Шагающее внедорожное транспортное средство

 

Полезная модель направлена на повышение плавности хода шагающего внедорожного транспортного средства за счет снижение вертикальных колебаний его корпуса и на повышение надежности конструкции стабилизатора движения (стабилизатора горизонтального положения корпуса). Указанный технический результат достигается тем, что шагающее внедорожное транспортное средство содержит корпус, подвижно соединенный с параллельно установленными центральной и двумя боковыми опорными лыжами, палубы которых в хвостовой части оснащены задними прямолинейными направляющими, на которые через задние катки оперт корпус, а их носовые части оснащены передними овальными направляющими с помещенными в них передними катками, связанными с приводом перемещения, смонтированным на поворотной в шарнирах корпуса раме привода, на другом конце которой шарнирно подвешены звенья стабилизатора движения, на которых установлены нажимные ролики, контактирующие по дорожкам контакта с передним и задним упорами, закрепленными на центральной опорной лыже, а в нижней части каждого звена стабилизатора движения установлен опорный ролик, на который оперта горизонтальная направляющая передней части корпуса, и отличается тем, что звенья стабилизатора движения соединены между собой поперечными балками в виде единой рамы стабилизатора движения, вертикально подвешенной на проушинах к раме привода между передними овальными направляющими центральной опорной лыжи, при этом нажимные ролики установлены консольно снаружи на звеньях рамы стабилизатора, а опорный ролик смонтирован на ее нижней поперечной балке между звеньев. 3 илл.

Полезная модель относится к транспортным средствам с шагающим движителем для передвижения как по твердым грунтам с неровностями, так и по болотам.

Известно шагающее внедорожное транспортное средство, содержащее корпус, подвижно соединенный с параллельно установленными центральной и двумя боковыми опорными лыжами. На палубе каждой боковой опорной лыжи в ее хвостовой части установлена задняя прямолинейная направляющая. На палубе центральной опорной лыжи в ее хвостовой части напротив друг друга установлены две задние прямолинейные направляющие. На задние прямолинейные направляющие центральной и боковых опорных лыж через задние катки оперт корпус. На палубе каждой боковой опорной лыжи в ее носовой части установлена передняя овальная направляющая. На палубе центральной опорной лыжи в ее носовой части напротив друг друга установлены две передние овальные направляющие. В передние овальные направляющие центральной и боковых опорных лыж помещены передние катки корпуса, оснащенные приводом перемещения, смонтированным на поворотной в шарнирах корпуса раме. На переднем конце поворотной рамы шарнирно подвешены звенья стабилизатора движения (стабилизатора горизонтального положения корпуса). На каждом звене стабилизатора движения установлен нажимной ролик, контактирующий по дорожкам контакта с передним и задним упорами, закрепленными на центральной опорной лыже. При этом в нижней части звеньев закреплен опорный ролик, ось которого смещена вниз (свидетельство на полезную модель №16125, МПК7 В 62 D 57/02, 2000 г.)

Недостатками известной конструкции являются повышенные вертикальные колебания корпуса при шагании, возникающие из-за отсутствия жесткой связи между разъединенными звеньями стабилизатора движения. В связи с чем также снижается надежность конструкции

стабилизатора движения, что приводит к его преждевременному выходу из строя.

В основу полезной модели шагающего внедорожного транспортного средства положены задачи повышения его плавности хода за счет снижения вертикальных колебаний корпуса и повышение надежности конструкции стабилизатора движения.

Этот технический результат достигается тем, что в шагающем внедорожном транспортном средстве, содержащем корпус, подвижно соединенный с параллельно установленными центральной и двумя боковыми опорными лыжами, палубы которых в хвостовой части оснащены задними прямолинейными направляющими, на которые через задние катки оперт корпус, а их носовые части оснащены передними овальными направляющими с помещенными в них передними катками, связанными с приводом перемещения, смонтированным на поворотной в шарнирах корпуса раме привода, на другом конце которой шарнирно подвешены звенья стабилизатора движения, на которых установлены нажимные ролики, контактирующие по дорожкам контакта с передним и задним упорами, закрепленными на центральной опорной лыже, а в нижней части каждого звена стабилизатора движения установлен опорный ролик, на который оперта горизонтальная направляющая передней части корпуса, согласно полезной модели звенья стабилизатора движения соединены между собой поперечными балками в виде единой рамы стабилизатора движения, вертикально подвешенной на проушинах к раме привода между передними овальными направляющими центральной опорной лыжи, при этом нажимные ролики установлены консольно снаружи на звеньях рамы стабилизатора, а опорный ролик смонтирован на ее нижней поперечной балке между щек на ее нижней балке.

Полезная модель поясняется следующими чертежами, где:

на фиг.1 показан вид спереди на шагающее внедорожное транспортное средство, у которого боковые опорные лыжи приподняты над

поверхностью грунта, а центральная опорная лыжа установлена на поверхности грунта и на нее оперт корпус;

на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1 (вид сбоку на шагающее внедорожное транспортное средство, у которого левая опорная лыжа условно не показана, а рама стабилизатора движения находится в нерабочем вертикальном положении);

на фиг.3 - вид сбоку на шагающее внедорожное транспортное средство без левой опорной лыжи, причем стабилизатор движения показан в рабочем положении, при котором его рама находится в наклонном положении, а нажимные ролики взаимодействуют с передними упорами).

