Боевое отделение танка (варианты)

 

Полезная модель относится к области бронетанковой техники, а именно к боевым отделениям танков. Боевое отделение танка содержит броневую башню с пушкой, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с механизированной укладкой боекомплекта, в передней стенке которого выполнено проходное отверстие для подачи боеприпаса в башню танка при заряжании пушки, снабженное подвижной заслонкой. Подвижная заслонка выполнена в виде толстостенной пластины со сплошной стенкой - в одной части и со сквозным отверстием - в другой части, и снабжена автономным приводом перемещения и датчиками положения. Указанная заслонка установлена в полости плоского шлюзового корпуса, с обеспечением возможности совмещения сквозного отверстия заслонки с проходным отверстием в передней стенке корпуса контейнера при подаче боеприпаса, и полного перекрывания проходного отверстия в передней стенке корпуса контейнера после завершения процесса досылания частью заслонки со сплошной стенкой. По второму варианту полезной модели подвижная заслонка установлена в полости башни танка без шлюзового корпуса. 2 с.и 3 з.п. ф-лы, 5 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к области бронетанковой техники, а именно к боевым отделениям танков, и может быть использована как при разработке новых образцов техники, так и при модернизации существующего парка технически устаревших танков.

Известно боевое отделение танка, включающее унифицированную башню танка по изобретению [1], обладающую возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания. Данный контейнер выполнен в виде съемного модуля, в бронированном корпусе которого размещены автоматический механизм заряжания для укладки и заряжания боекомплекта танковой пушки, представляющий собой ленточный конвейер с приводом для вращения конвейера и механизма досылания боеприпаса. В передней стенке выполнено проходное отверстие для подачи боеприпаса в башню танка при заряжании пушки.

Крепление такого транспортно-заряжающего контейнера на башне осуществляется, в опорах, например захватами, выполненными, соответственно, на передней стенке и днище корпуса контейнера, взаимодействующими с несущими кронштейнами башни, как это показано в полезной модели [2], при этом в кормовой стенке башни на линии заряжания пушки выполнено отверстие для прохода боеприпаса из контейнера.

Транспортно-заряжающий контейнер позволяет разместить боекомплект танка вне его обитаемых отделений, что, в свою очередь, обеспечивает возможность выживания экипажа, в случае поражения боеприпасов.

К недостаткам известного боевого отделения относится отсутствие надежной изоляции размещенного в транспортно-заряжающем контейнере боекомплекта от башни танка, в результате чего, в случае повреждения броневого корпуса контейнера и взрыва в нем снарядов, возможно распространение ударной волны в обитаемое отделение через проходное отверстие, выполненное в кормовой стенке башни.

Известно боевое отделение танка [3], содержащее броневую башню с пушкой, забашенный транспортно-заряжающий контейнер, в котором размещен магазин для укладки боекомплекта танковой пушки. В передней стенке контейнера выполнено проходное отверстие для подачи боеприпаса в башню танка при заряжании пушки, перекрываемое падающей заслонкой, расположенной в контейнере, подъем которой при досылании выстрела

осуществляется специально выполненным механическим приводом, связанным с автоматом заряжания. Забашенный контейнер установлен на специальной площадке погона башни и закреплен на выступающих кронштейнах погона. В проеме между передней стенкой корпуса контейнера и задним кормовым листом башни установлены уплотнительные металлические вставки с отверстием в зоне проходного отверстия передней стенки для подачи боеприпаса.

Указанное боевое отделение, принятое по большинству существенных признаков за прототип, обеспечивает решение тех же задач, что и аналог, позволяя разместить боекомплект танка вне обитаемых отделений башни танка. Дополнительно оно содержит решения, обеспечивающие изоляцию внутренних полостей контейнера от внешней среды и обитаемого пространства башни путем установки упомянутых уплотнительных вставок и заслонки для перекрывания проходного отверстия подачи боеприпаса в башню танка по завершению каждого цикла заряжания танковой пушки.

К недостаткам боевого отделения-прототипа относится следующее:

- наличие дополнительного привода, обеспечивающего подъем и опускание подвижной заслонки, работающего от забашенного автомата заряжания танковой пушки, ведет к усложнению конструкции механизма автомата заряжания;

- подъем заслонки и фиксирование ее в поднятом положении требует наличия достаточно мощных силовых элементов, которые смогли бы удерживать заслонку, преодолевая инерционные силы, возникающие при движении танка.

