Информационно-аналитическая система лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства

 

Информационно-аналитическая система лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства. (57) Полезная модель относится к средствам управления и может использоваться, в частности, как вспомогательная система при управлении государством. Задачей заявляемого технического решения является расширение эксплуатационных возможностей системы за счет обеспечения возможности прогнозирования, анализа принятых решений и корректировки задач и методов. Заявляемая информационно-аналитическая система лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства, (фиг.1) содержит последовательно соединенные модуль I формирования стратегических целей и задач, модуль II прогнозирования, модуль III подготовки принятия решений, модуль IV выбора методов воздействия, связанный через объект воздействия с модулем V анализа принятых решений, соединенным с модулем 1 формирования стратегических целей и задач, который связан также с модулем III подготовки принятия решений, третий вход которого соединен с выходом банка VI данных, соединенного входом с источниками VII информации. Введение в информационно-аналитическую систему модуля формирования стратегических целей и задач, модуля прогнозирования и модуля анализа принятых решений позволяет сформировать стратегическую цель, поставить задачи, которые необходимо решить для достижения цели, спрогнозировать эффект от решения поставленных задач и достижения заданной цели и проанализировать полученный при этом результат, чтобы скорректировать при необходимости цель и задачи, решения и методы воздействия, расширяя тем самым возможности информационно-аналитической системы.

Полезная модель относится к средствам управления и может использоваться, в частности, как вспомогательная система при управлении государством.

Известна информационная система, используемая в автоматизированной системе управления муниципальной структурой, описанная в одноименном св. РФ №20862 по кл. G 09 B 19/00, з. 17.07.2001. oп. 20.11.2001.

Известная система характеризуется наличием базы данных, содержащей информацию по администрации района, базы данных, содержащей информацию по управляющим компаниям, базы данных, содержащей информацию по обслуживающим предприятиям, базы данных, содержащей информацию по предприятиям связи и телекоммуникациям, базы данных, содержащей информацию по транспортным и дорожным предприятиям, базы данных, содержащей информацию по финансовым учреждениям, базы данных, содержащей информацию по инженерным и энергетическим службам, базы данных, содержащей информацию по предприятиям производственной сферы, базы данных, содержащей информацию по предприятиям торговли, общественного питания, бытового обслуживания, базы данных, содержащей информацию по учреждениям народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, базы данных, содержащей информацию о населении, базы данных, содержащей данные геоинформационной системы, причем все указанные базы данных выполнены на материальном носителе с возможностью взаимодействия как между собой, так и с базой данных вышестоящих властных структур.

Недостатком известной системы являются ее ограниченные функциональные возможности, и низкая эффективность, т.к. предполагается лишь взаимодействие баз данных между собой, но отсутствует обратная связь по отработке информации.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является информационно-аналитическая система, используемая в интегрированной системе управления региональной структурой, описанная в одноименном п. РФ №49295, кл. G 05 B 19/00. 306.06.05, oп. 10.11.05. и выбранная в качестве прототипа.

Известная система характеризуется наличием баз данных, содержащих информацию по региональным экономическим субъектам, в т.ч. по предприятиям связи и телекоммуникаций, транспортным и дорожным предприятиям, по финансовым учреждениям, инженерным и энергетическим службам, информацию по предприятиям производственной сферы, а также информацию о населении, данные геоинформационной системы, причем все указанные базы данных выполнены на материальном носителе с возможностью взаимодействия как между собой, так и с базой данных вышестоящих властных структур, при этом все базы данных региональных экономических субъектов объединены в интегрированный банк данных, в системе задействован информационно-аналитический блок органов управления для получения данных и метаданных о региональных экономических субъектах, состоящий из отдельных информационно-аналитических модулей, имеется региональная вычислительная сеть из принадлежащих каждому из региональных экономических субъектов автоматизированных системных блоков, каждый из которых является самостоятельной информационной единицей, работающей на интегрированном банке данных, причем каждый из блоков характеризуется наличием устройства ввода информации, устройства графического вывода информации на бумагу, дисплея, модема, репрограммируемого запоминающего устройства, а жесткие диски автоматизированных системных блоков выполнены с возможностью резервирования данных, при этом в систему введены дополнительно устройство выборки метаданных, устройство выборки данных, блок формирования системных показателей мониторинга, блок формирования критериев оценки, блок формирования системных показателей оптимизации, блок формирования критериев оптимизации и блок задания управляющего воздействия, а также устройство ранжирования показателей, устройство оценки состояния регионального экономического субъекта, устройство решения задачи оптимизации, устройство задания режимов,

