Гусеничное транспортное средство высокой проходимости

 

Решение относится к транспортным средствам высокой проходимости, в частности, к гусеничным машинам, обладающим высоким уровнем проходимости и экологичности благодаря сверхнизкому давлению движителя на грунт и предназначенным для транспортировки грузов в особо тяжелых дорожных и климатических условиях. Предложено в корпусе вдоль бортовых листов выполнить ниши, образованные вертикальным бортовым листом, перпендикулярным ему горизонтальным листом-выше верхней ветви гусеницы и наклонным вниз и наружу листом-ниже верхней ветви гусеницы и выше оси ведущего колеса. Такое решение позволяет уширить гусеницы, не выходя за габариты машины, и обеспечить очистку гусениц и колес от грязи и снега.

1 с.п. ф-лы, 2 илл.

Решение относится к транспортным средствам высокой проходимости, в частности, к гусеничным машинам, обладающим высоким уровнем проходимости и экологичности благодаря сверхнизкому давлению движителя на грунт, и предназначенным для транспортировки грузов в особо тяжелых дорожных и климатических условиях.

Известен гусеничный снегоболотоход «Бобр» Заволжского завода гусеничных тягачей (журнал «Авторевю» №22, 1999 г., свидетельство на промышленный образец (11) 48413 (13) S RU БПО №2 16.02.2001, с.51), содержащий цельнометаллический водоизмещающий корпус капотной компоновки. Однако в этом решении нет возможности повышения проходимости за счет применения уширенных гусениц.

В качестве прототипа может быть принято гусеничное транспортное средство высокой проходимости (см. свид. РФ на полезную модель №22115, МКИ 7 В 62 Д 55/00, опуб. 10.03.2002 г.), содержащее гусеничный движитель с опорными катками, ведущим и направляющим колесами и герметичный водоизмещающий корпус с вертикальными бортовыми листами по всей его длине.

Недостатком прототипа является невозможность повышения проходимости за счет применения уширенных гусениц, так как вертикальные бортовые листы корпуса машины представляют собой плоскость, перпендикулярную днищу и не позволяют уширить гусеницу во внутреннюю сторону. Уширение же гусеницы только во внешнюю сторону ограничено предельным габаритом по ширине машины. Кроме того, односторонне уширенная гусеница не симметрична относительно беговой дорожки опорных катков, что приводит к ее скручиванию относительно продольной оси и спаду при движении машины по слабодеформируемому грунту. Эти недостатки устраняются предлагаемым техническим решением.

Задача - совершенствование конструкции гусеничного транспортного средства.

Технический результат - повышение проходимости машины при движении по слабодеформируемому грунту за счет уширения гусеницы без превышения габарита машины по ширине.

Этот технический результат достигается тем, что в гусеничном транспортном средстве высокой проходимости, содержащем гусеничный движитель с опорными катками, ведущим и направляющим колесами и герметичный водоизмещающий корпус с вертикальными бортовыми листами по всей его длине, в корпусе вдоль бортовых

листов выполнены ниши, образованные этим листом, перпендикулярным ему горизонтальным листом - выше верхней ветви гусеницы и наклонным вниз и наружу листом - ниже этого уровня и выше оси ведущего колеса. Угол наклона нижнего листа к горизонтали равен или более угла внутреннего трения снега или грунта.

Благодаря этому уширенная гусеница выполняется симметричной относительно беговой дорожки опорных катков, а габарит машины по ширине не превышает установленные нормы (2,5 м). Кроме того, нижний лист обеспечивает очистку гусеницы от налипшего снега и грунта и самоочистку ниши. Понятие об угле внутреннего трения грунта относится к сыпучим грунтам, зависит от увлажненности и высоты откоса и может меняться от 0 до 90° - для грунта ˜30°, для снега ˜25° (см: Цитович Н.А. Механика грунтов. Высшая школа, 1973 г., с.140-141).

Предлагаемое гусеничное транспортное средство высокой проходимости представлено на фиг.1 - общий вид, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1. Оно содержит кабину 1, установленную на герметичном водоизмещающем корпусе 2. Гусеничный движитель включает гусеницу 3, поддерживающие 4 и опорные катки 5, а также ведущее колесо 6 и направляющее колесо 7. Водоизмещающий корпус 2 в зоне прохождения верхних ветвей гусениц 3 имеет по всей длине ниши 8, образованные вертикальными бортовыми листами 9, наклонным вниз и наружу листом 10 ниже верхней ветви гусеницы и выше оси ведущего колеса 6 под углом к горизонтали, который определяется как равный или более угла внутреннего трения снега или грунта, что обеспечивает эффективное самоочищение ниши от снега и грязи.

Перпендикулярный бортовому листу 9 лист 11 - выше ветви гусеницы 3, закрывает нишу сверху, образуя надгусеничные полки по бокам машины.

Гусеничное транспортное средство работает следующим образом.

При необходимости уширения гусениц 3 устанавливают уширители 12, оптимально используя габарит машины по ширине, как внутрь ниши 8, так и наружу (в пределах установленных габаритов). При движении транспортного средства с таким образом уширенной гусеницей создаются равномерно распределенные нагрузки, облегчая условия ее работы. Происходит очистка гусеницы 3 и самоочистка ниши 8 от грязи и снега.

1. Гусеничное транспортное средство высокой проходимости, содержащее гусеничный движитель с опорными катками, ведущим и направляющим колесами и герметичный водоизмещающий корпус с вертикальными бортовыми листами по всей его длине, отличающееся тем, что в корпусе вдоль бортовых листов выполнены ниши, образованные этим листом, перпендикулярным ему горизонтальным листом - выше верхней ветви гусеницы и наклонным вниз и наружу листом - ниже этого уровня и выше оси ведущего колеса.

2. Гусеничное транспортное средство высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что угол наклона нижнего листа к горизонтали равен или более угла внутреннего трения снега или грунта.



 

Наверх