Опора качения

 

Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для повышения долговечности подшипниковых опор. Сущность полезной модели наличие независимых механизмов нагружения, позволяющих обеспечить оптимальную величину предварительного натяга и возможность его регулирования индивидуально для каждого из подшипников при их износе, что гарантирует точность, жесткость и долговечность опоры качения в процессе эксплуатации.

Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для повышения долговечности подшипниковых опор.

Известна опора качения, состоящая из подшипников, установленных на валу, между которыми вставлены проставочные кольца для создания предварительного натяга («Справочник. Инженерный журнал», 2004 г., №9, рис.5а, б, стр.24). Недостатком такой опоры являются необходимость точного измерения колец подшипников и тщательная пригонка проставочных колец. При износе подшипников в процессе работы увеличивается осевая игра, для компенсации которой требуется разборка опоры с последующим измерением колец подшипников и подбором проставочных колец.

Наиболее близким аналогом предполагаемой полезной модели является опора качения, содержащая подшипники, установленные на валу, между которыми расположено устройство осевого натяга, состоящее из пружины и упорной шайбы, и дополнительное устройство осевого натяга в виде втулки с размещенными в ней пружинами и поджимной шайбой с винтом (см. патент РФ 2006698 МКИ F 16 С 25/06). Недостатком известной конструкции является взаимозависимость устройств натяга, то есть при изменении усилия натяга дополнительным устройством изменяется натяг устройства, находящегося между подшипниками. Ввиду того, что подшипники имеют разную величину осевой игры, деформируются и изнашиваются в процессе работы изделия неодинаково, необходимы индивидуальные подбор величины предварительного натяга каждого подшипника и регулировка натяга в процессе эксплуатации. В известной опоре качения индивидуальная регулировка невозможна.

Целью предполагаемой полезной модели является устранение указанного недостатка.

Сущность полезной модели состоит в том, что на наружное кольцо первого подшипника надета втулка, на которую надет стакан с двумя полостями, разделенными перемычкой, при этом в полости между подшипниками установлена распорная втулка с возможностью контактирования с первым подшипником, а между дном перемычки и вторым подшипником установлена поджимная шайба, имеющая возможность контактирования с последним, при этом в стенке полости стакана нарезана резьба, в которую ввинчена гайка, в перемычке стакана выполнены сквозные гладкие отверстия, в которые вставлены толкатели для взаимодействия со втулкой и гайкой и сквозное резьбовое отверстие, в которое ввинчен болт для взаимодействия с поджимной шайбой.

Наличие независимых механизмов нагружения, позволяющих обеспечить оптимальную величину предварительного натяга и возможность его регулирования индивидуально для каждого из подшипников при их износе, что гарантирует точность, жесткость и долговечность опоры качения в процессе эксплуатации.

Технический результат выражается в повышении долговечности опоры качения в процессе эксплуатации.

На фиг.1 представлена предлагаемая опора качения.

Опора качения содержит подшипники 1 и 2, жестко закрепленные на валу 3 и зафиксированные от перемещения втулкой 4 и стопорным кольцом 5. На наружное кольцо подшипника 1 надета втулка 6. На втулку 6 и подшипник 1 надет стакан 7 с двумя полостями 8 и 9, разделенными перемычкой. В полости 8 между подшипниками 1 и 2 установлена распорная втулка 10 с возможностью контактирования с подшипником 1, а между дном перемычки и подшипником 2 - поджимная шайба 11, имеющая возможность контактирования с последним. В стенке полости 9 стакана 7 нарезана резьба, в которую ввинчена гайка 12. В перемычке стакана 7 выполнены сквозные гладкие отверстия, в которые вставлены толкатели 13 для взаимодействия со втулкой 10 и

гайкой 12 и сквозное резьбовое отверстие, в которое ввинчен болт 14 для взаимодействия с поджимной шайбой 11.

Опора качения работает следующим образом. Вал 3 с собранной опорой качения вставляют в корпус 15. Стакан 7 стопорят от поворота винтом 16, а от осевого смещения - крышкой 17, и производят раздельно регулировку величины натяга подшипников 1 и 2. Ввинчивают гайку 12, которая торцовой поверхностью давит на толкатели 13. Толкатели 13 взаимодействуют с торцом распорной втулки 10, последняя движется вдоль оси стакана 7 и смещает наружное кольцо подшипника 1, вследствие чего создается осевой натяг подшипника 1. Ввинчивают болт 14, торец резьбовой части болта 14 перемещает поджимную шайбу 11, которая воздействует на наружное кольцо подшипника 2, перемещает его в осевом направлении и создает натяг в подшипнике 2.

Воздействие на устройства натяга можно осуществлять как вручную, так и посредством различных электромеханических систем автоматического регулирования по любому заданному алгоритму.

Опора качения, содержащая подшипники и устройства осевого натяга, воздействующие на наружные обоймы подшипников, отличающаяся тем, что на наружное кольцо первого подшипника надета втулка, на которую надет стакан с двумя полостями, разделенными перемычкой, при этом в полости между подшипниками установлена распорная втулка с возможностью контактирования с первым подшипником, а между дном перемычки и вторым подшипником установлена поджимная шайба, имеющая возможность контактирования с последним, при этом в стенке полости стакана нарезана резьба, в которую ввинчена гайка, в перемычке стакана выполнены сквозные гладкие отверстия, в которые вставлены толкатели для взаимодействия со втулкой и гайкой и сквозное резьбовое отверстие, в которое ввинчен болт для взаимодействия с поджимной шайбой.



 

Наверх