Задача, на решение которой направлена настоящая полезная модель, заключается в разработке боевого отделения танка с повышенными функциональными и эксплуатационными характеристиками.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, заключается в упрощении конструкции автомата заряжания, в надежной изоляции обитаемого отделения башни танка от боекомплекта, размещенного в транспортно-заряжающем контейнере.

Поставленная задача решается тем, что в боевом отделении танка, содержащем броневую башню с пушкой, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с механизированной укладкой боекомплекта, в передней стенке которого выполнено проходное отверстие для подачи боеприпаса в башню танка при заряжании пушки, снабженное подвижной заслонкой, согласно полезной модели, подвижная заслонка выполнена в виде металлической пластины со сплошной стенкой - в одной части и со сквозным отверстием в другой части, установлена в полости плоского шлюзового корпуса, с обеспечением возможности

совмещения сквозного отверстия заслонки с проходным отверстием в передней стенке корпуса контейнера при подаче боеприпаса, и полного перекрывания проходного отверстия в передней стенке корпуса контейнера после завершения процесса досылания частью заслонки со сплошной стенкой, при этом подвижная заслонка снабжена приводом перемещения и датчиками положения.

При этом, плоский шлюзовой корпус установлен на внешней стороне передней стенки корпуса контейнера и соединен с кормовой стенкой башни танка, либо размещен во внутреннем объеме башни танка.

Кроме того, толщина пластины подвижной заслонки составляет 12...20% от диаметра проходного отверстия.

Анализ отличительных признаков изобретения показал следующее:

- выполнение подвижной заслонки в виде металлической пластины со сплошной стенкой - в одной части и со сквозным отверстием в другой части обеспечивает возможность совмещения сквозного отверстия заслонки с проходным отверстием в передней стенке корпуса контейнера при подаче боеприпаса, и полного перекрывания проходного отверстия в передней стенке корпуса контейнера после завершения процесса досылания частью заслонки со сплошной стенкой, обеспечивая тем самым надежную изоляцию обитаемого отделения башни танка от боевой укладки, размещенной в транспортно-заряжающем контейнере;

- выполнение подвижной заслонки с автономным приводом перемещения обеспечивает работу заслонки, без изменения отработанного механизма автомата заряжания;

- наличие шлюзового корпуса обеспечивает задержание пороховых газов, образовавшихся в случае повреждения боеприпаса в транспортно-заряжающем контейнере, препятствуя их дальнейшему распространению в обитаемое отделение. Размещение шлюзового корпуса с установленной в нем подвижной заслонкой на внешней стороне передней стенки корпуса контейнера позволяет осуществлять установку указанного корпуса при модернизации существующего парка танков с минимальными изменениями в конструкции башни. Размещение шлюзового корпуса во внутреннем объеме башни танка возможно при соответствующей доработке башни или в том случае, когда наличие шлюзового корпуса предусмотрено при создании башни танков нового поколения;

- соотношение толщины подвижной заслонки и диаметра проходного отверстия, выполненного в передней стенке транспортно-заряжающего контейнера, обеспечивает достаточную стойкость заслонки (изготовленной из стали средней прочности), в случае,

например, боевого поражения взрыва боеприпасов в механизированной укладке в транспортно-заряжаюшем контейнере.

По второму варианту поставленная задача решается тем, что в боевом отделении танка, содержащем броневую башню с пушкой, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с механизированной укладкой боекомплекта, в передней стенке которого выполнено проходное отверстие для подачи боеприпаса в башню танка при заряжании пушки, снабженное подвижной заслонкой, согласно полезной модели, подвижная заслонка выполнена в виде металлической пластины со сплошной стенкой - в одной части и со сквозным отверстием в другой части, установлена во внутреннем объеме башни танка, с обеспечением возможности совмещения сквозного отверстия заслонки с проходным отверстием в передней стенке корпуса контейнера при подаче боеприпаса, и полного перекрывания проходного отверстия в передней стенке корпуса контейнера после завершения процесса досылания частью заслонки со сплошной стенкой, при этом подвижная заслонка снабжена приводом перемещения и датчиками положения.

