Вертлюг цепи

 

Заявлен вертлюг для тяговых цепей в подземных горных разработках. Вертлюг содержит корпус, соединенный с корпусом корпусной болт с проушиной и содержащий стержень болт с проушиной, который своим стержнем установлен в корпусе с возможностью вращения посредством подшипника. Подшипник образован двумя дисками скольжения, образующими подшипник скольжения, (фиг.1)

Полезная модель относится к вертлюгу для тяговых цепей в подземных горных разработках, в частности для цепей стругов, содержащему: корпус; соединенный с корпусом корпусной болт с проушиной для присоединения одного конца тяговой цепи; и содержащий стержень болт с проушиной для присоединения другого конца тяговой цепи, причем болт с проушиной своим стержнем установлен в корпусе с возможностью вращения посредством подшипника.

Тяговые цепи используются в подземных горных разработках, например, в качестве тяговых средств для угольных стругов струговых установок, работающих с чрезвычайно большими растягивающими усилиями цепей. У струговых установок тяговая цепь проходит в цепных каналах и сильно нагружена при работе. Вставленные в тяговую цепь вертлюги препятствуют проворачиванию или перекручиванию тяговой цепи, например, даже после проведения ремонтных работ вследствие обрыва звена цепи.

Из DE 2438651 А1 известен вертлюг цепи, содержащий корпус, разъемно соединенный с корпусом корпусной болт с проушиной, и болт с проушиной, опирающийся с возможностью поворота на корпус посредством поршнеобразного опорного элемента, пакета пружин в качестве демпфирующего устройства и подшипника качения. К корпусному болту с проушиной и установленному с возможностью вращения в корпусе болту с проушиной присоединяются концы цепи, например посредством замка цепи. Подшипник качения расположен между пружиной и дном корпуса. Без пружины подшипник качения

разрушился бы через короткое время эксплуатации.

Задачей полезной модели является создание просто выполненного и легкоподвижного вертлюга цепи, который выдерживал бы даже большие усилия, возникающие у высокопроизводительных струговых установок.

Эта задача решается, согласно полезной модели, за счет того, что подшипник образован двумя дисками скольжения, образующими подшипник скольжения. Использование образованного двумя дисками скольжения подшипника скольжения обеспечивает даже при больших растягивающих усилиях цепи длительный срок службы вертлюга цепи, поскольку устанавливающиеся на подшипнике сжимающие усилия равномерно распределяются по поверхности скольжения между дисками скольжения. Диски скольжения выбирают преимущественно так, чтобы они имели даже при большом давлении прижима имели низкое сопротивление трения.

Целесообразно корпус содержит дно со сквозным отверстием для стержня, на которое подшипник скольжения преимущественно непосредственно опирается своими дисками скольжения. Сквозное отверстие образовано преимущественно просверленным отверстием в дне преимущественно цилиндрического или цилиндрообразного корпуса. Дно корпуса со сквозным отверстием может быть в качестве альтернативы образовано кольцеобразным выступом (консолью) корпуса. Дно расположено преимущественно во внутреннем пространстве корпуса со смещением назад.

В предпочтительном выполнении стержень проходит через диски скольжения и разъемно соединен с расположенной во внутреннем пространстве корпуса контропорой. Контропора может опираться на

вращающийся заодно со стержнем диск скольжения, в который он упирается преимущественно свободно. За счет разъемного соединения между контропорой и стержнем сборка вертлюга цепи и замена подшипника скольжения могут осуществляться простым образом.

Стержень соединен с контропорой преимущественно посредством резьбового соединения. Целесообразно резьбовое соединение предохраняется предохранительным средством, с тем чтобы даже при больших нагрузках вертлюга цепи стержень не мог случайно отделиться от контропоры.

Предохранительное средство может содержать, по меньшей мере, один предохранительный штифт, предпочтительно три распределенных по периферии предохранительных штифта, которые с геометрическим замыканием вставлены в противоположные друг другу шлицевые выемки стержня и контропоры и препятствуют разъединению резьбового соединения. Предохранительные штифты могут быть вставлены, когда шлицевые выемки в боковой поверхности стержня и во внутренней поверхности контропоры противоположны друг другу. Каждый предохранительный штифт находится тогда в зацеплении одновременно с обеими соосно ориентированными по отношению друг к другу шлицевыми выемками. Предохранительные штифты преимущественно имеют круглое поперечное сечение. Предохранительные штифты могут иметь также многоугольное или овальное поперечное сечение и соответствующую ему форму шлицевых выемок. Предохранительные штифты могут быть фиксированы в шлицевых выемках от выхода из сцепления с ними преимущественно с помощью предохранительного кольца, например стопорного кольца,

которое может быть закреплено на конце стержня.

Предпочтительно между контропорой и дном корпуса расположены только диски скольжения. В качестве альтернативы между контропорой или дном корпуса и дисками скольжения могут быть расположены еще и другие элементы, например промежуточные кольца или амортизаторы, чтобы демпфировать ударные нагрузки.

