Устройство для контроля работы сигнальных ламп задних габаритов транспортного средства

 

Целью данной полезной модели является повышение безопасности дорожного движения. Предполагается устройство, состоящее из источника питания 1, контакта 2 ключа зажигания, выключателя 3 внешнего освещения, электромагнитных реле 4 и 5, сигнальных ламп задних габаритов 6 и 7, развязывающих диодов 8 и 9, контрольных ламп 10 и 11, нормально замкнутых контактов 12 и 13, реле блокировки 14, нормально замкнутого контакта 15. Данное устройство позволяет повысить безопасность дорожного движения посредством повышения информированности водителей о состоянии электрической схемы сигнализации о состоянии ламп задних габаритов при движении в ночное время суток.

Полезная модель относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом автомобилей, а именно к устройствам световой сигнализации. Устройство необходимо для информации водителя транспортного средства (автомобиля) об исправности и работе сигнальных ламп задних габаритов, своим функционированием участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

Известно устройство для контроля работы сигнальных ламп торможения [1], содержащее источник питания, электромагнитное реле, обмотки которого включены последовательно с сигнальными лампами, подключенными к источнику питания через выключатель торможения, и контрольную лампу, подключенную к источнику питания через контакт электромагнитного реле.

Недостатком устройства является то, что оно не информирует водителя о нормальной работе сигнальных ламп, не реагирует на неисправность одновременно всех сигнальных ламп, а для проверки исправности сигнальных ламп требуется замыкание выключателя торможения - нажатие педали тормоза.

Известно также устройство для контроля работы сигнальных ламп задних габаритов [2], содержащее источник питания, электромагнитное реле, обмотки которого включены через отдельный выключатель последовательно с сигнальными лампами, подключенными к источнику питания через выключатель внешнего освещения транспортного средства, и параллельно этому выключателю, контрольную лампу, подключенную к источнику питания через контакт электромагнитного реле.

Недостатком данного устройства является то, что оно адаптировано к отечественным автомобилям, имеющим двухполюсный выключатель внешнего освещения транспортного средства (с двумя парами контактов) и

не информирует водителя о том, какая конкретно (правая или левая) сигнальная лампа заднего габарита вышла из строя.

Целью данной полезной модели является повышение безопасности дорожного движения.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, состоит в создании устройства для контроля работы сигнальных ламп задних габаритов, элементы конструкции и связи которого позволяли бы всегда знать состояние каждой сигнальной лампы задних габаритов, схема была бы адаптирована к отечественным автомобилям.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля работы сигнальных ламп задних габаритов, содержащего источник питания, контакт ключа зажигания, выключатель внешнего освещения, электромагнитные реле, включенные параллельно выключателю внешнего освещения и последовательно с сигнальными лампами, подключенными к источнику питания через выключатель внешнего освещения, и контрольную лампу, подключенную к источнику питания через размыкающий контакт электромагнитного реле, дополнительно включено два развязывающих диода, вторая контрольная лампа, подключенная к источнику питания через второй размыкающий контакт последовательно с выключателем внешнего освещения и параллельно цепям, состоящим из последовательно соединенных развязывающих диодов и сигнальных ламп, и электромагнитное реле блокировки контрольных ламп, размыкающий контакт которого включен в цепь питания контрольных ламп.

Отличительным признаком от прототипа является тот факт, что в устройство для контроля работы сигнальных ламп задних габаритов дополнительно введены развязывающие диоды, вторая контрольная лампа, сигнализирующая о перегорании одной из ламп задних габаритов и реле блокировки контрольных ламп, которое обеспечивает их отключение от основного источника питания при включенном положении выключателя внешнего освещения.

Электромагнитные реле должны иметь сопротивление обмоток 50-60 Ом, развязывающие диоды должны пропускать их в прямом направлении не

менее 2 А.

Предполагаемая полезная модель изображена на фиг. и состоит из источника питания 1, контакта 2 ключа зажигания, выключателя 3 внешнего освещения, электромагнитных реле 4 и 5, сигнальных ламп задних габаритов 6 и 7, развязывающих диодов 8 и 9, контрольных ламп 10 и 11, нормально замкнутых контактов 12 и 13, реле блокировки 14, нормально замкнутого контакта 15.

Электромагнитные реле 4 и 5 включены параллельно выключателю 3 внешнего освещения и последовательно с сигнальными лампами задних габаритов 6 и 7, которые подключены к источнику питания 1 через выключатель 3 внешнего освещения. Контрольная лампа 10 и нормально замкнутый контакт 12 соединены последовательно и включены параллельно с последовательно соединенными контрольной лампы 10 и нормально замкнутого контакта 13, которые последовательно включены в цепь с нормально замкнутым контактом 15 и контактом 2 ключа зажигания. Развязывающие диоды 8 и 9 включены последовательно с реле блокировки 14 и выключателем 3 внешнего освещения.

Устройство для контроля работы сигнальных ламп задних габаритов транспортного средства функционирует следующим образом.

При замыкании контакта 2 ключа зажигания вся схема оказывается под напряжением, запитываясь от источника питания 1, через обмотки электромагнитных реле 4, 5 контрольных ламп 10, 11 и сигнальные лампы задних габаритов 6 и 7 протекает ток порядка 0,2-0,3 А, достаточный для срабатывания реле 4 и 5 и размыкания их размыкающих (нормально замкнутых) контактов 12 и 13, что приводит к обесточиванию контрольных ламп 8, 9, следовательно, к сигнализации об исправности сигнальных ламп задних габаритов 6 и 7.

В случае перегорания сигнальной лампы 6 (левой) разрывается цепь питания реле 4, оно обесточивается и замыкается его нормально замкнутый контакт 12, создавая цепь питания контрольной лампы 10, загорание которой дает знать водителю о выходе из строя сигнальной лампы 6. Аналогично схема

функционирует при перегорании сигнальной лампы 7 с задействованием реле 5, нормально замкнутого контакта 13 и контрольной лампы 11.

При замыкании контактов выключателя внешнего освещения 3 через эти контакты и развязывающие диоды 8 и 9 к источнику питания 1 подключаются сигнальные лампы задних габаритов 6 и 7, напрямую запитывается реле блокировки 14, его нормально замкнутый контакт 15 размыкается и на все время замыкания выключателя 3 задних габаритов отключает контрольные лампы 8 и 9 от источника питания 1.

Наиболее целесообразно настоящую полезную модель можно использовать при эксплуатации безрельсовых транспортных средств, например автомобилей отечественного производства, улучшая информированность водителей о состоянии электрической схемы сигнализации ламп задних габаритов при движении в ночное время суток.

Литература:

1. Авторское свидетельство СССР №943035 - аналог.

2. Патент России №20454428 - прототип.

Устройство для контроля работы сигнальных ламп задних габаритов, содержащего источник питания, контакт ключа зажигания, выключатель внешнего освещения, электромагнитные реле, включенные параллельно выключателю внешнего освещения и последовательно с сигнальными лампами, подключенными к источнику питания через выключатель внешнего освещения, и контрольную лампу, подключенную к источнику питания через размыкающий контакт электромагнитного реле, отличающееся тем, что в него дополнительно включено два развязывающих диода, вторая контрольная лампа, подключенная к источнику питания через второй размыкающий контакт последовательно с выключателем внешнего освещения и параллельно цепям, состоящим из последовательно соединенных развязывающих диодов и сигнальных ламп, и электромагнитное реле блокировки контрольных ламп, размыкающий контакт которого включен в цепь питания контрольных ламп.



 

Наверх