устройство хранения эталона ситуации, устройство подготовки решений, блок поиска и добавления эталонной ситуации и блок принятия решения, при этом выходы системных блоков региональных экономических субъектов связаны со входами соответствующих им баз данных интегрированного банка данных, другие входы баз данных подключены к выходам информационно-аналитических модулей, а выходы баз данных соединены со входами устройства выборки данных и устройства выборки метаданных, выходы которого связаны соответственно со входами блока формирования системных показателей мониторинга и блока формирования системных показателей оптимизации, входы блока формирования критериев оценки и блока формирования критериев оптимизации соединены соответственно с выходами устройства хранения критериев оценки и устройства хранения критериев оптимизации, выход блока формирования системных показателей мониторинга через устройство ранжирования показателей соединен со входом устройства оценки состояния регионального экономического субъекта, вторым входом подключенного к выходу блока формирования критериев оценки, а выходом - к одному из входов устройства подготовки решений, выход блока формирования системных показателей оптимизации и выход блока формирования критериев оптимизации соединены со входами устройства решения задачи оптимизации, подключенного выходом к другому из входов устройства подготовки решений, одним выходом соединенного с входом блока принятия решения, третьим входом - с выходом устройства задания режимов, подключенного другими выходами соответственно к входу блока формирования критериев оценки, входу блока формирования критериев оптимизации и входу блока задания управляющего воздействия, выход устройства хранения управляющих воздействий подключен к входу блока задания управляющего воздействия, соединенного выходом со вторым входом блока принятия решения, устройство хранения эталона ситуации входом и выходом связано соответственно с выходом и входом блоком поиска и добавления эталонной ситуации, подключенного другими входом и выходом к выходу и входу устройства подготовки решений, а выход блока принятия решения подключен к входу системного блока соответствующего регионального экономического субъекта. Недостатком известной системы являются ее ограниченные эксплуатационные

возможности из-за невозможности прогнозирования и анализа принятых решений, а также отсутствия информации для принятия перспективных решений на более высоком, чем региональный, уровне управления.

Задачей заявляемого технического решения является расширение эксплуатационных возможностей системы за счет обеспечения возможности прогнозирования, анализа принятых решений и корректировки задач и методов. Поставленная задача решается тем, что в информационно-аналитическую систему лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства, содержащую банк данных из отдельных баз данных, модуль подготовки принятия решений, устройство хранения эталонных ситуаций, модуль выбора методов воздействия по реализации принятого решения, с которым связан блок подготовки принятия решений, СОГЛАСНО ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ, введены дополнительно последовательно соединенные между собой модуль анализа принятых решений, модуль формирования стратегических целей и задач и модуль прогнозирования, подключенный к блоку подготовки принятия решений, соединенному с блоком выбора методов воздействия по реализации принятого решения, связанным с объектом воздействия, который также связан с блоком анализа принятых решений, при этом модуль прогнозирования включает в себя последовательно соединенные между собой блок выбора метода прогнозирования, блок расчета прогнозных величин и блок оценки ошибок прогнозирования, выходом связанный со входом блока выбора метода прогнозирования, второй вход которого соединен с выходом банка данных, второй выход которого подключен ко второму входу блока расчета прогнозных величин, третьим входом соединенного с выходом блока формирования прогнозных сценариев, а выходом подключенного ко второму входу модуля подготовки принятия решений, состоящего из последовательно соединенных блока коммутации, блока формирования множества решений, блока экспертной оценки альтернативных решений, блока выбора решения, а также блока хранения критериев оценки альтернатив и блока хранения методов выбора решений, связанных входами с блоком коммутации, а выходами со вторым и третьим входами блока выбора решений, выход которого связан со входом модуля выбора методов воздействия по реализации принятого решения, включающего в себя последовательно соединенные

