Гидронатяжитель для устройства натяжения цепи

 

Полезная модель относится к области машиностроения (преимущественно к двигателестроению). Задачей предлагаемой полезной модели является усовершенствование известных гидронатяжителей за счет упрощения конструкции, снижения трудоемкости изготовления и повышения надежности в работе. Поставленная задача решается тем, что гидронатяжитель содержит цилиндрический корпус с кольцевыми канавками шагового механизма, плунжер с двумя канавками, в которых расположены упорное и монтажное кольца и крышку, в которой: на линии подвода масла выполнен жиклер. На наружной цилиндрической поверхности гидронатяжителя имеется кольцевая канавка с уплотнительным кольцом. 1 з.п. формулы, 3 ил.

Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения (преимущественно к двигателестроению) и предназначена для использования в конструкциях гидронатяжителей цепей.

Известен гидронатяжитель для устройства натяжения цепи по патенту Российской Федерации №2067232, содержащий корпус с осевым каналом, расположенный в отверстии корпуса и составляющий с ним прецизионную пару плунжер, выполненный в виде стакана, упорный торец которого предназначен для взаимодействия с башмаком цепи, обратный клапан и силовую пружину, расположенную во внутренней полости плунжера. Недостатком данного устройства является сложность конструкции, выражающаяся в наличии обратного клапана, включающего в себя специально профилированный корпус, пружину и запорный элемент (шарик). Кроме того, для обеспечения герметичности клапана к профилю посадочного места под шарик клапана предъявляются повышенные требования по чистоте и точности изготовления.

Известен также гидронатяжитель цепи, устройство которого представлено в описании к полезной модели №46825.

В данном гидронатяжителе в корпус обратного клапана в целях защиты его от засорения со стороны подвода рабочей жидкости перед запорным элементом клапана встроен защитный фильтр, выполненный из проволочной сетки. Кроме того, в корпус клапана перед фильтром установлена профилированная проставка.

Наличие в гидронатяжителе обратного клапана с защитным фильтром и профилированной проставкой дополнительно усложняет конструкцию гидронатяжителя.

Общим недостатком вышеуказанных гидронатяжителей является также наличие утечек масла через зазор между внутренней цилиндрической поверхностью расточки в корпусе двигателя под гидронатяжитель и наружной цилиндрической поверхностью корпуса гидронатяжителя.

Задачей предлагаемой полезной модели является усовершенствование известных гидронатяжителей за счет упрощения конструкции, снижения трудоемкости изготовления и повышения надежности в работе.

Поставленная задача решается тем, что предлагаемый гидронатяжитель содержит полый цилиндрический корпус, крышку, силовую пружину, плунжер, составляющий с корпусом прецизионную пару и выполненный в виде стакана с глухим торцом, шаговый

механизм одностороннего действия, расположенный на прецизионной поверхности пары и содержащий упорное кольцо и на внутренней цилиндрической поверхности ряд кольцевых канавок несимметричного профиля, монтажное кольцо и отличается тем, что в крышке гидронатяжителя соосно со стороны подвода рабочей жидкости выполнен канал, переходящий на конце в жиклер, а со стороны торца поперек крышки выполнен паз, проходящий через соосный канал, причем с противоположной стороны крышки выполнена расточка для центрирования силовой пружины.

Сущность предлагаемого технического решения поясняются чертежами, где изображены на:

Фиг.1 - продольный разрез гидронатяжителя в нерабочем транспортном положении;

Фиг.2 - внешняя часть корпуса гидронатяжителя (увеличено);

Фиг.3 - уплотнительное кольцо.

Гидронатяжитель 1 устройства натяжения цели включает в себя корпус 2 и плунжер 3, составляющие прецизионную пару, крышку 4 с жиклером 5. Силовая пружина 6, расположенная внутри плунжера 3, поджимает плунжер в направлении натяжения цепи. Монтажное кольцо 7 обеспечивает целостность конструкции гидронатяжителя до его установки на двигатель (положение, изображенное на Фиг.1). При этом монтажное кольцо 7 находится в канавке 8 корпуса 2. В рабочем положении гидронатяжителя монтажное кольцо 7 находится в канавке 9 плунжера 3 и не препятствует передвижению плунжера 3 в корпусе 2. При этом плунжер 3 связан с корпусом 2 ступенчатым шаговым механизмом.

