Канатное тяговое устройство

 

Использование: Грузоподъемная техника, в частности, устройства для испытания наружных лестниц. Задача: Повышение эксплуатационных качеств и безопасности эксплуатации. Сущность: Канатное тяговое устройство состоит из вертикальной стойки с опорным диском, на которую отверстиями устанавливают комплект пластин в зависимости от испытательной нагрузки. В верхней части стойки посредством съемного пальца закрепляется лебедка с барабаном, на котором размещен канат с крюком. Вал барабана выполнен полым и с одной стороны соединяется со съемной рукояткой, а с другой стороны посредством зубчатой предохранительной муфты - с редуктором, приводимым во вращение электродвигателем. Редуктор содержит самотормозящую червячную передачу. Полумуфта, размещенная на выходном валу редуктора, установлена на шлицах и подпружинена, и своим торцем взаимодействует со стержнем, проходящим сквозь полый вал барабана. Стержень упирается в торец рукоятки при ее установке, что позволяет размыкать предохранительную муфту. При испытании канат разматывают рукояткой, крюк закрепляют за ступень лестницы, рукоятка снимается, и с пульта дистанционного управления подают напряжение на электродвигатель, который вращая барабан, поднимая лебедку вместе с комплектом грузов. Технический результат: Компактность конструкции, удобство сборки и разборки, механическая блокировка, исключающая возможность травмирования оператора.

Полезная модель относится к грузоподъемной технике, в частности, к канатным тяговым устройством для испытания наружных лестниц зданий, например, пожарных, ограждений крыш и т.п.

Известны канатные тяговые машины (см. патент РФ №2033961), в которых приводной двигатель через редуктор и фрикционную муфту, включаемую и отключаемую рукояткой, вращает шкив канатной тяги.

В случае использования известных тяговых машин для испытания лестниц возникает ряд эксплуатационных недостатков, связанных с размещением и хранением каната из-за отсутствия барабана, настройкой заданного усилия испытания и требуемой длины каната. Кроме того, устройство достаточно сложное в связи с наличием механизмов направляющих и прижимных роликов.

Среди известных устройств наиболее близким по технической сущности к заявляемому (прототипом) является канатное тяговое устройство, предназначенное для испытания на прочность ступени лестницы (см. «Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний.» НПБ 245-2001. Москва. 2001 г., приложение 1, рис.1)

Известное устройство содержит сварную платформу (корпус), на которой размещен груз переменной массы. К платформе жестко закреплена лебедка с барабаном, на котором уложен канат. Вал барабана с одной стороны через редуктор соединен с электродвигателем, а с другой стороны -с рукояткой ручного привода. При испытании канат закрепляют посредством захватного устройства (например, крюка) за ступень лестницы.

Недостатками известного устройства являются его громоздкость из-за крупногабаритной сварной платформы, низкие эксплуатационные качества связанные с закреплением лебедки и грузов, а также повышенная травмоопасность при работе рукояткой в случае ошибочного включения электродвигателя.

Задача предлагаемого канатного устройства тягового устройства -снизить габариты, облегчить монтаж и демонтаж, повысить безопасность эксплуатации устройства.

Решение поставленной задачи достигается за счет того, что корпус выполнен в виде вертикальной стойки с опорным диском, а груз переменной массы состоит из комплекта пластин с отверстием, размещенных на вертикальной стойки. Лебедка закреплена сверху вертикальной стойки посредством съемного пальца. Рукоятка выполнена съемной с возможностью фиксации. Редуктор и барабан соединены предохранительной муфтой, одна из полумуфт которой установлена с возможностью осевого смещения и подпружинена относительно выходного вала редуктора. Указанная полумуфта своим торцем взаимодействует со стержнем, проходящим сквозь полый вал барабана до упора в торец рукоятки.

Проведенный анализ общедоступных источников информации об уровне развития техники в данной области не позволил выявить техническое решение, тождественное заявленному, на основании чего делается вывод с неизвестности последнего, т.е. соответствии представляемого в настоящей заявке решения критерию «новизна».

