Задвижка

 

Предлагаемая полезная модель направлена на повышение надежности работы задвижки, обеспечение фиксации при перекосе или провисании фиксируемой створки, а также на улучшение удобства ее использования. Задвижка является компактной и имеет эстетичный внешний вид. Указанный технический результат достигается задвижкой, содержащей корпус с ригелем, снабженным приводным элементом в виде рычага, пропущенного через направляющий вырез в корпусе и установленного с возможностью поворота относительно оси, параллельной поверхности ригеля и перпендикулярной его продольной оси, при этом концы оси поворота рычага зафиксированы в корпусе, а в ригеле выполнено отверстие, в котором размещен закругленный нижний конец рычага, причем верхний конец рычага, выступающий из верхней части корпуса задвижки, выполнен в виде рукоятки. Корпус задвижки состоит из двух частей и является разъемным, при этом основная часть корпуса с нижней стороны снабжена в своей средней части вставной пластиной, в которой выполнено отверстие, повторяющее по форме и размерам отверстие в ригеле и снабженное скосами с двух противоположных сторон по ходу перемещения ригеля, а в его другой части выполнена полость для фиксации ригеля, снабженная верхним и боковыми скосами со стороны, примыкающей к основной части корпуса.

Предлагаемая задвижка относится к скобяным изделиям и может быть использована для запирания дверок шкафов, оконных створок, форточек, дверей бытовых и служебных помещений.

Известно замковое устройство [пат. РФ №2197589, опубл. 27.01.03], содержащее корпус с отверстием, крышку и запорный элемент, состоящий из ригелей и кулачка с хвостовиком, продольная ось которого перпендикулярна направлению перемещения ригелей, при этом ригели установлены в направляющих корпуса с возможностью выдвижения из корпуса и присоединены к рамке из деформируемого материала, надетой на кулачок. Недостатком известного замкового устройства являются довольно значительные габариты, ограничивающие его применение. Кроме того, рамка из упруго-пластичного или пластичного материала, используемая в известном устройстве, быстро теряет свои свойства, что уменьшает срок его службы до нескольких десятков циклов.

Наиболее близкой к заявляемой является задвижка [свидетельство на ПМ РФ №18551, опубл. 27.06.01], содержащая корпус, снабженный ригелем, установленным с возможностью возвратно-поступательного движения, и приводной элемент ригеля в виде рычага, пропущенного через продольный направляющий вырез в верхней части корпуса и установленного с возможностью поворота относительно оси, параллельной поверхности ригеля и перпендикулярной его продольной оси, при этом концы оси поворота рычага зафиксированы в корпусе, а в ригеле выполнено отверстие, в котором размещен закругленный нижний конец рычага, причем верхний конец рычага, выступающий из корпуса задвижки выполнен в виде рукоятки.

Недостатком известной задвижки является недостаточно высокая надежность его работы, обусловленная недостаточным заглублением закругленного конца рычага в теле ригеля и наклоном боковых стенок отверстия в ригеле, которые делают возможным проскальзывание рычага, а также

затруднение либо невозможность фиксации, проявляющиеся при некотором перекосе или провисании фиксируемой створки.

Задачей полезной модели является повышение надежности работы задвижки, а также обеспечение ее фиксации при перекосе или провисании фиксируемой створки.

Поставленная задача решается задвижкой, содержащей корпус с ригелем, снабженным приводным элементом в виде рычага, пропущенного через направляющий вырез в корпусе и установленного с возможностью поворота относительно оси, параллельной плоскости ригеля и перпендикулярной его продольной оси, при этом концы оси поворота рычага зафиксированы в корпусе, в ригеле выполнено отверстие для нижнего конца рычага, а верхний конец рычага, выступающий из верхней части корпуса задвижки, выполнен в виде рукоятки, при этом, в отличие от известной, корпус задвижки состоит из двух частей и выполнен разъемным, основная часть корпуса с нижней стороны снабжена в своей средней части вставной пластиной, в которой выполнено отверстие, повторяющее по форме и размерам отверстие в ригеле и снабженное скосами с двух противоположных сторон по ходу перемещения ригеля, а в его другой части выполнена полость для фиксации ригеля, снабженная верхним и боковыми скосами со стороны, примыкающей к основной части корпуса.

