Коробка реверса снегохода

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к коробке реверса снегохода. Задачей полезной модели является уменьшение габаритов коробки с одновременным повышением ее надежности. Коробка реверса снегохода, содержащая корпус, в котором установлены параллельно друг другу приводной вал трансмиссии, введущий вал гусеницы и два промежуточных вала, при этом каждый вал снабжен шестерней. На первом промежуточном валу и на ведущем валу гусеницы закреплены дополнительные шестерни, при этом одна из шестерен ведущего вала установлена с возможностью продольного перемещения по валу и зацепления при заднем ходе с шестерней второго промежуточного вала, а при переднем ходе - с возможностью сцепления со второй шестерней приводного вала, установленной на нем свободно.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к коробке реверса снегохода.

Известна коробка реверса, предназначенная для передачи крутящего момента от приводного вала трансмиссии к ведущему валу гусеницы снегохода. Коробка содержит корпус с размещенными в нем приводным валом трансмиссии, промежуточной осью ведущего вала гусеницы с приводными звездочками натяжителя цепи и зубчатой цепи (Снегоход "Рысь", Руководство по эксплуатации 119.00.000.000 РЭ, ОАО "УМПО", 2003 г., с.30-31).

Недостатком известной коробки является ненадежность ее работы из-за частого разрыва цепи и износа натяжителя цепи, возникающих вследствии нарушения параллельности приводных валов в процессе работы снегохода.

Наиболее близкой предлагаемой по технической сущности является коробка реверса, содержащая шестерни, установленные в одной плоскости на параллельных входном, выходном и трех промежуточных валах. Направление вращения ведомого вала изменяется при повороте рукоятки, с которой связаны ведомый и промежуточные валы (С.Н.Кожевников, Я.И.Есипенко, Я.М.Раскин, Механизмы. Справочное пособие, М., Машиностроение, 1976 г., с.570-571)

Недостатком этого устройства является расположение всех осей в одной плоскости, что затрудняет ее использование в конструкции снегохода, так как влияет на увеличение его габаритов, к соблюдению которых предъявляются жесткие требования. Кроме того, при переключении с режима на режим не обеспечивается жесткая фиксация валов шестерен в пределах расчетной величины межосевого расстояния.

Невозможность фиксирования межосевого расстояния при эксплуатации известной коробки реверса в диапазоне интенсивных нагрузок приводит к частым поломкам, что снижает ее надежность.

Задачей полезной модели является уменьшение габаритов коробки с одновременным повышением ее надежности.

Поставленная задача достигается тем, что в коробке реверса снегохода, содержащей корпус, в котором установлены параллельно друг другу приводной вал трансмиссии, ведущий вал гусеницы и два промежуточных вала, при этом каждый вал снабжен шестерней, на первом промежуточном валу и на ведущем валу гусеницы закреплены дополнительные шестерни, при этом одна из шестерен ведущего вала установлена с возможностью продольного перемещения по валу и зацепления при заднем ходе с шестерней второго промежуточного вала, а при переднем ходе - с возможностью блокирования второй шестерни приводного вала, установленной на нем свободно.

Установка дополнительных шестерен на первом промежуточном валу и на ведущем валу гусеницы, и обеспечение возможности зацепления шестерен друг с другом в зависимости от переднего или заднего хода позволяет обеспечить компактность коробки и уменьшить габариты снегохода за счет того, что блоки зубчатых колес на первом промежуточном валу и на ведущем валу гусеницы соосны друг другу. При этом возрастает надежность коробки реверса, так как при расчетном межосевом расстоянии обеспечивается четкое расчетное обкатывание шестерен по эвольвенте, что исключает возможность их смещения относительно друг друга.

На фиг.1 изображена кинематическая схема коробки реверса при переднем ходе; на фиг.2 - то же при заднем ходе.

Предлагаемая коробка реверса содержит корпус, в опорах которого (не показаны) расположены приводной вал трансмиссии 1, ведущий вал

гусеницы 2 и промежуточные 3 и 4 валы, установленные параллельно друг другу. На приводном валу 1 закреплена шестерня 5. На ведущем валу гусеницы шестерня 6 установлена свободно, т.е. не связана с валом кинематически жестко, а шестерня 7 закреплена на валу с возможностью продольного перемещения по валу. На промежуточном валу 3 закреплены шестерня 8, зацепленная с шестерней 6, и шестерня 9, зацепленная с шестерней 10 второго промежуточного вала 4.

Коробка реверса работает следующим образом.

Передний ход

Для осуществления переднего хода блокируют шестерню 6 с шестерней 7.

Крутящий момент от приводного вала 1 передается шестерней 5 на промежуточный вал 3, а затем через шестерни 8, 6, 7 ведущему валу гусеницы 2, который вращается в том же направлении, что и вал 1.

Задний ход

Для осуществления заднего хода шестерни 6 и 7 освобождают от блокировки и шестерню 7 зацепляют с шестерней 10.

Крутящий момент от приводного вала 1 передается шестерней 8 на промежуточный вал 3, а шестернями 9 и 10 - на промежуточный вал 4 и далее шестерней 7 ведущему валу гусеницы 2, который вращается в направлении, противоположном вращению приводного вала 1.

Таким образом, предлагаемое техническое решение коробки реверса снегохода по сравнению с прототипом позволит обеспечить компактность коробки и уменьшить габариты снегохода, а также повысить надежность конструкции.

Коробка реверса снегохода, содержащая корпус, в котором установлены параллельно друг другу приводной вал трансмиссии, ведущий вал гусеницы и два промежуточных вала, при этом каждый вал снабжен шестерней, отличающаяся тем, что на первом промежуточном валу и на ведущем валу гусеницы закреплены дополнительные шестерни, при этом одна из шестерен ведущего вала установлена с возможностью продольного перемещения по валу и зацепления при заднем ходе с шестерней второго промежуточного вала, а при переднем ходе - с возможностью блокирования второй шестерни приводного вала, установленной на нем свободно.



 

Похожие патенты:
Наверх