Диски скольжения предпочтительно отшлифованы и/или закалены и имеют тогда, в частности, покрытие лаком для смазки. За счет максимально твердой и гладкой поверхности скольжения дисков скольжения можно обеспечить минимально возможное трение скольжения дисков скольжения относительно друг друга. Благодаря покрытию лаком для смазки сопротивление трения на поверхностях скольжения дисков скольжения можно дополнительно уменьшить и за счет этого увеличить срок их службы.

В предпочтительном выполнении корпусной болт с проушинами также разъемно соединен с корпусом. Для этого корпусной болт соединен с корпусом предпочтительно посредством резьбового соединения, которое предохраняется от разъединения, по меньшей мере, одним стяжным штифтом.

Согласно другому варианту выполнения, диски скольжения подшипника скольжения могут быть смазаны смазочным средством, чтобы дополнительно уменьшить трение между дисками скольжения. При этом корпус может быть снабжен в области дисков скольжения канавкой для размещения смазочного средства, в частности консистентной смазки или масла, чтобы создать между дисками скольжения пленку смазочного средства. Смазочным средством можно было бы тогда смазать также боковую поверхность контропоры для

облегчения скольжения контропоры по внутренней стороне корпуса, так чтобы вертлюг цепи, в целом, быстрее срабатывал на возможные скручивания тяговой цепи.

В сквозном отверстии дна корпуса предпочтительно расположено уплотнение, герметично прилегающее к стержню болта с проушиной. За счет этого уплотнения можно предотвратить проникновение, например, влаги и угольной мелочи во внутреннее пространство корпуса и/или выход, возможно, имеющегося смазочного средства.

На обращенной к проушине болта с проушиной внешней стороне дна корпуса может быть расположено дополнительное, размещенное, например, в несущем кольце уплотнительное или опорное кольцо для стержня. Несущее кольцо приварено к корпусу предпочтительно посредством дополнительного крепежного элемента.

Другие признаки и преимущества полезной модели приведены в нижеследующем описании примера его осуществления, представленного на чертеже, где:

фиг.1 - осевой разрез соответствующего полезной модели вертлюга цепи, присоединенного к двум звеньям цепи.

На фиг.1 в осевом разрезе изображен вертлюг 1 цепи, присоединенный с одной стороны посредством корпусного болта 30 с проушиной (далее - болт 30) к звену 2 первого конца цепи струга (не показана). С другой стороны вертлюг 1 болтом 40 с проушиной (далее - болт 40) присоединен к звену 2' другого конца цепи. Звено 2 присоединено к проушине 31 корпусного болта 30, а звено 2' - к проушине 41 болта 41.

Вертлюг 1 содержит цилиндрический корпус 3, который одним своим концом соединен с корпусным болтом 30 без возможности

проворота, однако разъемно, а на другом его конце болт 40 установлен своим стержнем 42 с возможностью вращения относительно дна 4 корпуса. Это дно 4 выполнено во внутреннем пространстве 6 корпуса 3 со смещением назад и снабжено круговым сквозным отверстием 5 для прохождения стержня 42. Стержень 42 болта 40 проходит с зазором через сквозное отверстие 5 и соединен с небольшим зазором с цилиндрической контропорой 7, установленной с возможностью вращения в цилиндрическом внутреннем пространстве 6 корпуса. Соединенная со стержнем 42 без возможности проворота контропора 7 опирается на дно 4 корпуса через охватывающий стержень 42 подшипник 8 скольжения, состоящий из двух прилегающих к дну 4 и контропоре 7 дисков 8', 8'' скольжения.

Цепь струга за счет вращения болта 40 с его стержнем 42 и контропорой 7 может раскручиваться относительно жестко соединенного с корпусом 3 корпусного болта 30. Большое растягивающее усилие в тяговой цепи приводит к сильному давлению прижима между дисками 8', 8'' скольжения, вследствие чего диски 8', 8'' скольжения закалены, плоскошлифованы и снабжены покрытием лаком для смазки (не показано), чтобы даже при больших нагрузках вертлюга 1 обеспечить на подшипнике 8 скольжения низкий коэффициент трения.

Сборку вертлюга 1 осуществляют посредством соединения сначала контропоры 7 со вставленным через сквозное отверстие 5 стержнем 42 за счет резьбового соединения 45 на его конце. Затем это резьбовое соединение 45 предохраняют от отвинчивания тремя распределенными по периферии предохранительными штифтами 46 (на

фиг.1 показан только один) в противолежащих друг другу шлицевых выемках 47 стержня 42 и шлицевых выемках 7а контропоры 7. Предохранительные штифты 46 предохраняют, в свою очередь, от выхода из зацепления с осевыми шлицевыми выемками 7а, 47 посредством закрепленного на конце стержня 42 стопорного кольца 48. После этого корпусной болт 30 соединяют с корпусом 3 посредством резьбового соединения 35 между выполненным за одно целое с проушиной 31, усиленным телом 32 корпусного болта и цилиндрической внутренней стенкой корпуса 3. Это резьбовое соединение 35 зафиксировано посредством двух зажимных штифтов 36, проходящих радиально через корпус 3 и тело 32 корпусного рыма. Тело 32 корпусного рыма закрывает внутреннее пространство 6 корпуса, так что даже с этой стороны не может проникнуть влага или мелкая пыль.