между собой блок хранения методов воздействий, блок экспертной оценки методов воздействия и блок выбора метода воздействия, а также блок хранения социально-экономических ограничений, связанный со вторым входом блока выбора метода, третьим входом подключенный ко второму выходу блока хранения методов воздействия, модуль анализа принятого решения содержит последовательно соединенные блок анализа фактических результатов и блок корректировки целей и задач, при этом базы данных банка данных содержат соответственно сведения по природным ресурсам и госимуществу, социально-экономической статистике, альтернативным источникам информации о состоянии социально-экономического развития, налоговых и финансово-кредитных системах, теоретических основах управления, законах и нормативно-правовых актах, политических прогнозах, мировой экономике и связаны с источниками информации в виде органов государственной статистики, корпоративной статистики, средств массовой информации, банков данных федеральных органов власти, банков информации специальных технических систем, ситуационных центров.

Введение в информационно-аналитическую систему модуля формирования стратегических целей и задач, модуля прогнозирования и модуля анализа принятых решений позволяет сформировать стратегическую цель, поставить задачи, которые необходимо решить для достижения цели, спрогнозировать эффект от решения поставленных задач и достижения заданной цели и проанализировать полученный при этом результат, чтобы скорректировать при необходимости цель и задачи, решения и методы воздействия, расширяя тем самым возможности информационно-аналитической системы.

Технический результат - обеспечение возможности получения прогноза задачи, анализа фактического результата и проведения корректировки исходных задач, решений и методов.

В сравнении с прототипом заявляемая система обладает новизной, отличаясь от него наличием таких существенных признаков как наличие модуля формирования стратегических целей и задач, модуля прогнозирования и модуля анализа принятых решений при указанных выше связях между модулями и блоками системы, обеспечивающих в совокупности достижение заданного результата.

Заявляемая информационно-аналитическая система может найти применение в средствах управления как вспомогательная система при управлении государством, и потому соответствует критерию «промышленная применимость».

Полезная модель иллюстрируется чертежами, где представлены на:

- фиг.1 - блочная схема информационно-аналитической системы;

- фиг.2 - функциональная схема информационно-аналитической системы;

- фиг.3 - функциональная схема блока прогнозирования;

- фиг.4- функциональная схема блока подготовки принятия решения;

- фиг.5 - функциональная схема блока выбора методов воздействия;

- фиг.6 - функциональная схема блока анализа принятых решений.

- фиг.7 - возможное выполнение блока оценки;

- фиг.8 - возможное выполнение блока выбора;

- фиг.9 - возможное выполнение бока задания режима. Заявляемая информационно-аналитическая система лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства, (фиг.1) содержит последовательно соединенные модуль I формирования стратегических целей и задач, модуль II прогнозирования, модуль III подготовки принятия решений, модуль IV выбора методов воздействия, связанный через объект воздействия с модулем V анализа принятых решений, соединенным с модулем 1 формирования стратегических целей и задач, который связан также с модулем III подготовки принятия решений, третий вход которого соединен с выходом банка VI данных, соединенного входом с источниками VII информации. Модуль II прогнозирования (фиг.3) содержит последовательно соединенные блок 1 формирования прогнозных сценариев, блок 2 выбора метода прогнозирования, блок 3 расчета прогнозных величин, блок 4 оценки ошибок прогнозирования. При этом выход блока 4 оценки ошибок соединен со входом блока 2 выбора метода прогнозирования, второй вход которого и третий вход блока 2 расчета подключены к выходам баз данных банка VII данных. Третий вход блока 2 выбора метода прогнозирования и вход блока 1 формирования прогнозных сценариев соединены с выходом модуля 1 блока формирования стратегических целей и задач, третий вход блока 3 расчета соединен со вторым выходом блока 1.

