Рабочее колесо турбомашины

 

Полезная модель относится к двигателестроению и может быть использована в конструкции авиационного газотурбинного двигателя (ГТД). Технической задачей полезной модели является демпфирование колебаний лопаток и исключение перетекания газа по зазору. Поставленная техническая задача решается тем, что рабочее колесо турбомашины содержит диск, в котором установлены лопатки и бандажные платформы, размещенные между лопатками. Новым в полезной модели является то, что на внутренней поверхности бандажной платформы установлены уплотняющие элементы. Каждый уплотняющий элемент представляет собой манжету с уплотнительным гребешком, прилегающим к поверхности лопатки и направленным от центра диска.

Полезная модель относится к двигателестроению и может быть использована в конструкции авиационного газотурбинного двигателя (ГТД).

Известно рабочее колесо турбомашины, которое содержит диск с установленными в нем лопатками с полками (Н.А.Шерлыгин, В.Г.Шахвердов «Конструкция и эксплуатация авиационных газотурбинных двигателей» издательство «Машиностроение» Москва 1969 год стр.91 рис.4.32).

Недостатком такой конструкции является то, что полки значительно утяжеляют лопатку, в связи с чем увеличиваются напряжения в лопатках и в диске.

Также известно рабочее колесо турбомашины, которое содержит диск с установленными в нем лопатками и бандажными платформами, размещенными между лопатками (Патент на изобретение US 3393862, кл. F 02 С, 1968 г.).

В такой конструкции нагрузка на лопатку уменьшается, однако между лопатками и бандажными платформами возникает зазор, по которому происходит перетекание воздуха, т.е. увеличиваются аэродинамические потери в рабочем колесе. Кроме того, из-за этого такая конструкция не обладает демпфирующими свойствами, что приводит к высоким вибрационным напряжениям в лопатках.

Технической задачей полезной модели является демпфирование колебаний лопаток и исключение перетекания газа по зазору.

Поставленная техническая задача решается тем, что рабочее колесо турбомашины содержит диск, в котором установлены лопатки и бандажные платформы, размещенные между лопатками.

Новым в полезной модели является то, что на внутренней поверхности бандажной платформы установлены уплотняющие элементы. Каждый уплотняющий элемент представляет собой манжету с уплотнительным

гребешком, прилегающим к поверхности лопатки и направленным от центра диска.

На прилагаемом чертеже изображено рабочее колесо турбомашины.

Рабочее колесо турбомашины содержит диск 1 с установленными в нем лопатками 2 и бандажными платформами 3, размещенными между лопатками 2. На внутренней поверхности бандажной платформы 3 установлены уплотняющие элементы 4. Каждый уплотняющий элемент 4 представляет собой манжету с уплотнительным гребешком 5, прилегающим к поверхности лопатки 2 и направленным от центра 6 диска 1.

Устройство работает следующим образом.

При вращении ротора гребешки 5 под действием центробежной силы перемещаются вдоль поверхности лопаток 2 и заполняют зазор между бандажными платформами 3 и лопатками 2, становясь в распор между ними. При возникновении колебаний лопаток 2 гребешки 5 уплотняющих элементов 4 воспринимают и гасят колебательную энергию, тем самым выполняют роль демпферов.

При установке такого уплотнения между бандажными платформами и лопатками уменьшаются колебания лопаток и снижаются аэродинамические потери в рабочем колесе.

Рабочее колесо турбомашины, содержащее диск с установленными в нем лопатками и бандажные платформы, размещенные между лопатками, отличающееся тем, что на внутренней поверхности бандажной платформы установлены уплотняющие элементы, каждый из которых представляет собой манжету с уплотнительным гребешком, прилегающим к поверхности лопатки и направленным от центра диска.



 

Наверх