На другом конце корпуса 3 его внутреннее пространство 6 герметизируют посредством действующего между стержнем 42 и сквозным отверстием 5 кольца 9 круглого сечения, которое вставлено в канавку, окружающую сквозное отверстие 5 в дне 4 корпуса. На обращенной к проушине 41 внешней стороне дна 4 корпуса расположено дополнительное, прилегающее к стержню 42 уплотнение 10. Уплотнение 10 охвачено несущим кольцом 11, имеющим L-образный профиль, и расположено на смещенном назад дне 4 корпуса. Несущее кольцо 11 расположено заподлицо с обращенной к проушине 41 торцевой стороной 12 корпуса 3 и закреплено на корпусе 3 посредством крепежного элемента 13, приваренного к торцевой стороне 12 и несущему кольцу 11.

Для специалиста из предшествующего описания следуют

многочисленные модификации, которые должны подпадать под объем защиты формулы полезной модели. Так, вертлюг цепи может дополнительно содержать между контропорой и подшипником скольжения амортизатор, такой как пакет пружин, для демпфирования резких растягивающих нагрузок вертлюга цепи.

1. Вертлюг для тяговых цепей в подземных горных разработках, содержащий корпус, соединенный с корпусом корпусной болт с проушиной для присоединения одного конца тяговой цепи, и содержащий стержень болт с проушиной для присоединения другого конца тяговой цепи, причем болт с проушиной своим стержнем установлен в корпусе с возможностью вращения посредством подшипника, отличающийся тем, что подшипник образован двумя дисками (8', 8'') скольжения, образующими подшипник (8) скольжения.

2. Вертлюг по п.1, отличающийся тем, что корпус (3) имеет дно (4) со сквозным отверстием (5) для стержня (42), на которое опирается подшипник (8) скольжения.

3. Вертлюг по п.1 или 2, отличающийся тем, что стержень (42) проходит через диски (8', 8'') скольжения и разъемно соединен с контропорой (7), расположенной во внутреннем пространстве (6) корпуса.

4. Вертлюг по п.3, отличающийся тем, что стержень (42) разъемно соединен с контропорой (7) посредством резьбового соединения (45).

5. Вертлюг по п.4, отличающийся тем, что резьбовое соединение (45) предохраняется предохранительным средством (46, 48).

6. Вертлюг по п.5, отличающийся тем, что предохранительное средство (46, 48) содержит, по меньшей мере, один предохранительный штифт (46), преимущественно три распределенных по периферии предохранительных штифта (46), которые с геометрическим замыканием вставлены между стержнем (42) и контропорой (7) в шлицевые выемки (7а, 47) и препятствуют разъединению резьбового соединения (45).

7. Вертлюг по п.3, отличающийся тем, что диски (8', 8'') скольжения расположены между контропорой (7) и дном (4) корпуса.

8. Вертлюг по п.1, отличающийся тем, что диски (8', 8'') скольжения отшлифованы и/или закалены и предпочтительно имеют покрытие лаком для смазки.

9. Вертлюг по п.1, отличающийся тем, что корпусной болт (30) с проушиной соединен с корпусом (3) посредством резьбового соединения (35), которое предохраняется от разъединения предпочтительно, по меньшей мере, одним зажимным штифтом (36).

10. Вертлюг по п.1, отличающийся тем, что в области дисков скольжения в корпусе предусмотрена канавка со смазочным средством, в частности консистентной смазкой или маслом, за счет чего между дисками (8', 8'') скольжения имеется пленка смазочного средства.

11. Вертлюг по п.2, отличающийся тем, что в сквозном отверстии (5) дна (4) корпуса расположено уплотнение (9).

12. Вертлюг по п.2, отличающийся тем, что на обращенной от внутреннего пространства (6) корпуса стороне дна (4) корпуса расположено уплотнительное кольцо (10) или опорное кольцо, которое прилегает к стержню (42) и охватывается несущим кольцом (11), имеющим L-образный профиль.



 

Похожие патенты:

Цепь // 27418

Полезная модель относится к области теплообменных устройств, в частности, к цепным завесам для вращающихся печей промышленности строительных материалов

Полезная модель относится к области теплообменных устройств, в частности, к цепным завесам для вращающихся печей промышленности строительных материалов

Изобретение относится к области теплообменных устройств, в частности, к цепным завесам для вращающихся печей промышленности строительных материалов

Полезная модель относится к области теплообменных устройств, в частности, к цепным завесам для вращающихся печей промышленности строительных материалов
Наверх