Пассажирское сиденье салона вагона общественного транспорта

 

Пассажирское сиденье имеет спинку и собственно сиденье, которые снабжены опорными мягкими элементами, расположенными на расстоянии друг от друга и от боковых краев дивана. От прототипа полезная модель отличается тем, что спинка выполнена с наклоном назад и антропометрическим изгибом лицевой поверхности, форму которого повторяют мягкие элементы спинки. В поперечном сечении лицевая поверхность каркаса спинки может иметь три сопрягающихся участка: верхний - дугообразно изогнутый наружу, серединный - дугообразно изогнутый внутрь, нижний- дугообразно изогнутый наружу. Сиденье и спинка могут быть выполненными единым целым или раздельными и соединенными по бокам крепежными пластинами. Пассажирское сиденье может быть выполнено одноместным или двухместным или многоместным.

Полезная модель относится к пассажирским сиденьям для салонов вагонов общественного транспорта, в частности, к пассажирским сиденьям для вагонов метрополитена и трамваев.

Общеизвестны пассажирские сиденья для вагонов метрополитена, выполненные в виде диванов, установленных на рундуках. Такие сиденья имеют каркас, обтянутый покрытием из нетканого материала, например, винилискожей или искусственной кожей, под которым имеется слой поролона. Сиденья в процессе интенсивной эксплуатации быстро изнашиваются, т.к. вся их поверхность, в том числе углы и ребра перегибов, обтянуты мягким материалом, который быстро истирается. Основным недостатком таких диванов является то, что при износе или повреждении хотя бы одного из участков сиденья, подлежит замене весь диван.

Эта проблема частично устраняется в конструкции секционных диванов. Так в патенте на промышленный образец [патент на промышленный образец РФ №40501, опубл. 25.11.04] описан шестиместный мягкий диван для вагона метрополитена, разделенный на три секции. При порче одной секции она подлежит замене, при этом другие секции дивана можно эксплуатировать.

Более долговечными являются жесткие сиденья, например, стеклопластиковые, снабженные мягкими элементами, предназначенными для непосредственного контакта с сидящим пассажиром.

Известно пассажирское сиденье для вагона общественного транспорта, выполненное в форме дивана [Патент РФ на промышленный образец №57561, опубл. 16.09.02] и имеющее в своем составе сиденье и спинку, выполненные раздельно и соединенные между собой пластинами, установленными на боковых поверхностях пассажирского сиденья. Спинка отклоняется назад и сужается к верху. На жестком сиденье и на жесткой спинке закреплены выступающие опорные поверхности в виде мягких элементов, которые расположены на расстоянии друг от друга и от краев дивана. Мягкие элементы имеют треугольную

форму со скругленными углами, при этом вершины треугольников на сиденье и на спинке ориентированы встречно. Панель спинки слегка изгибается, однако мягкие элементы имеют плоскую наружную поверхность, слегка закругленную по контуру. Сиденья более долговечны, чем мягкие диваны, но они не учитывают антропометрические особенности пассажиров.

В качестве прототипа выбрано пассажирское сиденье [патент РФ на промышленный образец №52746, опубл. 16.07.2003], выполненное в виде трехместного дивана и имеющее сиденье и спинку, соединенные между собой сбоку пластинами. Спинка и сиденье дивана, как и вышеописанный аналог, имеет жесткий пластиковый каркас, на котором закреплены выступающие мягкие элементы, расположенные на расстоянии друг от друга и от краев дивана. Каркас сиденья имеет плоскую горизонтальную поверхность, переходящую в наклонную с уклоном вниз в сторону спинки. Каркас спинки в зоне опоры спины пассажира имеет слегка выпуклую поверхность, отклоняющуюся к верху назад. Мягкие элементы выполнены в форме четырехугольников со скругленными углами. Верхняя сторона каждого мягкого элемента спинки дугообразно выгнута вверх. Каждый мягкий элемент сиденья дугообразно выгнут в сторону спинки. Опорные поверхности мягких элементов повторяют изгиб спинки и сиденья и не учитывают антропометрические особенности пассажиров.

В основу полезной модели поставлена задача - повышение удобства эксплуатации, а именно, создание сиденья для вагона рельсового транспорта, учитывающего антропометрические особенности пассажиров, при сохранении высокой ремонтопригодности.

Поставленная задача решается изменением конструкции, в состав которой входит спинка и собственно сиденье, которые снабжены опорными мягкими элементами, расположенными на расстоянии друг от друга и от боковых краев дивана. От прототипа полезная модель отличается тем, что спинка выполнена с наклоном назад и антропометрическим изгибом лицевой поверхности, форму которого повторяют мягкие элементы.

