Сиденье транспортного средства

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к сиденью, спинка которого фиксируется относительно кузова посредством запорного механизма. Сиденье транспортного средства, содержащее спинку, выполненную с возможностью фиксации относительно кузова транспортного средства посредством запорного механизма, приемная часть 7 которого размещена в упомянутой спинке с возможностью взаимодействия с отъемной частью, жестко соединенной с кузовом транспортного средства. Новым является выполнение корпуса приемной части коробчатой формы и состоящего, по меньшей мере, из двух полукорпусов 14 и 15, образующих внутреннее пространство N, в котором размещено фиксирующее устройство, содержащее ротор и собачку, соединенные друг с другом упругим элементом и установленные с возможностью поворота вокруг осей 16 и 17, по меньшей мере одна из которых 17 соединяет упомянутые полукорпуса 14 и 15, приемная часть запорного механизма дополнительно снабжена рычагом привода, установленным с возможностью поворота вокруг оси 17 жестко соединенной, по меньшей мере, с одним вышеупомянутым полукорпусом 16 или 17, и воздействия нижним концевым участком на собачку фиксирующего устройства. Технический результат направлен на повышение надежности запорного механизма, обеспечивающего безопасность пользователя транспортного средства при фронтальном ударе, когда груз ударяет в спинку сиденья. 4 з.п. формулы, 7 иллюстраций.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к сиденью, спинка которого фиксируется относительно кузова посредством запорного механизма.

Из уровня техники известны сиденья транспортных средств, спинки которых, преимущественно задних, жестко зафиксированы относительно кузова (аналоги - DE 2941235 A1, B 60 N 1/06, публ. 23.04.81; US 5085482, кл. B 60 N 2/00, публ. 04.02.92; JP 58-183321, B 60 N 1/10). Общим для вышеперечисленных технических решений является крепление спинки сиденья с тыльной стороны к кузову транспортного средства. Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится сиденье транспортного средства (см. DE 4040036 A1, B 60 N 2/50, публ. 17.06.92), спинка которого зафиксирована относительно кузова посредством запорного механизма, приемная часть которого установлена в верхней части спинки, а отъемная часть жестко закреплена на кузове транспортного средства. Приемная часть содержит корпус (10), выполненный в виде профилированной пластины с отверстием для приема отъемной части, и упругий элемент (13), представляющий собой изогнутый П-образной формы пруток. Отъемная часть содержит элемент (8), представляющий собой изогнутую пластину с передним расширенным и задним узким участками, и фиксирующее устройство (14), размещенное в переднем расширенном участке. В зафиксированном положении спинки сиденья передний расширенный участок элемента (8) с фиксирующим устройством (14) размещен внутри спинки, при этом задний узкий участок отъемной части частично размещен в спинке и

поджат сверху и снизу упругим элементом (13). Под действием сил, возникающих при резком торможении транспортного средства, срабатывает фиксирующее устройство (14), а именно участок (15) элемента (14) принимает вертикальное положение и упирается в выступ (22) переднего расширенного участка элемента (8). К недостаткам описанной конструкции можно отнести недостаточную надежность запорного механизма и безопасность пользователя транспортного средства при фронтальном ударе, когда груз ударяет в спинку сиденья.

Задача полезной модели направлена на повышение надежности запорного механизма, обеспечивающего безопасность пользователя транспортного средства при фронтальном ударе, когда груз ударяет в спинку сиденья.

Для решения поставленной задачи сиденье транспортного средства содержит спинку, выполненную с возможностью фиксации относительно кузова транспортного средства посредством запорного механизма, приемная часть которого размещена в упомянутой спинке с возможностью взаимодействия с отъемной частью, жестко соединенной с кузовом транспортного средства, корпус приемной части выполнен коробчатой формы и состоит, по меньшей мере, из двух полукорпусов, образующих внутреннее пространство, в котором размещено фиксирующее устройство, содержащее ротор и собачку, соединенные друг с другом упругим элементом и установленные с возможностью поворота вокруг осей, по меньшей мере одна из которых соединяет упомянутые полукорпуса, приемная часть запорного механизма дополнительно снабжена рычагом привода, установленным с возможностью поворота вокруг оси, жестко соединенной, по меньшей мере, с одним полукорпусом, и воздействия нижним концевым участком на собачку фиксирующего устройства; ротор и собачка

снабжены выступами с кольцевыми канавками для размещения концевых участков упругого элемента; по меньшей мере, один полукорпус выполнен из металла; по меньшей мере, один полукорпус выполнен из пластмассы; упругий элемент представляет собой цилиндрическую пружину.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 - изображено транспортное средство с установленным сиденьем.

Фиг.2 - изображен увеличенный фрагмент фигуры 1, где спинка сиденья находится в заблокированном положении.

Фиг.3 - изображен увеличенный фрагмент фигуры 1, где спинка сиденья находится в разблокированном положении.

Фиг.4 - изображена приемная часть запорного механизма.

Фиг.5 - изображено сечение А-А фигуры 4.

Фиг.6 - вид на полукорпус с коробчатообразным участком.

Фиг.7 - изображена взрыв-схема фигуры 4.

Сиденье 1 транспортного средства, устанавливаемое в кузове 2, преимущественно легкового автомобиля (см. фигуру 1), содержит, по крайней мере, подушку 3 и спинку 4, последняя из которых может находиться относительно кузова 2 в заблокированном или разблокированном посредством запорного механизма 5 положении, содержащего фиксирующее устройство 6, расположенное в приемной части 7, установленной в спинке 4 сиденья 1, и отъемную часть 8, жестко соединенную с кузовом 2 транспортного средства.