В частном случае осуществления полезной модели внешняя часть корпуса может иметь форму целой либо усеченной по хорде полусферы, что дополнительно обеспечивает компактные размеры и эстетичный внешний вид задвижки.

В другом частном случае осуществления полезной модели внешняя часть корпуса задвижки может быть выполнена в виде боковой части цилиндра, что также обеспечивает компактные размеры и эстетичный внешний вид задвижки.

Еще в одном частном случае осуществления полезной модели корпус задвижки может быть выполнен из двух полусфер различного диаметра, при этом полусфера меньшего диаметра смонтирована по центру верхней стороны полусферы большего диаметра, что при компактности задвижки дополнительно повышает удобство при ее использовании за счет увеличенной длины рычага.

В одном из частных случаев осуществления полезной модели ее поворотная рукоятка может быть выполнена в форме цилиндра, перпендикулярного продольной оси рычага, что дополнительно обеспечивает максимальное удобство при использовании задвижки.

В другом частном случае осуществления полезной модели ее поворотная рукоятка может быть выполнена в форме крюка, являющегося продолжением рычага, что также обеспечивает удобство при использовании задвижки.

Наглядно задвижка представлена на чертежах и фотографиях, где на фиг.1 схематически показано устройство основной части корпуса с ригелем и его приводным элементом (фронтальное сечение), на фиг.2 схематически показано устройство фиксирующей части корпуса (вид со стороны, примыкающей к основной части и принимающей ригель). На фиг.3а и 3б показан внешний вид задвижки с корпусом, выполненным из двух полусфер различного диаметра и рукояткой в виде цилиндра, перпендикулярного продольной оси рычага (соответственно, фронтальный вид и вид сбоку).

Задвижка включает корпус 1, который состоит из двух частей: основной и фиксирующей, и выполнен разъемным. Основная часть корпуса содержит ригель 2, снабженный приводным элементом в виде рычага 3, размещенного в направляющем вырезе 4 корпуса 1. С нижней стороны основной части корпуса размещена вставная пластина 5, для крепления которой в корпусе выполнен сквозной в направлении движения ригеля паз, снабженный с тыльной стороны основной части корпуса буртиком 6 для упора пластины 5.

Рычаг 3 установлен с возможностью поворота относительно оси 7, параллельной плоскости ригеля 2 и перпендикулярной его продольной оси, при этом концы оси 7 зафиксированы в корпусе 1. Форма рычага обусловлена формой корпуса задвижки и может отличаться от его формы, показанной на фиг.1. Верхний конец 8 рычага 3, выступающий из корпуса задвижки, заканчивается поворотной рукояткой 9, используемой для закрывания и открывания задвижки путем поворота рычага 3. При этом упомянутой рукоятке может быть придана соответствующая форма, обеспечивающая компактность устройства и удобство при использовании.

Нижний закругленный конец 10 рычага 3 свободно проходит сквозь прямоугольное отверстие 11, выполненное в ригеле 2, и выступает в сообщающееся с ним отверстие 12, выполненное во вставной пластине 5. Отверстие 12 повторяет своей формой и размерами отверстие 11, выполненное в ригеле, и снабжено скосами 13, находящимися с двух его противоположных сторон по ходу перемещения ригеля 2 и обеспечивающими плавное движение ригеля при повороте рычага 3.

Фиксирующая часть корпуса 1 обеспечивает фиксацию ригеля 2, для чего в ней выполнена полость 14, соответствующая размерам и форме ригеля. Полость 14 со стороны, принимающей ригель, которая примыкает к основной части корпуса задвижки, снабжена скосами 15, верхним и двумя боковыми.