Шагающее внедорожное транспортное средство содержит корпус 1 (фиг.1, 2), установленный на двух параллельно расположенных боковых опорных лыжах 2 и смещенной на 180° в приводе перемещения центральной опорной лыже 3. На каждой опорной лыже 2, 3 смонтированы передние овальные направляющие 4 и задние прямолинейные направляющие 5. В хвостовой части транспортного средства его корпус 1 через задние катки 6 оперт на задние направляющие 5. В передней части корпус 1 через горизонтальную направляющую 7, опорный ролик 8, раму стабилизатора движения 9, раму привода 10 и передние катки 11 оперт на передние направляющие 4. Рама привода 10 связана с корпусом 1 через шарниры 12 и сопряжена с ним посредством приводных валов 13 и цевочных зацеплений 14. На поперечной балке рамы привода 10 на проушинах 15 подвешена рама стабилизатора движения 9, состоящая из двух вертикально установленных звеньев 16, соединенных поперечными балками 17. На звеньях 16 рамы стабилизатора движения 9 снаружи консольно установлены нажимные ролики 18. На каждой направляющей 4 центральной опорной лыжи 3 установлены передние 19 и задние 20 упоры. Опорный ролик 8 смонтирован на нижней поперечной балке 17 рамы стабилизатора движения 9 в ее средней

части. На опорный ролик 8 оперта горизонтальная направляющая 7 корпуса 1.

Устройство работает следующим образом. В процессе передвижения шагающего внедорожного транспортного средства перемещение его боковых и центральной опорных лыж 2, 3 осуществляется через приводные валы 13 и цевочные зацепления 14. Приводные валы 13 и цевочные зацепления 14 передвигают носовые части опорных лыж 2, 3 на передних катках 11 по овальным траекториям передних направляющих 4. В тоже время хвостовые части опорных лыж 2, 3 перемещаются на задних катках 6 по прямолинейным траекториям задних направляющих 5.

Рассмотрим передвижение корпуса 1 с рамой привода 10 на передних катках 11, например, по верхним ручьям передних направляющих 4 центральной опорной лыжи 3. Конец прямолинейного участка верхнего ручья соответствует окончанию прямолинейного перемещения корпуса 1 по опорной лыже 3 (фиг.3). В конце прямолинейного участка верхнего ручья каждый нажимной ролик 18 рамы стабилизатора движения 9 упирается в установленный напротив него передний упор 19. Далее, по мере передвижения корпуса 1 вперед, нажимной ролик 18 перекатывается по дорожке контакта переднего упора 19. При этом передний упор 19 отклоняет раму стабилизатора движения 9 вместе со звеньями 16, поперечными балками 17 и опорным роликом 8 против часовой стрелке. При этом опорный ролик 8 через горизонтальную направляющую 7 удерживает корпус 1 на постоянной высоте «Н» относительно палубы опорной лыжи 3, а также на постоянной высоте «H 1» относительно опорной поверхности. В процессе дальнейшего переноса лыж 2,3 при шагании транспортного средства работает задний упор 20, который входит в контакт с нажимным роликом 18 и поворачивает раму стабилизатора движения 9 вместе со звеньями 16 и поперечными балками 17, но уже в противоположную сторону. При этом опорный ролик 8 вновь воздействует на направляющую 7 корпуса 1, удерживая его на постоянной высоте «Н» относительно палубы лыжи 3 и на

постоянной высоте «H 1» относительно опорной поверхности. Таким образом, при шагании транспортного средства вертикальные колебания корпуса 1 не происходят.

Проведенные испытания экспериментального образца стабилизатора движения, имеющего единую рамную конструкцию, выполненную в соответствии с полезной моделью и установленного на шагающем вездеходе, показали, что по сравнению с прототипом, вертикальные колебания корпуса транспортного средства снизились на 20%, а жесткость и надежность конструкции стабилизатора движения существенно возросли.

Рабочий проект шагающего внедорожного транспортного средства, в котором воплощены технические решения, отраженные в данной полезной модели, разработан в ЗАО «ТЭМЗ» по чертежам авторов заявки. В настоящее время в ЗАО «ТЭМЗ» завершается изготовление такого транспортного средства по заказу экологической организации Западной Сибири.

Шагающее внедорожное транспортное средство, содержащее корпус, подвижно соединенный с параллельно установленными центральной и двумя боковыми опорными лыжами, палубы которых в хвостовой части оснащены задними прямолинейными направляющими, на которые через задние катки оперт корпус, а их носовые части оснащены передними овальными направляющими с помещенными в них передними катками, связанными с приводом перемещения, смонтированным на поворотной в шарнирах корпуса раме привода, на другом конце которой шарнирно подвешены звенья стабилизатора движения, на которых установлены нажимные ролики, контактирующие по дорожкам контакта с передним и задним упорами, закрепленными на центральной опорной лыже, а в нижней части каждого звена стабилизатора движения установлен опорный ролик, на который оперта горизонтальная направляющая передней части корпуса, отличающееся тем, что звенья стабилизатора движения соединены между собой поперечными балками в виде единой рамы стабилизатора движения, вертикально подвешенной на проушинах к раме привода между передними овальными направляющими центральной опорной лыжи, при этом нажимные ролики установлены консольно снаружи на звеньях рамы стабилизатора, а опорный ролик смонтирован на ее нижней поперечной балке между звеньев.



 

Похожие патенты:
Наверх