При этом блок 1 формирования прогнозных сценариев содержит устройство 5 хранения прогнозных сценариев, соединенное с блоком 6 выбора прогнозного сценария, блок 2 состоит из последовательно соединенных устройства 7 хранения методов прогнозирования, блока 8 оценки методов прогноза и блока 9 выбора прогноза. Блок 3 расчета прогнозных величин представляет собой вычислительное устройство, а блок 4 оценки ошибок состоит из последовательно соединенных устройства 10 хранения допустимых значений и устройства 11 сравнения.

Модуль III подготовки принятия решений (фиг.4) содержит последовательно соединенные блок 12 задания режимов, блок 13 формирования множества решений, блок 14 экспертной оценки альтернативных решений, блок 15 выбора решения, а также подключенные к последнему блок 16 хранения критериев оценки и блок 17 хранения методов выбора решений; при этом выход блока 15 выбора решения подключен к входу модуля IV выбора методов воздействия по реализации принятого решения.

Модуль IV выбора методов воздействия (фиг.5) содержит последовательно соединенные между собой устройство 18 хранения методов воздействия, блок 19 экспертной оценки методов воздействия и блок 20 выбора метода воздействия, а также устройство 21 хранения социально-экономических ограничений, выход которого также подключен к входу блока 20 выбора метода воздействия, выход которого является выходом данного блока.

Модуль V анализа принятого решения (фиг.6) включает в себя блок 22 анализа фактических результатов, подключенный к входу блока 23 корректировки целей и задач. При этом блок 22 содержит устройство 24 хранения фактических результатов и устройство 25 хранения социально-экономических ограничений, подключенные ко входам блока 26 экспертной оценки результатов. Блок 23 корректировки включает в себя устройство 27 хранения сформированных целей и задач и устройство 28 хранения оценки, подключенные выходами к входу устройства 29 сравнения, выход которого служит выходом модуля V.

Модуль VI данных включает базы данных, содержащие данные, которые можно назвать факторными, поскольку они являются определяющими возможные решения в управлении.

База 30 данных природных ресурсов и госимущества содержит сведения о состоянии и экономическую оценку:

- минерально-сырьевых ресурсов;

- земельных, водных, лесных и других видов ресурсов государства;

- имущества государства и др.

База 31 социально-экономических статистических данных содержит:

- систему национальных счетов;

- показатели социально-экономического развития территории РФ;

- показатели развития промышленности в разрезе отраслей и территорий;

- татистические данные о состоянии мировой экономики.

База 32 альтернативных источников информации о состоянии экономического развития государства содержит следующие сведения:

- корпоративную информацию;

- анализ средств массовой информации (СМИ);

- аэрокосмические наблюдения и разведданные;

- информацию о ВПК;

- о исторических рядах национального богатства России и др.

База 33 налоговой и финансово-кредитной системы государства содержит:

- сведения о консолидированном бюджете РФ;

- сведения о налогооблагаемой базе;

- сведения о сборе налогов;

- данные Центробанка РФ;

- данные финансово-кредитных учреждений государства;

- данные о внешней финансовой деятельности государства.

База 34 теоретических основ управления государством включает в себя:

- концепции стратегического управления государством;

- опыт социально-экономических преобразований в различных странах;

- методы и механизмы управления государством;

- анализ факторов, влияющих на развитие государства;

- анализ технологических разработок и возможностей их использования.

База 35 законодательных и нормативно-правовых актов по социально-экономическому развитию государства содержит:

- конституцию РФ;

- федеральные законодательные акты;

- региональные законодательные акты;

- информацию о готовящихся законодательных и нормативных актах;

- федеральные целевые программы;

- региональные программы и др.

База 36 данных политических процессов содержит:

- сведения о важнейших политических событиях;

- сведения об участниках политических процессов;

- рейтинги политической элиты;

- информацию о раскладе политических сил по важнейшим вопросам государственного управления;

- сведения о деятельности ООН и других международных организаций и др.