Анализ отличительных признаков по второму варианту боевого отделения показал, что влияние отличительных признаков на достижение технического результата полезной модели и причинно-следственная связь между ними и техническим результатом аналогичны рассмотренному выше первому варианту изобретения. Отличие от первого варианта заключается в отсутствии плоского шлюзового корпуса. Указанный вариант выполнения возможен в случае, когда подвижная заслонка установлена в полости башни танка при соответствующей доработке последней. Такое выполнение возможно, например, при модернизации существующих танков, или в том случае, когда выполнение шлюзового корпуса в башне предусмотрено при создании танков нового поколения.

Изобретение поясняется чертежами, где изображено:

на фиг.1 - боевое отделение танка, вид сверху;

на фиг.2 - вид на шлюзовой корпус, установленный на внешней стороне транспортпо-заряжающего контейнера, вид А на фиг.1;

на фиг.3 - подвижная заслонка, размещенная в шлюзовом корпусе, разрез Б-Б на фиг.1;

на фиг.4 - привод подвижной заслонки шлюзового корпуса, разрез В-В на фиг.3;

на фиг.5 - боевое отделение танка по второму варианту полезной модели, вид сверху.

Заявляемое боевое отделение содержит броневую башню 1 (фиг.1) с пушкой 2, забашенный транспортно-заряжающий контейнер 3 с механизированной укладкой боекомплекта

автомата заряжания. В передней стенке 4 контейнера 3 выполнено проходное отверстие «о» для подачи боеприпаса в башню 1 танка при заряжании пушки 2. Отверстие «о» снабжено подвижной металлической заслонкой 5 (фиг.2).

Подвижная заслонка 5 установлена в полости плоского шлюзового корпуса 6, размещенного на внешней стороне передней стенки 4 контейнера 3 и соединенного с кормовой стенкой башни 1 танка.

Подвижная заслонка 5 выполнена в виде металлической пластины, с одной стороны которой выполнено сквозное отверстие «е», диаметр которого равен диаметру d проходного отверстия «о». Толщина h пластины заслонки 5 составляет 12...20% диаметра d проходного отверстия «о». Заслонка 5 установлена в полости плоского шлюзового корпуса 6, с обеспечением возможности совмещения ее сквозного отверстия «е» с проходным отверстием «о» в передней стенке 6 корпуса контейнера при заряжании боеприпаса и полное перекрывание отверстия «о» сплошной ее частью после завершения процесса досылания. Отверстие «о» находится в открытом состоянии только на момент заряжания. Заслонка 5 снабжена электроприводом 7 перемещения и датчиками 8, 8' перемещения. Привод перемещения включает зубчатую рейку 9 и зубчатое колесо 10. Для исключения вертикальных смешений заслонки 5 во время ее перемещения, установлены подпружиненные шарики 11.

Следует отметить, что применение независимого электропривода 7 заслонки 5, в отличие от применявшегося в прототипе механического, упрощает конструкцию автомата заряжания.

В примерах конкретного выполнения заявляемого боевого отделения плоский шлюзовой корпус 6 установлен на внешней стороне передней стенки корпуса контейнера 3, соединен с кормовой стенкой башни 1 танка и может быть размещен между контейнером 3 и башней 1 танка или во внутреннем объеме башни 1 танка.

По второму варианту полезной модели шлюзовой корпус отсутствует. В этом случае подвижная заслонка 5, выполненная той же конструкции, как и по первому варианту, размещена непосредственно в полости башни танка. В этом случае в качестве связующего звена между контейнером и башней танка является проходная труба 12, установленная на линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания.

Работа

Предлагаемое боевое отделение, содержащее подвижную заслонку 5, перекрывающую проходное отверстие «о» и расположенную либо в плоском шлюзовом корпусе 6 (по первому варианту полезной модели), либо не посредственно в полости башни 1 танка

(по второму варианту), обладает надежной изоляцией обитаемого отделения башни танка от боекомплекта, размещенного в транспортно-заряжающем контейнере 3. Подвижная заслонка 5 может быть установлена как на новых современных танках, так и на танках, находящихся на вооружении, с целью их модернизации.

