Привод запорно-регулирующей арматуры

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в качестве привода для трубопроводной запорно-регулирующей арматуры. Привод содержит размещенные в корпусе две зубчатые передачи, у первой из которых на ведущем валу размещен маховик и ведомый элемент связан с исполнительным механизмом арматуры, а ведомый элемент второй передачи взаимосвязан с ведущим валом первой. Техническая задача, решаемая в предлагаемом устройстве - обеспечение возможности двухскоростной работы привода при ручном управлении. Новизна привода заключается в том, что ведомый элемент второй передачи жестко закреплен на ведущем валу первой передачи, при этом ведущий вал второй передачи выполнен с посадочным хвостовиком под маховик. Первая из зубчатых передач может быть выполнена спироидной, червячной, цилиндрической, а вторая - цилиндрической, которая может быть или повышающей, или понижающей. Привод обеспечивает двухскоростной режим работы при перемещении запорного органа, что позволяет улучшить условия труда обслуживающего персонала.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в качестве привода для трубопроводной запорно-регулирующей арматуры.

Известно приводное устройство для арматуры, содержащее шток и зубчатую цилиндрическую передачу, ведомое колесо которой выполнено с ходовой резьбой на ступице, контактирующей со штоком исполнительного механизма (см. а.с. N 1812384, СССР, М. кл. F 16 K 31/00, БИ N 16 - 1993).

Недостатком известного устройства является сложность реализации большого передаточного отношения без существенного увеличения габаритов. Необходимость в большом передаточном отношении вызвана высокими нагрузками в начальный момент работы привода - при страгивании с места запорного элемента.

Известно приводное устройство для управления трубопроводной арматурой, содержащее червячную передачу, червячное колесо которой связано с исполнительным механизмом посредством резьбовой втулки (см. а.с. N 1086276, СССР, М. кл. F 16 K 31/54, БИ N 14-1984).

Недостатком известного устройства является то, что после страгивания с места запорного органа при ручном управлении оно не позволяет увеличить скорость перемещения запорного органа.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является ручной дублер электрического привода, содержащий размещенные в корпусе две зубчатые передачи - червячную, червячный вал которой посредством кулачков связан с маховиком, а червячное колесо - с исполнительным механизмом, и цилиндрическую, ведомое колесо которой взаимосвязано с червячным валом посредством кулачковой муфты и установлено на червячном валу с возможностью перемещения вдоль его оси и фиксации относительно корпуса, а ведущая шестерня связана с электродвигателем (см. а.с. N 1168764, СССР, М. кл. F 16 К 31/05, БИ №27 - 1985).

Известное устройство имеет общие признаки с предлагаемым - две зубчатые передачи, однако функции передач в известном и предлагаемом устройствах различны. В известном устройстве первая передача обеспечивает кинематическую связь между маховиком и исполнительным механизмом, а вторая - между электродвигателем и исполнительным механизмом. При этом конструктивно обеспечен обязательный разрыв кинематической цепи второго привода при работе первого, и наоборот, что значительно усложнило конструкцию устройства. Кроме того, использование электродвигателя не всегда может быть обеспечено условиями эксплуатации привода, а при ручном управлении невозможно существенно увеличить скорость перемещения запорного органа после начального момента «страгивания с места».

Техническая задача, решаемая в предлагаемом устройстве - создание конструкции привода, обеспечивающей двухскоростной режим перемещения исполнительного органа при ручном управлении, что позволит снизить усилие на маховике в начальный, наиболее нагруженный момент, и повысить быстродействие привода в последующем малонагруженном режиме.

Поставленная задача решается с помощью того, что в приводе, включающем размещенные в корпусе две зубчатые передачи, у первой из которых на ведущем валу размещен маховик и ведомый элемент связан с исполнительным механизмом, а у второй ведомый элемент взаимосвязан с ведущим валом первой, ведомый элемент второй передачи жестко закреплен на ведущем валу первой передачи, при этом ведущий вал второй передачи выполнен с посадочным хвостовиком под маховик.

Первая из зубчатых передач может быть выполнена спироидной (или червячной), а вторая - цилиндрической.

Цилиндрическая зубчатая передача может быть выполнена повышающей.

Цилиндрическая зубчатая передача может быть выполнена понижающей.

Сущность технического решения поясняется чертежом, где изображен общий вид привода.

Привод содержит размещенный в корпусе 1 червячный вал 2, взаимодействующий со спироидным (или червячным) колесом 3, которое взаимосвязано с запорным органом (на чертеже не показан). В корпусе 1 также размещена двухступенчатая цилиндрическая зубчатая передача 4, ведомое колесо 5 которой жестко закреплено на червячном валу 2. Цилиндрическая передача может быть как повышающей (предпочтительный вариант), так и понижающей - в зависимости от передаточного отношения спироидной (или червячной) пары. На червячном валу 2 размещен маховик 6 ручного управления, при этом ведущий вал 7 цилиндрической зубчатой передачи 4 выполнен с хвостовиком 8 под маховик.

Привод работает следующим образом.

В начальный момент перемещения запорного органа, когда нагрузка на привод наиболее высока, ее снижения добиваются посредством высокого передаточного отношения в спироидной (или червячной) паре и перемещение запорного органа начинают, поворачивая червячной вал 2 с помощью маховика 6. После страгивания с места запорного органа нагрузка уменьшается, и чтобы увеличить скорость вращения спироидного (или червячного) колеса 3, маховик 6 переносят на хвостовик 8 ведущего вала 7 цилиндрической передачи, которая в этом случае выполнена повышающей. Спироидное (или червячное) колесо 3 получает возможность вращаться с большей скоростью, что уменьшает время работы привода, а значит, улучшает условия труда. Возможен второй вариант. Если спироидная (или червячная) пара выполнена с небольшим передаточным отношением (например, для повышения КПД), то цилиндрическую зубчатую передачу 4

выполняют понижающей, и тогда в начальный момент работы привода поворачивают ведущий вал 7 цилиндрической передачи, преодолевая высокую нагрузку, а потом переставляют маховик 6 на червячный вал 2 и вращают спироидное (или червячное) колесо 3 с большей скоростью.

Предлагаемая конструкция обеспечивает двухскоростной режим работы привода при ручном управлении, позволяя уменьшить усилие на маховике в начальный момент и повысить быстродействие привода в последующем малонагруженном режиме. Кроме того, конструкция привода отличается простотой и надежностью.

1. Привод задорно-регулирующей арматуры, включающий размещенные в корпусе две зубчатые передачи, у первой из которых на ведущем валу размещен маховик и ведомый элемент связан с исполнительным механизмом, а у второй ведомый элемент взаимосвязан с ведущим валом первой, отличающийся тем, что ведомый элемент второй передачи жестко закреплен на ведущем валу первой передачи, при этом ведущий вал второй передачи выполнен с посадочным хвостовиком под маховик.

2. Привод по п.1, отличающийся тем, что первая из зубчатых передач выполнена спироидной, а вторая - цилиндрической.

3. Привод по пп.1 и 2, отличающийся тем, что цилиндрическая передача выполнена повышающей.

4. Привод по пп.1 и 2, отличающийся тем, что цилиндрическая передача выполнена понижающей.



 

Похожие патенты:
Наверх