Устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата

 

Полезная модель относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами. Решаемой в предлагаемом устройстве технической задачей является расширение функциональных возможностей устройства и повышение точности управления. Для решения данной технической задачи в известное устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, содержащее измеритель углового положения ЛА, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, первый суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, и первый ограничитель сигнала, дополнительно введены последовательно соединенные интегрирующий усилитель, вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй ограничитель сигнала и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя, а выход является выходом устройства.

Полезная модель относится к устройствам бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами (ЛА).

Известны системы управления и стабилизации углового положения ЛА. Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, входящее в "Систему управления угловым движением беспилотного летательного аппарата" (патент РФ №2234117 кл. G 05 D 1/08, 2004 г.).

Устройство управления каналом тангажа летательного аппарата содержит измеритель углового положения ЛА, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, управляемый переключатель, первый и второй ограничители сигнала, сумматор, первый вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала, а второй вход подключен к выходу второго ограничителя сигнала, и исполнительное устройство объекта управления.

Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения, являются следующие признаки. Устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата содержит измеритель углового положения ЛА, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, суммирующий усилитель, второй

вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, и ограничитель суммарного сигнала.

Недостатком устройства, принятого за прототип, является ограниченность функциональных возможностей управления и невысокая точность при больших углах атаки, поскольку на поддержание балансировочного угла атаки ЛА расходуется основная часть сигнала управления, а для реализации эволюции при разворотах ЛА остается незначительная часть ограниченного сигнала управления.

Указанный недостаток особенно заметно проявляется в реальных условиях при управлении летательным аппаратом, рулевые поверхности которого задействуются одновременно во всех трех каналах управления (т.е. не только по тангажу, но и по курсу и крену).

Решаемой в предлагаемом устройстве технической задачей является расширение функциональных возможностей устройства и повышение точности управления.

Для решения данной технической задачи в известное устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, содержащее измеритель углового положения ЛА, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, первый суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, и первый ограничитель сигнала, дополнительно введены последовательно соединенные интегрирующий усилитель, вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй ограничитель сигнала и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя, а выход является выходом устройства.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения - устройства формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного

движения летательного аппарата является то, что в него введены последовательно соединенные интегрирующий усилитель, вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй ограничитель сигнала и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала, а выход является выходом устройства.

Введение ограничения сигнала интегральной компоненты позволяет уменьшить колебательность в замкнутом контуре регулирования и выбросы (перерегулирование) в переходных процессах.

Предложенное устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, как показывает проведенное математическое моделирование, позволяет расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и повысить при этом точность управления. По существу, сформированы два взаимосвязанных канала, сочетающие в целом управление медленным балансировочным и быстрым маневренным движением ЛА.

Устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата может найти применение в системах управления маневренными летательными аппаратами, к которым предъявляются достаточно высокие требования по точности управления при ограниченных энергетических или динамических ресурсах исполнительных органов систем управления.

Предлагаемое техническое решение поясняется блок-схемой, на которой представлена структурная схема устройства формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата.

Устройство содержит измеритель углового положения ЛА 1, измеритель угловой скорости 2, последовательно соединенные задатчик сигнала управления 3, блок сравнения 4, второй вход которого подключен к

выходу измерителя углового положения 1, первый суммирующий усилитель 5, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости 2, первый ограничитель сигнала 6, последовательно соединенные интегрирующий усилитель 7, вход которого подключен к выходу блока сравнения 4, второй ограничитель сигнала 8 и второй суммирующий усилитель 9, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала 6, а выход является выходом устройства.

Устройство работает следующим образом.

Задатчиком сигнала управления 3 формируется (задается) сигнал управления зад.(t), основными составными компонентами которого являются:

- медленная компонента зад.м(t), соответствующая медленным разворотам ЛА с балансировочными углами атаки бал., и балансировочными углами отклонения рулей бал.;

- быстрая компонента зад.б(t), соответствующая маневренным разворотам ЛА.

