поворот шибера осуществляется за несколько поворотов шестерни приводного механизма. Ее недостатком являются большие габариты и металлоемкость, низкая технологичность изготовления.

Известна задвижка по патенту RU 2286499, выбранная в качестве прототипа для первого и второго вариантов полезной модели, содержащая корпус, состоящий из двух соединенных между собой полукорпусов, между которыми закреплено промежуточное кольцо, в полости которого с возможностью поворота в своей плоскости размещен шибер, зубчатый венец взаимодействующий с приводным валом, установлен в полости, образованной шибером, промежуточным кольцом и полукорпусами. Поворот шибера осуществляется за несколько поворотов шестерни приводного механизма.

Полезная модель направлена на повышение удобства эксплуатации задвижки и на уменьшение времени, необходимого на технологические операции. Дополнительным техническим результатом по первому варианту является повышение технологичности изготовления. Дополнительным техническим результатом по второму варианту является уменьшение габаритов задвижки.

Технический результат достигается в задвижке по первому варианту, содержащей корпус, состоящий из двух полукорпусов с патрубками, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер с зубчатым

венцом, при этом, на концах патрубков выполнена коническая резьба. Концы патрубков на внутренней поверхности снабжены фасками.

Технический результат достигается в задвижке по второму варианту, содержащей корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер с секторным вырезом, с выполненным в нем внешним зубчатым венцом, вал-шестерня установлен в секторном вырезе и соединен с внешним зубчатым венцом. Внешний зубчатый венец выполнен съемным и установлен в выемках секторного выреза.

Полезная модель поясняется чертежами:

фиг.1 - задвижка с быстросъемными соединениями;

фиг.2 - шибер с зубчатым венцом.

Задвижка, по первому и второму вариантам, содержит корпус (фиг.1), состоящий из двух полукорпусов 1 с патрубками 2, разделенных распорным кольцом 3, между полукорпусами 1 с возможностью поворота вокруг своей оси 4 размещен шибер 5 с секторным вырезом 6.

В секторном вырезе 6 (фиг.2) выполнен внешний зубчатый венец 7, соединенный с валом-шестерней 8, установленном в секторном вырезе 6. Для повышения технологичности изготовления и повышения ремонтопригодности задвижки, внешний зубчатый венец 7 может быть выполнен съемным. При этом, он установлен в выемках 9 секторного выреза 6.

На концах патрубков 2 выполнена коническая резьба 10 для соединения с гайкой 11 быстросъемного соединения. Для уменьшения сопротивления потоку жидкости, концы патрубков 2 на внутренней поверхности снабжены фасками 12.

Задвижка работает следующим образом

Установка задвижки в линию осуществляется при помощи быстросъемных соединений. Для этого на коническую резьбу 10 предварительно устанавливаются гайки 11 быстросъемного соединения (позиция не показана). Использование конической резьбы обусловлено тем, что такая резьба является самоуплотняющейся и в процессе работы не происходит нарушения герметичности соединения. Использование быстросъемных соединений

позволяет упростить монтаж задвижки. При этом, сокращается время установки. При необходимости установки задвижки на трубопровод с фланцем, гайка 11 быстросъемного соединения может быть заменена на съемный фланец, с выполненной в нем резьбой.

Изготовление безфланцевых патрубков повышает технологичность изготовления полукорпусов.

При повороте вала-шестерни 8 происходит открытие и закрытие задвижки. Выполнение внешнего зубчатого венца 7 малого радиуса, выполненного за счет его установки в секторном вырезе 6, позволяет увеличить передаточное число приводного механизма. При этом, происходит быстрое открытие и закрытие задвижки за неполный поворот вала-шестерни 8. Например, при использовании ключа (не показан), соединенного с валом-шестерней, открытие и закрытие задвижки осуществляется без перекладывания ключа, за один свободный ход, ограниченный патрубком 1 задвижки.

Внешний зубчатый венец 7 установлен в выемках 9 свободно, с люфтом, предотвращающим заклинивание вала-шестерни при малых смещениях шибера 5, что уменьшает износ зубчатой передачи.

Использование внешнего зубчатого венца 7, установленного в секторном вырезе 6 позволяет уменьшить габариты задвижки, поскольку вал-шестерня 8, оказывается смещенной к оси 4 шибера, при этом, с внешней стороны от вала-шестерни (относительно оси 4) находятся достаточно толстые стенки полукорпусов 1.

Таким образом, в описанных вариантах задвижки повышается удобство в ее эксплуатации, сокращается время, необходимое на технологические операции.

1. Задвижка, содержащая корпус, состоящий из двух полукорпусов с патрубками, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер с зубчатым венцом, при этом на концах патрубков выполнена коническая резьба.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что концы патрубков на внутренней поверхности снабжены фасками.

3. Задвижка, содержащая корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер с секторным вырезом, с выполненным в нем внешним зубчатым венцом, вал-шестерня установлен в секторном вырезе и соединен с внешним зубчатым венцом.

4. Задвижка по п.3, отличающаяся тем, что внешний зубчатый венец выполнен съемным и установлен в выемках секторного выреза.



 

Наверх