Корпус задвижки со вставной пластиной может быть изготовлен из любого подходящего достаточно прочного и технологичного в изготовлении материала, например, пластмассы, металла, при этом в качестве материала для ригеля и рычага преимущественно используют металл.

Задвижка работает следующим образом.

При повороте рукоятки 9, которой заканчивается верхний конец 8 рычага 3, нижний конец 10 этого рычага перемещает ригель 2 в соответствующее положение: «открыто» или «закрыто».

Благодаря наличию скосов 15 у полости 14, служащей для фиксации ригеля 2, входные размеры этой полости заметно превышают размеры поперечного сечения ригеля. Это облегчает фиксацию ригеля и делает ее возможной даже при некотором смещении основной части корпуса относительно ее фиксирующей части, которое наблюдается при провисании или перекосе фиксируемой створки, несущей фиксирующую часть корпуса.

Более надежная работа задвижки связана с более совершенным механизмом перемещения ригеля, который обеспечивается тем, что нижний конец рычага 3 проходит сквозь ригель 2, что исключает возможность его проскальзывания без перемещения ригеля. При этом закругленная форма нижнего конца рычага, выступающего в отверстие 11 вставной пластины 5, в сочетании со скошенными по ходу его движения краями этого отверстия

обеспечивает свободное, без «заедания», движение рычага и за счет этого плавное перемещение ригеля.

При компактных размерах и незначительной длине рычага предлагаемая задвижка, благодаря усовершенствованному механизму перемещения ригеля, позволяет плотно прижимать фиксируемую створку, не прилагая особых усилий.

Предлагаемые формы корпуса задвижки, которые обеспечивают ее компактность и эстетичный внешний вид, не являются исчерпывающими.

Предлагаемые формы выполнения рукоятки, которые наряду с компактностью и эстетичным внешним видом, обеспечивают удобство использования задвижки, также не являются исчерпывающими.

Таким образом, предлагаемая задвижка обеспечивает повышение надежности работы, а также фиксацию при перекосе или провисании створок, что является техническим результатом полезной модели. Одновременно предлагаемая задвижка является компактной, изящной по внешнему виду и удобной в использовании.

1. Задвижка, содержащая корпус с ригелем, снабженным приводным элементом в виде рычага, пропущенного через направляющий вырез в корпусе и установленного с возможностью поворота относительно оси, параллельной плоскости ригеля и перпендикулярной его продольной оси, при этом концы оси поворота рычага зафиксированы в корпусе, в ригеле выполнено отверстие для нижнего конца рычага, а верхний конец рычага, выступающий из верхней части корпуса задвижки, выполнен в виде рукоятки, отличающаяся тем, что корпус задвижки состоит из двух частей и выполнен разъемным, при этом основная часть корпуса с нижней стороны снабжена в своей средней части вставной пластиной, в которой выполнено отверстие, повторяющее по форме и размерам отверстие в ригеле и снабженное скосами с двух противоположных сторон по ходу перемещения ригеля, а в его другой части выполнена полость для фиксации ригеля, снабженная верхним и боковыми скосами со стороны, примыкающей к основной части корпуса.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что внешняя часть ее корпуса имеет форму целой либо усеченной по хорде полусферы.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что внешняя часть ее корпуса выполнена в виде боковой поверхности цилиндра.

4. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что ее корпус выполнен из двух полусфер различного диаметра, при этом полусфера меньшего диаметра смонтирована по центру верхней стороны полусферы большего диаметра.

5. Задвижка по одному из пп.1-4, отличающаяся тем, что ее рукоятка выполнена в форме цилиндра, перпендикулярного продольной оси рычага.

6. Задвижка по одному из пп.1-4, отличающаяся тем, что ее рукоятка выполнена в форме крюка, являющегося продолжением рычага.



 

Наверх