В исходном положении подвижная заслонка 5 перекрывает проходное отверстие «о» для подачи снарядов из контейнера 3 и удерживается с помощью муфты (на фиг. не показана), встроенной в привод 7 перемещения, при этом датчик 8 (датчик исходного положения) замкнут. Подпружиненные шарики 11 препятствуют вертикальному смещению заслонки 5.

Для осуществления операции подачи снаряда из контейнера 3 подвижная заслонка 5 посредством привода 7 перемещается до совмещения ее сквозного отверстия «е» с проходным отверстием «о» в передней стенке 4 контейнера 3, при этом срабатывает датчик 8' (датчик конечного положения), а вышеуказанная муфта привода 7 перемещения удерживает заслонку 5 в данном положении в течении времени, необходимого для перехода снаряда из забашенного транспортно-заряжающего контейнера 3.

По завершению операции заряжания заслонка 5 возвращается в исходное положение.

В случае повреждения боеприпаса в транспортно-заряжающем контейнере 3, шлюзовой корпус 6 обеспечивает удержание пороховых газов, а подвижная заслонка 5 препятствует их дальнейшему распространению в обитаемое отделение башни танка.

Таким образом, вносимые полезной моделью усовершенствования, заключающиеся в повышении (функциональных и эксплуатационных характеристик, обеспечивают надежную изоляцию обитаемого отделения башни танка от боекомплекта, размещенного в транспортно-заряжающем контейнере, что и является решением поставленной задачи.

Источники информации

1. Патент РФ №2233418 на изобретение «Унифицированная башня танка» по заявке №2001114903/02 от 30.05.2001 г., кл. 7 F 41 Н 5/20.

2. Патент РФ №43633 на полезную модель «Модернизированный танк» по заявке №2004129121/22 от 04.10.2004 г., кл. 7 F 41 Н 7/02.

3. Евразийский патент №002225 на изобретение «Танк» по заявке №199900856 от 15.07.1999 г., кл. 7 F 41 Н 7/02.

1. Боевое отделение танка, содержащее броневую башню с пушкой, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с механизированной укладкой боекомплекта, в передней стенке которого выполнено проходное отверстие для подачи боеприпаса в башню танка при заряжании пушки, снабженное подвижной заслонкой, отличающийся тем, что подвижная заслонка выполнена в виде металлической пластины со сплошной стенкой - в одной части и со сквозным отверстием - в другой части, установлена в полости плоского шлюзового корпуса, с обеспечением возможности совмещения сквозного отверстия заслонки с проходным отверстием в передней стенке корпуса контейнера при подаче боеприпаса, и полного перекрывания проходного отверстия в передней стенке корпуса контейнера после завершения процесса досылания частью заслонки со сплошной стенкой, при этом подвижная заслонка снабжена автономным приводом перемещения и датчиками положения.

2. Боевое отделение танка по п.1, отличающееся тем, что плоский шлюзовой корпус размещен на внешней стороне передней стенки корпуса контейнера и соединен с кормовой стенкой башни танка.

3. Боевое отделение танка по п.1, отличающееся тем, что плоский шлюзовой корпус установлен на внешней стороне передней стенки корпуса контейнера и размещен во внутреннем объеме башни танка.

4. Боевое отделение танка по п.1, отличающееся тем, что толщина металлической пластины подвижной заслонки составляет 12...20% от диаметра проходного отверстия.

5. Боевое отделение танка, содержащее броневую башню с пушкой, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с механизированной укладкой боекомплекта, в передней стенке которого выполнено проходное отверстие для подачи боеприпаса в башню танка при заряжании пушки, снабженное подвижной заслонкой, отличающееся тем, что подвижная заслонка выполнена в виде толстостенной пластины со сплошной стенкой - в одной части и со сквозным отверстием - в другой части, установлена во внутреннем объеме башни танка, с обеспечением возможности совмещения сквозного отверстия заслонки с проходным отверстием в передней стенке корпуса контейнера при подаче боеприпаса, и полного перекрывания проходного отверстия в передней стенке корпуса контейнера после завершения процесса досылания частью заслонки со сплошной стенкой, при этом подвижная заслонка снабжена автономным приводом перемещения и датчиками положения.



 

Наверх