Зубонадесневая шина

 

Полезная модель относится к области медицины, а именно ортопедической стоматологии, в частности к временным шинам. Сущность полезной модели заключается в том, что в зубонадесневой шине, содержащей базис, состоящий из вестибулярной и оральной пластин, -к пластинам базиса, со стороны коронок зубов, присоединены кольцевые опорно-удерживающие кламмеры, соединенные попарно в единую цепь. Зубонадесневая шина выполнена литьевым прессованием, например, из эластичного термопластического материала. Благодаря своему строению и эластичности материала Зубонадесневая шина препятствует растеканию трансплантационной смеси или раздавливанию ее пищевым комком в процессе жевания, обеспечивая покой на протяжении всего времени ее перестройки в зрелую кость, и позволяет сохранить искомую форму и объем недостающей части альвеолярного отростка. Вместе с тем Зубонадесневая шина гигиенична и может быть использована как повязка для нанесенных лекарственных препаратов на область операции.

Полезная модель относится к области медицины, а именно ортопедической стоматологии, в частности к временным шинам.

Известны мичиганская шина, описана S. Ramfjord и М. Ash в 1966 г., которая представляет собой "жесткое, прозрачное, изготовленное методом горячей полимеризации акриловое приспособление, которое покрывает все зубы верхней челюсти и имеет плоские контакты в центральной окклюзии для всех зубов-антагонистов нижней челюсти" и ее модификация (Грудянов А.И., Стариков Н.А., Ерохин А.И., Опыт применения мичиганской шины для временного шинирования при проведении остеогингивопластики // Стоматология - 2004 - №4 - С.56-60.), содержащая окклюзионную поверхность и борта, границы которых проходят следующим образом: на вестибулярной поверхности резцов, клыков и премоляров край шины закрывает 1/2, часть вестибулярных поверхностей зубов, а у моляров половину высоты коронок зубов. С небной стороны край шины располагается на расстоянии 6-8 мм от краевого пародонта. Участки ретенции шины располагают в области моляров, стараясь перекрывать линию обзора не более чем на 1,5-2,0 мм; в случае необходимости производят укорочение границ шины в этой области, т.е. перекрывали менее 1/2, высоты коронки зуба.

Не умаляя достоинств известной шины, следует отметить возможность возникновения дисфункции височно-нижнечелюстного сустава и перегрузки зубов антагонистов из-за биомеханической обоснованности ее конструкции. Толщина шины не менее 2 мм вызывает завышение прикуса, плоские окклюзионные контакты нарушают процесс пережевывания пищи и в свою очередь это приводит к перегрузке зубов антагонистов и височно-нижнечелюстного сустава. Шина не доходит до слизистой оболочки альвеолярного отростка и не защищает область операции.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является зубонадесневая шина, применяемая для иммобилизации отломков нижней челюсти при переломе, состоящая из металлического каркаса и базиса из жесткой базисной пластмассы, при этом металлические перемычки каркаса, проходящие с вестибулярной на оральную поверхность шины, располагаются между зубами, а базис не доходит до переходной складки (Ортопедическая стоматология: Учебник / Под ред. В.Н.Копейкина. - М.: Медицина, 1988. - С.452).

При всех достоинствах известной зубонадесневой шины следует отметить, что процесс изготовления шины сложен, так как ее изготавливают из двух материалов: металл и жесткая базисная пластмасса, конструкция не имеет кламмеров, а базис шины не доходит до переходной складки, поэтому фиксация шины ненадежна и жевательная нагрузка передается на ткани альвеолярного отростка. Металлические перемычки между зубами могут травмировать твердые ткани зубов. Шину противопоказано применять при подвижности зубов, даже I степени.

Техническим результатом, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, является упрощение конструкции, повышение эффективности лечения за счет улучшения фиксации трансплантационной смеси, придания ей стабильной формы и зашиты от внешних механических нагрузок, а также возможности использования зубонадесневой шины при подвижности зубов. При этом исключается травма твердых тканей зубов.

