Дно бачка радиатора
Устройство относится к машиностроению и может быть использовано в радиаторах систем охлаждения транспортных средств. Дно бачка радиатора, имеет отверстия для теплообменных труб с отбортовками, резиновое или иное аналогичное покрытие на внутренней поверхности, при этом отбортовки отверстий для теплообменных труб также имеют резиновое или аналогичное покрытие с внешней стороны дна бачка радиатора.
Наличие на дне бачка радиатора покрытия значительно повышает надежность радиатора, а также оптимизирует и упрощает технологическую сборку. 2 илл.
Устройство относится к машиностроению и может быть использовано в радиаторах систем охлаждения транспортных средств.
Известен радиатор, содержащий фигурные резиновые прокладки, надеваемые на концы труб и уплотнительные пластины с отверстиями для концов труб, прижимающие концы прокладок к трубным коробкам [1].
Известен радиатор транспортного средства, содержащий между сборными коллекторами и коллекторами секций прокладки с упругими втулками [2]. Однако в процессе эксплуатации радиатора, например, при закачке тосола, возможно «вспучивание» резиновой прокладки, что ведет к образованию течи и браку изделия в целом. Кроме того,
установка резиновой прокладки требует точности в технологическом процессе, поскольку ее смещение относительно крышки коллектора приводит к браку радиатора, проявляющемуся на стадии эксплуатации радиатора потребителем.
Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому эффекту является радиатор, содержащий коллектор, установленную в нем трубную доску, в отверстиях которой установлены через уплотнительную прокладку свободные концы теплообменных труб, подпружиненную опорную плиту, имеющую отверстия под теплообменные трубы, при этом уплотнительная прокладка расположена между этой плитой и трубной доской [3]. Использование подпружиненной опорной плиты способствует усилению стойкости резиновой прокладки к тяжелым условиям эксплуатации, что повышает надежность уплотнения и увеличивает ресурс работы радиатора. Однако недостатком данного устройства является усложнение конструкции радиатора дополнительными деталями, что усложняет технологическую сборку изделия и приводит его к удорожанию.
Задачей предлагаемого технического решения является повышение надежности радиатора, а также оптимизация и упрощение технологической сборки.
Поставленная задача решается за счет того, что дно бачка радиатора, содержащее отверстия с отбортовками для
теплообменных труб имеет на внутренней поверхности, поверхности отбортовки, торцевой и частично внешней поверхности резиновое покрытие.
Наличие резинового покрытия на внутренней стороне дна бачка радиатора и на отбортовках отверстий для теплообменных труб приводит к оптимизации технологии сборки, поскольку нет необходимости в дополнительных действиях, связанных с установкой резиновой прокладки на дне бачка радиатора. В отличие от резиновой прокладки покрытие не может иметь смещения относительно дна бачка, поскольку представляет собой единое целое с ней. Это обеспечивает герметичное сопряжение дна бачка радиатора и теплообменных труб, исключает нарушение герметичности радиатора в целом и, следовательно, повышает его эксплутационную надежность и уменьшает количество брака при сборке радиатора, а также при испытаниях и заполнении радиатора тосолом с использованием вакуума.
Дно бачка радиатора иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлен вид сверху дна бачка радиатора, на фиг.2 представлен вид дна бачка радиатора в разрезе.
Дно бачка радиатора имеет отверстия для теплообменных труб 1 (фиг.1) с отбортовками 2 (фиг.2), резиновое 3, при этом отбортовки 2 отверстий для теплообменных труб 1 также имеют резиновое покрытие 3 с внешней стороны дна бачка радиатора.
Сборка дна бачка радиатора с сердцевиной радиатора и бачком радиатора осуществляется следующим образом. Сначала производят подсборку дна бачка радиатора с сердцевиной радиатора методом запрессовки его на теплообменные трубки в стенде, затем производят закрепление и создание герметичного сопряжения подсобранного дна бачка радиатора с помощью раздачи концов теплообменных трубок в гидравлическом прессе, после чего устанавливают и герметично соединяют бачок радиатора с дном бачка радиатора завальцовкой его лепестков на гидравлическом прессе.
Источники информации:
1. Патент РФ №2053479, (Лахно В.А, Куликов Ю.А.), 16.03.1992 г., «Радиатор».
2. Авторское свидетельство СССР №1243968 (Логозинский А.Н., Ренов В.А.), 21.01.85 г., «Радиатор транспортного средства».
3. Авторское свидетельство СССР №1562661 (Дьяков И.И., Слыш В.М., Дискин М.Е., Пышкин Б.Е.), 15.06.1988 г., «Радиатор».
Дно бачка радиатора, содержащее отверстия с отбортовками для теплообменных труб, отличающееся тем, что его внутренняя поверхность, поверхность отбортовки, торцевая и частично внешняя поверхности имеют резиновое покрытие.