В поперечном сечении лицевая поверхность каркаса спинки может иметь три сопрягающихся участка: верхний - дугообразно изогнутый наружу, серединный - дугообразно изогнутый внутрь, нижний- дугообразно изогнутый наружу.

Сиденье и спинка могут быть выполненными единым целым или раздельными и соединенными по бокам крепежными пластинами.

Пассажирское сиденье может быть выполнено одноместным или двухместным или многоместным.

Более подробно сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых представлено: Фиг.1 - трехместный диван, общий вид, спинка и сиденье - единое целое, Фиг.2 - то же - вид сбоку. Фиг.3 - одноместное сиденье, общий вид. Фиг.4 - пассажирское сиденье, вид боку, спинка и сиденье раздельные.

Реализация полезной модели раскрывается на примере пассажирского сиденья для вагона метрополитена. Сиденье может быть выполнено одноместным (кресло), двухместным, многоместным, например, в виде дивана. Его основанием может служить нижний ящик - рундук (на Фигурах не показан).

Каркас пассажирского сиденья может быть выполнен из пластика или дерева или любого другого конструкционного материала, применяемого в мебельной промышленности. Каркас пассажирского сиденья имеет собственно сиденье 1 и спинку 2, которые могут быть выполнены единым целым (Фиг.1, 2, 3,) или состоять из раздельных элементов (Фиг.4), соединенных по бокам крепежными пластинами 3. Опорная поверхность каркаса собственно сиденья 1 под небольшим углом (˜6°) наклоняется вниз в сторону спинки 2 и закругляется спереди.

Спинка 2 выполнена с наклоном назад и антропометрическим изгибом лицевой поверхности, который соответствует физиологическому лондозу спины человека. В поперечном сечении лицевая поверхность каркаса спинки имеет три сопрягающихся участка: верхний участок 4, соответствующий шейному отделу позвоночника - дугообразно изгибается наружу, серединный участок 5, соответствующий грудному отделу позвоночника - дугообразно изгибается внутрь, нижний участок 6, соответствующий поясничному отделу позвоночника -дугообразно изгибается наружу. На верхней поверхности собственно сиденья 1 и на лицевой поверхности спинки 2 имеются выступающие опорные мягкие элементы 7. Опорные мягкие элементы могут иметь, например, прямоугольную форму со скругленными углами. Мягкие элементы 7 расположены на расстоянии друг от друга и от боковых краев дивана. Они имеют в основе мягкий

синтетический пористый материал, например поролон, неопрен (пористый каучук) и т.д. Сверху мягкая основа обтянута кожей, искусственной кожей, тканью или иным синтетическим прочным обивочным материалом. Изгиб мягких элементов 7 повторяет изгиб поверхностей собственно сиденья и спинки.

Сидящий пассажир опирается спиной на спинку пассажирского сиденья. Наклон и изгиб спинки и изгиб мягкого элемента является антропометрическим, т.е. повторяет изгиб позвоночника человека. Верхний и нижний выступающие наружу изгибы мягкого элемента являются опорными, соответственно, для шейного и поясничного отдела позвоночника, таким образом, при откидывании назад, на спинку сиденья, снимается нагрузка с позвоночника сидящего пассажира.

Каркас элементов сиденья, выполненный из пластика, является долговечным. Износу подвергаются в основном только мягкие элементы. При их износе или повреждении не нужно заменять все сиденье. Ремонт можно произвести на месте без демонтажа всего сиденья, а осуществив замену только поврежденного мягкого элемента.

1. Пассажирское сиденье салона вагона общественного транспорта, имеющее спинку и собственно сиденье, которые снабжены выступающими опорными мягкими элементами, расположенными на расстоянии друг от друга и от боковых краев сиденья, отличающееся тем, что спинка выполнена с наклоном назад и антропометрическим изгибом лицевой поверхности, а именно: верхний - дугообразно изогнутый наружу, серединный - дугообразно изогнутый внутрь, нижний - дугообразно изогнутый наружу, - форму которого повторяют мягкие элементы спинки.

2. Пассажирское сиденье по п.1, отличающееся тем, что спинка и собственно сиденье выполнены раздельными и соединены по бокам крепежными пластинами.

3. Пассажирское сиденье по п.1 или 2, отличающееся тем, что выполнено одноместным.

4. Пассажирское сиденье по п.1 или 2, отличающееся тем, что выполнено двух- или многоместным.



 

Наверх