Поставленный технический результат достигается тем, что в зубонадесневую шину, содержащую базис, состоящий из вестибулярной и оральной пластин, - к пластинам базиса, со стороны коронок зубов присоединены кольцевые опорно-удерживающие кламмеры, соединенные попарно в единую цепь.

Зубонадесневая шина выполнена путем литьевого прессования, например, из эластичного термопластического материала «Dental D» (Италия), Valplast (США), Acental Dental (Сан-Марино).

На фиг.1 представлен эскиз зубонадесневой шины в прямой проекции; на фиг.2 - эскиз зубонадесневой шины вид сверху и на фиг.3 - разрез эскиза зубонадесневой шины после фиксации трансплантационной смеси в боковой проекции.

Зубонадесневая шина содержит (фиг.1:3) вестибулярную 1 пластину базиса 2 и оральную 3 пластину базиса 2, и присоединенные к ним кольцевые опорно-удерживающие кламмеры 4 соединенные попарно в единую цепь. Боковые границы пластин 1 и 3 базиса 2 перекрывают область операции на 0,5-1 см, нижняя граница базиса 2 проходит по переходной складке 5, огибая естественные тяжи и уздечки, а верхняя граница базиса 2 - по экватору зубов 6. Опорно-удерживающие кламмеры 4 имеют по две окклюзионные накладки 7. Опорно-удерживающие кламмеры 4 располагают на каждом зубе 8 в области операции и на 2-х или 3-х зубах 9 рядом стоящих с областью операции.

Зубонадесневую шину изготавливают до операции на специально подготовленной модели и устанавливают в полости рта пациента сразу после операционного вмешательства.

Конструктивное решение данной зубонадесневой шины позволяет за счет высокой точности соприкосновения поверхностей вестибулярной 1 и оральной 3 пластин базиса 2 со слизистой альвеолярного отростка надежно фиксировать и стабилизировать зубонадесневую шину в полости рта. Перераспределение нагрузки между альвеолярным отростком и зубами обеспечивается не только за счет эластичности материала, но и за счет наличия в зубонадесневой шине опорно-удерживающих кламмеров 4, охватывающих каждый зуб 8 в области оперативного вмешательства и по 2-3 зуба 9 рядом стоящих с областью операции и увеличением границ базиса 2 до переходной складки 5. Благодаря этому зубонадесневая шина препятствует растеканию трансплантационной смеси 10 или раздавливанию ее пищевым комком в процессе жевания (фиг.3), обеспечивая покой на протяжении всего времени

ее перестройки в зрелую кость, и позволяет сохранить искомую форму и объем недостающей части альвеолярного отростка. Вместе с тем зубонадесневая шина гигиенична и может быть использована как повязка для нанесенных лекарственных препаратов на область операции.

Проведенный заявителями анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемой полезной модели, позволил установить, что заявители не обнаружили аналог, характеризующийся признаками тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявляемой полезной модели.

Определение из перечня аналогов наиболее близкого технического решения (прототипа) позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому техническому результату отличительных признаков в заявляемой полезной модели «Зубонадесневая шина».

Следовательно, заявляемая полезная модель соответствует критерию «новизна».

Критерий «промышленная применимость» подтверждается тем, что зубонадесневая шина может быть изготовлена методом литьевого прессования из термопластических материалов, например «Dental D» (Италия), Valplast (США), Acental Dental (Сан-Марино), и может быть эффективно использована в ортопедической стоматологии.

1. Зубонадесневая шина, содержащая базис, состоящий из вестибулярной и оральной пластин, отличающаяся тем, что к пластинам базиса, со стороны коронок зубов присоединены кольцевые опорно-удерживающие кламмеры, соединенные попарно в единую цепь.

2. Зубонадесневая шина по п.1, отличающаяся тем, что она выполнена литьевым прессованием, например, из эластичного термопластического материала.



 

Наверх