Канатное тяговое устройство (фиг.1, фиг.3) содержит корпус, состоящий из основания 1 и вертикальной стойки 2, на которую с помощью отверстий устанавливается пластины 3. В верхней части вертикальной стойки 2 посредством съемного пальца 4 закреплена лебедка 5. Лебедка содержит барабан 6, закрепленный на полом валу 7. На выступающей части вала 7 размещается рукоятка 8 (фиг.1) с фиксатором 9. Противоположный конец вала 7 выполнен в виде зубчатой полумуфты 10, взаимодействующей с

зубчатой полумуфтой 11, установленной на шлицах выходного вала 12 двухступенчатого редуктора 13. Полумуфта 11 замыкается с полумуфтой 10 пружиной 14. На торец полумуфты 11 опирается стержень 15, проходящий сквозь полый вал 7 и взаимодействующий с рукояткой 8 при ее установке (фиг.1). Редуктор 13 (фиг 2, фиг.3) состоит из червячной 16, 17 и конической 18, 19 зубчатых передач. С входным валом 20 редуктора 13 соединен электродвигатель 21. На барабане 6 уложен канат 22 с захватным органом, например, крюком 23, зацепляющимся при испытании со ступенью лестницы (фиг.1). Для переноса лебедки используются ручки 24, для устойчивости в транспортном положении - опоры 25 (фиг.2, 3). Электродвигатель 21 подключен к пульту дистанционного управления, питающегося от аккумулятора (не показаны).

При подготовке к испытаниям канатное тяговое устройство транспортируют на место испытаний в разобранном состоянии. При сборке тягового устройства на стойку 2 корпуса 1 устанавливают комплект пластин 3, который подбирают в зависимости от испытательной нагрузки. На верхнюю часть стойки 2 устанавливают лебедку 5 и фиксируют ее посредством съемного пальца 4. На выходной конец полого вала 7 барабана устанавливают съемную рукоятку 8 и стопорят ее фиксатором 9. При этом стержень 15, взаимодействуя с торцем рукоятки 8, перемещается в сторону зубчатой полумуфты 11 и, смещая последнюю по шлицам вала 12, выводит ее из зацепления с полумуфтой 10, тем самым отсоединяя барабан 6 от редуктора 13.

Вращая рукоятку 8, разматывают канат 22 на требуемую для испытаний длину, закрепляют крюк 23 за ступень лестницы. Обратным вращением рукоятки 8 выбирают слабину каната 22, затем рукоятку 8 снимают, при этом полумуфты 10 и 11 посредством пружины 14 зацепляются.

Все участвующие в испытаниях удаляются на безопасное расстояние. Нажатием кнопки «подъем» пульта дистанционного управления подают

напряжение на электродвигатель 21, который через входной вал 20, коническую 18, 19 и червячную 16, 17 передачи приводит во вращение выходной вал 12 редуктора и связанный с ним барабан 6. Канат 22, наматываясь на барабан 6, поднимает лебедку 5 и связанный с ней корпус 1 с комплектом пластин 3 на высоту 200-300 мм от плоскости установки (земли). Затем с пульта дистанционного управления отключают электродвигатель 21 и выдерживают испытательный груз в подвешенном состоянии в течении заданного времени. Удержание груза осуществляется за счет самотормозящей червячной передачи 16, 17.

После выдержки нажатием кнопки «опускание» пульта дистанционного управления реверсируют электродвигатель 21 и опускают основание 1 с комплектом дисков 3 и лебедкой 5 на землю. Затем, переставляют крюк 23 на следующую ступень лестницы и проводят следующий цикл испытаний как описано ранее.

Предлагаемое канатное тяговое устройство характеризуется удобством транспортирования, разборки и сборки на месте испытаний, поскольку состоит из модулей, которые может поднять один оператор, а также простой схемой сборки без применения дополнительных ключей.

Устройство обеспечивает безопасность проведения испытаний за счет исключения возможности его перегрузки, поскольку максимальная испытательная нагрузка не может превысить веса устройства. В случае работы рукояткой при настройке тягового устройства привод (редуктор и электродвигатель) предохранительной муфтой отсоединяется от барабана, что исключает возможность травмирования оператора при случайном включении электродвигателя.

Канатное тяговое устройство, преимущественно для испытания наружных лестниц, на корпусе которого размещен груз переменной массы и закреплена лебедка с барабаном, на котором размещен канат с крюком, при этом вал барабана с одной стороны соединен через редуктор с электродвигателем, а с другой стороны - с рукояткой, отличающееся тем, что корпус выполнен в виде вертикальной стойки с опорным диском, груз переменной массы состоит из комплекта пластин с отверстием, размещенных на вертикальной стойке, лебедка закреплена сверху вертикальной стойки посредством съемного пальца, рукоятка выполнена с возможностью фиксации, редуктор и барабан соединены предохранительной муфтой, одна из полумуфт которой установлена с возможностью осевого смещения и подпружинена относительно выходного вала редуктора, и своим торцем взаимодействует со стержнем, проходящим сквозь полый вал барабана до упора в торец рукоятки.



 

Наверх