База 37 данных мировой экономики включает в себя:

- сведения о социально-экономическом состоянии государств мира;

- сведения о ВПК мировых держав;

-сведения о деятельности международных и транснациональных корпораций и др.;

- сведения о внешнеторговой деятельности РФ;

- сведения о внешнеторговой деятельности мировых держав и др..

Источники VII информации представляют собой, в частности, органы государственной и корпоративной статистики, средства массовой информации, банки данных федеральных органов, банки данных специальных технических систем, ситуационные центры и т.п.

Устройства хранения, перечисленные в названных блоках, представляют собой запоминающие устройства. Блоки оценки могут быть выполнены, в частности, по схеме, приведенной на фиг.7. Блоки выбора могут быть выполнены по схеме, приведенной на фиг.8. Блоки задания режима и его связей с другими узлами могут быть выполнены, например, по схеме представленной на фиг.9. Информационно-аналитическая система лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства, (фиг.1, 2) работает следующим образом.

В модуле I формирования стратегических целей и задач лицом, которое принимает решения по социально-экономическому развитию государства,

ставится стратегическая цель и выбираются задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели. Выбранная цель и задачи сообщаются в модуль II прогнозирования результатов от достижения поставленной цели и решения выбранных задач, и в случае благоприятного прогноза доводятся до модуля III подготовки принятия решения.

Одновременно информация из источников VII - органов государственной и корпоративной статистики, средств массовой информации, банков федеральных органов власти, банков специальных технических систем, ситуационных центров, министерств и пр. поступает в соответствующие базы 30-37 данных банка VI данных, а оттуда - в соответствующие модули - модуль II прогнозирования и модуль III подготовки принятия решения. На основании полученных данных с учетом поставленной цели и задач ее достижения в модуле II прогнозирования с помощью блока 2 выбора метода прогноза выбирается метод прогноза, а в блоке 1 формирования прогнозных сценариев формируются возможные прогнозные сценарии, один из которых подается на блок 3 расчета прогнозных величин, куда поступает также выбранный метод прогнозирования с блока 2 и где осуществляется расчет прогнозных величин. Прогнозные величины поступают на блок 4 оценки ошибок прогнозирования и, если ошибка больше допустимой, то с выхода блока оценки подается сигнал на блок 2 выбора метода прогнозирования для изменения метода прогнозирования, с тем чтобы достигнуть допустимой величины ошибки прогноза. Если ошибка прогнозирования имеет допустимую величину, то с выхода блока расчета прогнозных величин сигнал подается на вход модуля III подготовки принятия решений. В модуле III подготовки принятия решений, куда через блок 12 задания режимов поступает в случае благоприятного прогноза соответствующая факторная информация из соответствующей базы данных, эта информация поступает на блок 13 формирования множества решений. В качестве систем подготовки принятия решений могут использоваться, в частности, системы, приведенные в таблице 1. Затем сформированные решения проходят через блок 14 экспертной оценки альтернативных решений, а из него результат оценки поступает на блок 15 выбора решения, на который также подаются методы выбора решения и критерии оценки альтернатив из блоков 17 и 16 их хранения, на основании

чего происходит выбор решения по социально-экономическому развитию в данной ситуации. В качестве методов выбора решения могут использоваться методы, приведенные в прилагаемой таблице 2. Выбранное решение подается на модуль IV выбора методов воздействия реализации принятого решения, в котором из устройства 18 хранения с учетом экспертной оценки и социально-экономических ограничений из соответствующих блоков хранения 19 и 21 выбираются с помощью блока 14 выбора метода воздействия соответствующие методы воздействия, поступающие на объект воздействия. Принятый метод воздействия анализируется в блоке 22 анализа фактических результатов, где в устройства 26 оценки фактические результаты из устройства 24 оцениваются с учетом социально-экономических ограничений, хранящихся в устройстве 25. В случае выявления недопустимых результатов через блок 23 корректировки, где в устройстве 29 происходит сравнение результатов целей и задач из устройства 27 хранения с сохраненными в устройстве 28 результатами оценки, происходит передача информации о необходимости корректировки в модуль I формирования стратегических целей и задач, где формируются цели и новые задачи, либо далее выбираются новые методы их реализации. Условный пример.