Отъемная часть 8 содержит элемент 9, выполненный в виде П-образно изогнутого стержня, жестко соединенного свободными участками с кронштейном 10, жестко закрепленным на кузове транспортного средства, например, посредством сварки (см. фигуру 3).

Приемная часть 7 установлена в верхней части спинки 4 сиденья 1 и содержит, по крайней мере, корпус 11, рычаг 12 привода

и крышку 13 привода (см. фигуру 4). Корпус 11 имеет коробчатую форму и выполнен из двух полукорпусов 14 и 15, жестко соединенных друг с другом посредством осей 16 и 17 с образованием внутреннего пространства N, в котором размещено фиксирующее устройство 6 (см. фигуру 5). Полу корпуса 14 и 15 содержат центральные стенки 18 и 19, соответственно, с вырезами 20 и 21, соответственно, для приема отъемной части 8 и боковые стенки 22 и 23, соответственно. Центральные стенки 18 и 19 расположены друг против друга, при этом боковые стенки 22 и 23 контактируют верхними кромочными участками 24 и 25, соответственно, друг с другом. Описанная конструкция корпуса 11 приемной части 7 технологична при изготовлении и защищает фиксирующее устройство 6 от попадания грязи и других элементов, снижающих работоспособность и долговечность упомянутого фиксирующего устройства 6.

В верхней части полукорпуса 15 сформирован коробчатообразный участок 26 с боковыми отверстиями 27. В коробчатообразном участке 26 установлена крышка 13 привода (см. фигуру 6), ограничивающая свободное перемещение рычага 12 привода и формирующая эстетический вид верхней части спинки сиденья. Крышка 13 выполнена чашеобразной формы с расширенной верхней частью 28 и упругими боковыми выступами 29, выполняющими функцию защелок. При размещении крышки 13 в коробчатообразном участке 26 полукорпуса 15 упругие боковые выступы 29 располагаются в боковых отверстиях 27 коробчатообразного участка 26, что способствует надежному удержанию крышки 13 привода в полукорпусе 15.

Фиксирующее устройство 6 (см. фигуру 7) содержит ротор 30 и собачку 31 соединенные друг с другом упругим элементом 32, например, цилиндрической пружиной, концевые участки 33 и 34

которого зацеплены, соответственно, за выступы 35 и 36, соответственно, ротора 30 и собачки 31. Упомянутые выступы 35 и 36 представляют собой цилиндрические стержни с кольцевыми выемками 37 и 38, соответственно, в которых располагаются ранее упомянутые концевые участки 33 и 34, соответственно, упругого элемента 32. Ротор 30 и собачка 31 установлены с возможностью поворота на осях 16 и 39, соответственно, выполненных в виде втулок.

Рычаг 12 привода представляет собой вытянутый элемент, установленный с возможностями поворота на оси 17, представляющей собой втулку. Рычаг 12 содержит верхний концевой участок 40, на который воздействует пользователь в процессе разблокировки спинки 4 сиденья 1, и нижний концевой участок 41, выполненный в виде выступа, воздействующего на собачку 31 фиксирующего устройства 6 в процессе разблокирования спинки 4 сиденья 1. Рычаг 12 размещен в корпусе 11, при этом для удобства пользователя на верхний концевой участок 40 рычага 12 может быть установлен декоративный колпак 42, выполненный из пластмассы.

В заблокированном положении спинки 4 сиденья 1, когда запорный механизм 5 находится в закрытом положении, элемент 9 отъемной части 8 располагается в вырезах 20 и 21, соответственно, полукорпусов 14 и 15 и заблокирован ротором 30.

При желании пользователя разблокировать спинку 4 сиденья 1 и увеличить грузовую площадку багажника, пользователь воздействует на верхний концевой участок 40 рычага 12, а именно оттягивает его вперед по ходу движения транспортного средства, при этом нижний концевой участок 41 воздействует на подпружиненную собачку 31, которая, поворачиваясь вокруг оси 39, выходит из зацепления с ротором 30, который, в свою очередь, освобождает элементу 9 выход из вырезов 20 и 21 приемной части 7.

Описанная конструкция сиденья 1 с установленной приемной частью 7 запорного механизма 5 в целом надежна в эксплуатации как при нормальных условиях движения, так и в аварийных ситуациях, а именно при фронтальном ударе, когда груз, расположенный в багажном отделении ударяет в спинку 4 сиденья 1 водителя или пассажира транспортного средства. Кроме того, возможность пользователя быстро заблокировать или разблокировать спинку 4 сиденья 1 относительно кузова повышает потребительские свойства сиденья 1.

1. Сиденье транспортного средства, содержащее спинку, выполненную с возможностью фиксации относительно кузова транспортного средства посредством запорного механизма, приемная часть которого размещена в упомянутой спинке с возможностью взаимодействия с отъемной частью, жестко соединенной с кузовом транспортного средства, отличающееся тем, что корпус приемной части выполнен коробчатой формы и состоит, по меньшей мере, из двух полукорпусов, образующих внутреннее пространство, в котором размещено фиксирующее устройство, содержащее ротор и собачку, соединенные друг с другом упругим элементом и установленные с возможностью поворота вокруг осей, по меньшей мере, одна из которых соединяет упомянутые полукорпуса, приемная часть запорного механизма дополнительно снабжена рычагом привода, установленным с возможностью поворота вокруг оси, жестко соединенной, по меньшей мере, с одним полукорпусом, и воздействия нижним концевым участком на собачку фиксирующего устройства.

2. Сиденье транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что ротор и собачка снабжены выступами с кольцевыми канавками для размещения концевых участков упругого элемента.

3. Сиденье транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один полукорпус выполнен из металла.

4. Сиденье транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один полукорпус выполнен из пластмассы.

5. Сиденье транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что упругий элемент представляет собой цилиндрическую пружину.



 

Наверх