Шаговый механизм включает в себя ряд кольцевых канавок 10, выполненных на корпусе 2, упорное разрезное кольцо 11, находящееся в одной из канавок 10 корпуса 2 и в канавке 12 плунжера 3. Внутренняя замкнутая полость гидронатяжителя образована корпусом 2, плунжером 3 и крышкой 4, заворачивающейся в корпус 2 по резьбе 13.

В крышке 4 выполнен жиклер 5, площадь поперечного сечения которого рассчитывается из условия обеспечения необходимой скорости заполнения рабочей жидкостью (маслом после масляного насоса двигателя) внутренней полости гидронатяжителя, а также из условия создания необходимого гидравлического сопротивления при перемещении плунжера 3 в сторону сжатия силовой пружины 6 под действием усилия со стороны цепи двигателя.

На крышке 4 со стороны торца 14 имеется паз 15 и канал 16, связанный с системой смазки двигателя. Соосно с каналом 16 выполнен жиклер 5. В крышке 4 выполнена также расточка 17 для центрирования силовой пружины 6.

На поверхности 18 корпуса 2 выполнена канавка 19, в которую устанавливается уплотнительное резиновое кольцо 20, исключающее утечки масла через зазор между

поверхностью 18 корпуса 2 и цилиндрической расточкой под гидронатяжитель в корпусе двигателя (на чертежах не показано).

Гидронатяжитель работает следующим образом.

Гидронатяжитель устанавливают в корпусную деталь двигателя (на чертежах не показано) по поверхности 18 корпуса 2.

Для ввода в действие гидронатяжителя через канал в крышке корпусной детали двигателя производится нажатие специальным цилиндрическим стержнем в осевом направлении на торец 14 крышки 4. Усилие от стержня через крышку 4 передается корпусу 2, который перемещается вместе с плунжером 3 до соприкосновения сферической поверхности 22 плунжера 3 с сопрягаемой поверхностью башмака (или рычага «звездочки») цепи. При дальнейшем перемещении корпуса 2 в сторону башмака происходит осевое перемещение плунжера 3 относительно корпуса 2 в сторону сжатия силовой пружины 6. При совпадении канавки 9 на плунжере 3 с осевой координатой монтажного кольца 7, последнее соскальзывает в канавку 9 и не препятствует осевому перемещению плунжера 3 в направлении натяжения цепи. Гидронатяжитель вступает в работу. Канал в корпусной детали двигателя закрывают пробкой.

Масло из масляной системы двигателя через паз 15, канал 16 и жиклер 5 поступает во внутреннюю полость 21 гидронатяжителя. При работе двигателя по мере износа башмака и вытяжки цепи плунжер 3 под действием пружины 6 и давления масла в полости 21 выдвигается из корпуса 2, обеспечивая постоянный контакт торца 22 плунжера 3 с башмаком цепи и тем самым поддерживая необходимое натяжение цепи. При этом происходит последовательная фиксация плунжера 3 по канавкам 10 посредством упорного кольца 11. Нагрузки, воспринимаемые от цепи плунжером 3, передаются маслу во внутренней полости 21 и демпфируются за счет выдавливания масла через жиклер 5 и зазор по прецизионным поверхностям между корпусом 2 я плунжером 3, а также по резьбе 13.

Таким образом, введение в конструкцию гидронатяжителя жиклера 5 со стороны подвода масла обеспечивает необходимую работоспособность гидронатяжителя, упрощает конструкцию и снижает общую трудоемкость изготовления гидронатяжителя.

Наличие уплотнительного кольца по посадочной поверхности гидронатяжителя уменьшает утечки масла через гидронатяжитель.

1. Гидронатяжитель устройства для натяжения ремня, содержащий полый цилиндрический корпус, крышку, силовую пружину, плунжер, составляющий с корпусом прецизионную пару и выполненный в виде стакана с глухим торцем, шаговый механизм одностороннего действия, расположенный на прецизионной поверхности пары и содержащий упорное кольцо, а на внутренней цилиндрической поверхности корпуса - ряд кольцевых канавок несимметричного профиля и монтажное кольцо, отличающийся тем, что в крышке гидронатяжителя соосно со стороны подвода рабочей жидкости выполнен канал, переходящий на конце в жиклер, а со стороны торца поперек крышки выполнен паз, проходящий через соосный канал, причем с противоположной стороны крышки выполнена расточка для центрирования силовой пружины.

2. Гидронатяжитель по п.1, отличающийся тем, что на наружной поверхности корпуса выполнена кольцевая канавка с уплотнительным кольцом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано при строительстве многоствольных дымовых труб для тепловых электростанций, промышленных и отопительных котельных
Наверх