Лицом, принимающим решения о социально-экономическом развитии страны, (модуль I) поставлена стратегическая цель - повышение уровня благосостояния средних и бедных слоев населения, для чего ставится задача увеличения бюджета страны. С помощью модуля II прогнозирования задача признана решаемой. Возможным решением посредством модуля III принята (по информации из источников VII из банка VI данных) с учетом высоких мировых цен на углеводородное сырье продажа нефти и газа за рубеж. Методом воздействия на скорейшее решение поставленной задачи выбрано с помощью модуля IV увеличение объема продаж нефти и газа. Однако анализ принятого решения в модуле V показал, что возможное исчерпание отечественных запасов при отсутствии разведанных новых месторождений нефти может снизить объем продаж, что поставит под угрозу задачу увеличения бюджета страны. К такому же итогу может привести разработка за рубежом новых месторождений (например, на северных шельфах Норвегии), что вызовет снижение мировых цен на нефть и большие объемы продаж нефти и газа по

низким ценам станут невыгодными, что также и не даст заметного пополнения госбюджета. Задача остается, корректируется решение - выбор других путей, в частности, выбирается использование наработанных высоких технологий в космической технике, а в качестве метода воздействия выбирается предоставление на прокат космических кораблей для совместной российско-американской космической программы, полеты космических туристов, строительство спутников космической связи для стран третьего мира, что позволит более разумным и выгодным путем повысить бюджет страны и повысить благосостояние населения.

В сравнении с прототипом заявляемая информационно-аналитическая система имеет более широкие эксплуатационные возможности.

Информационно-аналитическая система лица, принимающего решения по социально-экономическому развитию государства, содержащая банк данных из отдельных баз данных, модуль подготовки принятия решений, устройство хранения эталонных ситуаций, модуль выбора методов воздействия по реализации принятого решения, с которым связан блок подготовки принятия решений, отличающаяся тем, что в нее введены дополнительно последовательно соединенные между собой модуль анализа принятых решений, модуль формирования стратегических целей и задач и модуль прогнозирования, подключенный к блоку подготовки принятия решений, соединенному с блоком выбора методов воздействия по реализации принятого решения, связанным с объектом воздействия, который также связан с блоком анализа принятых решений, при этом модуль прогнозирования включает в себя последовательно соединенные между собой блок выбора метода прогнозирования, блок расчета прогнозных величин и блок оценки ошибок прогнозирования, выходом связанный со входом блока выбора метода прогнозирования, второй вход которого соединен с выходом банка данных, второй выход которого подключен ко второму входу блока расчета прогнозных величин, третьим входом соединенного с выходом блока формирования прогнозных сценариев, а выходом подключенного ко второму входу модуля подготовки принятия решений, состоящего из последовательно соединенных блока коммутации, блока формирования множества решений, блока экспертной оценки альтернативных решений, блока выбора решения, а также блока хранения критериев оценки альтернатив и блока хранения методов выбора решений, связанных входами с блоком коммутации, а выходами - со вторым и третьим входами блока выбора решений, выход которого связан со входом модуля выбора методов воздействия по реализации принятого решения, включающего в себя последовательно соединенные между собой блок хранения методов воздействий, блок экспертной оценки методов воздействия и блок выбора метода воздействия, а также блок хранения социально-экономических ограничений, связанный со вторым входом блока выбора метода, третьим входом подключенный ко второму выходу блока хранения методов воздействия, модуль анализа принятого решения содержит последовательно соединенные блок анализа фактических результатов и блок корректировки целей и задач, при этом базы данных банка данных содержат соответственно сведения по природным ресурсам и госимуществу, социально-экономической статистике, альтернативным источникам информации о состоянии социально-экономического развития, налоговых и финансово-кредитных системах, теоретических основах управления, законах и нормативно-правовых актах, политических прогнозах, мировой экономике и связаны с источниками информации в виде органов государственной статистики, корпоративной статистики, средств массовой информации, банков данных федеральных органов власти, банков информации специальных технических систем, ситуационных центров.



 

Наверх