Таким образом,

Закон регулирования (управления и стабилизации) формируется по сигналу управления зад.(t), сигналу углового положения ЛА (t) и угловой скорости ЛА z(t). Основная, базовая компонента сигнала управления б(t) формируется в суммирующем усилителе 5 в виде:

где (t) - сигнал рассогласования,

формируемый блоком сравнения 4 по сигналам зад(t) от задатчика 3 и (t) от измерителя углового положения 1;

K, , - передаточные числа;

z(t) - сигнал угловой скорости ЛА, поступающий от измерителя угловой скорости 2,

Сигнал б(t) ограничивается по уровню первым ограничителем сигнала 6, и ограниченный сигнал огрб(t) поступает на второй суммирующий усилитель 9. Уровень ограничения, установленный на первом ограничителе 6, определяет величину сигналов рассматриваемого канала управления, необходимую для отработки их соответствующими рулевыми поверхностями, с учетом бездефицитности отработки этими же рулями сигналов смежных каналов (курса и крена, здесь не рассматриваемых).

Сигнал, сформированный в соответствии с базовым законом управления (2), дополняется сигналом интегральной компоненты и(t), который формируется интегрирующим усилителем 7 по сигналу рассогласования (3)

где Ки - масштабный передаточный коэффициент интегрирующего усилителя 7. Величина этого коэффициента назначается пропорционально передаточному коэффициенту по рассогласованию К:

Kи=(0,05...0,3)K.

Сигнал и(t) ограничивается вторым ограничителем сигнала 8, уровень ограничения которого соответствует рассчитанному значению балансировочного отклонения рулей бал. Ограниченный сигнал интегральной компоненты огри(t) со второго ограничителя 8 поступает на сумматор 9, сигнал на выходе которого равен:

и является выходным сигналом устройства.

Введение канала интегральной компоненты - блоков 7, 8, 9 - обеспечивает отработку балансировочной, медленной компоненты сигнала

управления зад.м(t). Действительно, пусть зад.б=0; зад.м0. Тогда в силу того, что закон формирования выходного сигнала представленного устройства является астатическим законом нулевого порядка, установившееся значение сигнала рассогласования для такого режима

Поэтому, в соответствии с (3) установившееся значение уст:

Очевидно также, что для этого режима Следовательно, и установившееся значение интегральной компоненты соответствует балансировочному значению угла отклонения рулевых поверхностей ЛА:

Поскольку для рассматриваемого режима уст=0, =0, то и и .

При поступлении на вход прямой цепи устройства (блоки 4, 5, 6, 9) быстрой компоненты сигнала управления зад.б(t) для управления маневром ЛА отработка его будет осуществляться относительно балансировочного движения ЛА и будет симметричной для сигналов зад.б(t) разных знаков, т.е. будет производиться относительно нуля характеристики первого ограничителя 6 (ограничителя прямой цепи формирования управляющего сигнала вых(t)), что повышает точность отработки управляющих воздействий на ЛА в целом.

Введение ограничения сигнала интегральной компоненты позволяет уменьшить колебательность в замкнутом контуре регулирования и выбросы (перерегулирование) в переходных процессах.

Таким образом, предложенное устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата позволяет расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и повысить при этом точность

управления. Сформированы два взаимосвязанных канала, сочетающие в целом управление медленным балансировочным и быстрым маневренным движением ЛА.

Положительный эффект предложения подтвержден результатами анализа и математического моделирования.

Все составные звенья и блоки устройства управления могут быть выполнены на современных элементах автоматики и вычислительной техники, а также и программно-алгоритмически в бортовых вычислительных машинах ЛА.

Устройство формирования сигнала управления и стабилизации продольно-балансировочного движения летательного аппарата, содержащее измеритель углового положения, измеритель угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя углового положения, первый суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом измерителя угловой скорости, и первый ограничитель сигнала, отличающееся тем, что содержит последовательно соединенные интегрирующий усилитель, вход которого соединен с выходом блока сравнения, второй ограничитель сигнала и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом первого ограничителя сигнала, а выход является выходом устройства.



 

Похожие патенты:

Технический результат использование обеспечивает дистанционное видеонаблюдение (разведка) помещений без риска для жизни оператора, в том числе, в условиях боевых действий (досмотр на наличие противника, взрывчатых устройств и др
Наверх